- •Глава 1. Статистика и математика 10
- •Глава 2. Уголовно-статистический учет: структурно - функциональные закономерности 36
- •Введение: цель и задачи исследования
- •Глава 1. Статистика и математика
- •1.1. Статистика и математическая статистика
- •1.2. Статистика: возможности и ограничения
- •1.3. Анализ и прогноз
- •Глава 2. Уголовно-статистический учет:
- •2.1. Криминология и математика
- •2.1.1. Уголовно-статистический учет
- •2.1.2. Модульный анализ и конструирование социума —макс-3.0: математический метод
- •2.2. Преступность как система: структурно-функциональные закономерности
- •2.2.1. Сколько преступлений можно зарегистрировать
- •2.2.2. Признаки системы: дисгармония
- •2.2.3. Функции элементов структуры уголовно-статистического учета
- •Глава 3. Структуно-функциональные закономерности уголовно-статистического учета в регионах мира
- •3.1. Европа
- •3.2. Африка
- •3.3. Азия
- •3.4 Америка
- •Глава 4. Структурно-функциональные закономерности уголовно-статистического учета в отдельных
- •4.1. Слаборазвитые
- •4.2 Среднеразвитые
- •4.3 Высокоразвитые
- •Глава 5. Структурно-функциональные закономерности уголовно-статистического учета в конкретных странах мира
- •5.1. Россия
- •5.2. Япония
- •Глава 6. Развитие системы:
- •6.1. Система: устойчивые пропорции функционирования
- •6.1.1. Социум преступников
- •6.1.2. Раскрытые и зарегистрированные преступления
- •6.2. Целостность — одно из главных достоинств системного анализа
- •6.2.1. Моделирование системы
- •6.2.2. Макс-3.0 одна из возможностей познания законов развития общества
- •123286, Г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9,
2.2.2. Признаки системы: дисгармония
Наличие дисгармонии в системе свидетельствует о том, что:
а) найдено общее правило, установлены границы, в которых функционирует большинство элементов и система в целом (принцип достаточности);
б) в системе существует “невидимая” дисгармония, которая в соответствующее количество раз меньше общеустановленной границы той дисгармонии, которая, соответственно, выше установленной планки (принцип противовеса в системе). Или, другими словами, всегда на выявленную дисгармонию есть другая дисгармония — антипод первой, которая своим существованием и функционированием уравновешивает отклонения в норме, в оптимуме. Об этом свидетельствует ряд чисел, характеризующих систему по тому же качественному признаку, — удивительно низкий уровень зарегистрированной преступности на 100 тыс. населения. Подчас кажется, что он невероятно низок по отношению к видимой, наблюдаемой дисгармонии. Рассчитать конкретные размеры “невидимой” дисгармонии можно лишь приблизительно. Но согласно принципу противовеса такая дисгармония (антипод существующей и с ярко выраженным количественным описанием) обязательно должна функционировать. Не говорить об этом нельзя, хотя рассчитать ее очень непросто;
в) в каждой изучаемой системе должна присутствовать дисгармония (отклонение от общеустановленной границы, нормы), иными словами, структура целостной системы независимо от ее уровня функционирует согласно общесистемным закономерностям;
г) размер дисгармонии по отношению ко всей системе в целом предопределен и имеет свои границы. Отсюда ее можно рассматривать в качестве индикатора функционирования системы в целом (например, при прогнозировании наступления кризиса в системе);
д) целое не может существовать без своей части — дисгармонии — и наоборот;
е) дисгармония рассматривается нами, с одной стороны, как элемент, признанный поддерживать стабильность, а с другой — как один из потенциальных источников изменений в развитии социальной системы [15];
ж) дисгармония может рассматриваться как один из основных признаков целостной системы. При ее обнаружении становится очевидно, что перед нами целостная система, наделенная смысловой и структурно-функциональной спецификой в определенных временных границах.
2.2.3. Функции элементов структуры уголовно-статистического учета
Здесь будут рассмотрены функции как найденных СФЗ УСУ, так и всей системы в целом. Начнем с анализа системы в целом.
Возьмем данные по уровню мировой преступности за 1996 г. Для удобства анализа всю совокупность можно разделить, например в соответствии с уровнем дохода на душу населения, на четыре группы, а именно страны с уровнем дохода на душу населения: а) с низким; б) средненизким; в) средневысоким; г) высоким.
Общей функцией системы будет функция динамического равновесия. Иными словами, части в изучаемой системе конкурируют в модуле за право доминирования, но ни одной из них “опередить” другие не удается. Но следует подчеркнуть, что перед нами не статичное равновесие пропорции, которая выражается как 1,000, а динамическое равновесие, пропорция, которая равна 1,062. Уже из названия самой функции становится понятным ее содержание, динамичное, или постоянно развивающееся, равновесие в определенных границах. При этом пропорция реальных данных составила 1,02 (идеальная 1,062), а ошибка 3,95%, гармоничных модулей — 25%.
Результаты анализа других периодов (1993, 1994, 1995 гг.) также установили ту же общую функцию изучаемой системы — функцию динамического равновесия. При этом:
1993 г. — ошибка 2,82%, гармоничных модулей — 75%;
1994 г. — ошибка 3,3%, гармоничных модулей — 50%;
1995 г. — ошибка 4,24%, гармоничных модулей — 50%.
О чем говорит функция динамического равновесия? Она говорит о том, что мир в целом стабилен, относительно спокоен. Существуют определенные ниши (критерии здесь могут быть самые различные — от уровня дохода на душу населения до криминогенной дифференциации районов). Страны, регионы, районы в указанных нишах стабильны. Конечно, возможен переход некоторых элементов из одной ниши в другую, но тут же пропорция будет восполнена структурной перестройкой других элементов изучаемой системы на основании общесистемных закономерностей. Именно в этом, на наш взгляд, и проявляется динамичное равновесие. При помощи принципа противовеса создается строгая пропорциональность между элементами в единой системе.
Приступим к анализу группы стран, которая рассматривается нами в качестве дисгармонии по отношению к группе стран, где уровень преступности не выше 6252 преступлений на 100 тыс. населения.
Итак, 1993 г. Разбив данную группу стран на 2 подгруппы в соответствии с уровнем дохода на душу населения, проанализируем ее на МАКС-3.0 (см. Приложение, табл. 4—5).
Анализ системы показывает, что общая функция системы функция динамического равновесия (ФДР), при ошибке 2,64%, гармоничных модулей — 50%.
Анализ всех периодов представлен в табл. 6—10. Сначала определим используемые нами термины:
1. Мир — все страны мира, имеющие показатель уровня преступности за определенный период (для удобства все страны были разделены на 4 модуля, а именно с уровнем дохода а) низким, б) средненизким, в) средневысоким, г) высоким.
2. Дисгармония первого уровня — группа стран, где уровень преступности превышает 6252 преступлений на 100 тыс. населения.
3. Дисгармония второго уровня — группа стран, у которых уровень дохода на душу населения резко отличается от подавляющего большинства стран.
Таким образом, будут анализироваться системы разного уровня (мир в целом, дисгармония по отношению ко всему миру, дисгармония по отношению к предыдущей дисгармонии, принятой за единую систему).
Из табл. 2 можно сделать следующие выводы:
1. Наблюдаемые пропорции стабильны, устойчивы в функциональном плане, несмотря на то что за определенный период анализировались разные страны и разное их количество (табл. 1).
Таблица 1
Страны мира по уровню дисгармонии
2. Изменения в функциях не наблюдаются. Изменения в некоторых параметрах, приведенные в таблице, незначительны или несущественны, в частности, ошибки не выходят за границу 5%.
Таким образом, наблюдаемые пропорции устойчивы не только в структурном, но и в функциональном плане, а это, на наш взгляд, очень важно (подчеркнем, независимо от абсолютного размера). Величина абсолютного количества населения была всегда разная (процент выборки варьировался, с одной стороны, а с другой — абсолютная численность населения Земли постоянно растет).
Ранее было установлено, что отношение числа лиц, совершающих практически значимые для общества действия, к числу самих этих действий оказывается равным 1,618 (или так называемое золотое сечение).
Что представляет собой это “золотое сечение”? Как оно возникло?
“Из дошедших до нас источников античности следует, что золотое сечение было известно уже в Древнем Египте и использовалось для построения пирамид. Однако широкое распространение оно получило только в Древней Греции благодаря работам Пифагора. В символической записи золотое сечение в школе Пифагора имело следующий вид:
АС : СВ = АВ : АС,
где АВ — отрезок прямой; АС — большая часть отрезка; СВ — меньшая часть отрезка.
Это равенство пифагорейцы использовали для построения правильных симметричных многогранников: тетраэдра, куба, додекаэдра, а также для обозначения музыкальной гармонии. Термин “золотое сечение” ввел Клавдий Птолемей, который дал это название числу 1,618, установивший, что рост человека правильного телосложения делится именно в таком отношении. Закрепился же данный термин благодаря Леонардо де Винчи. В Древней Греции золотое сечение выступает не только как архитектурная основа построения храмов, театров, стадионов или эстетический канон произведения искусства, но и как общий принцип гармонии мира.
В средние века идея золотого сечения в основном сохраняет античный смысл. Так, в 1509 году вышла книга Фра Л. Пачоли ди Борго “О божественной пропорции”, в которой автор рассматривает данную пропорцию в качестве универсального отношения, выражающего и в природе, и в искусстве совершенство красоты, называя ее “божественной”, “орудием мышления”, “эстетическим началом”, “принципом мира и природы”.
Подобно тому, как Л. Пачоли, ориентируясь на сферу искусства, привлек внимание современников к эстетической привлекательности золотого сечения, И. Кеплер в своей “Гармонии мира” установил связь золотого сечения с так называемым рядом Фиббоначи. Его ввел в математику итальянский купец Леонардо из Пизы по прозвищу Фиббоначи, который в 1202 году написал “Книгу абака” (“абак” — счетная доска), где приводится описание данного ряда. Начиная с первого числа, их ряд такой: 0, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55. Легко заметить, что каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел, а отношение большего числа к меньшему равно 1,618.
Если сложить расположенные через одно числа Фиббоначи, то получим новый ряд чисел: 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29,… и т.д., который носит название “ряда Люка”. Отношение соседних чисел здесь также стремится к золотой пропорции. Сложив положенные через одно числа ряда Люка, получим новый ряд: 15, 25, 40, 65,… и т.д., который в пределе стремится к числу 1,618” [6, с. 54—55].
Благодаря найденному соотношению 1,618 (“золотое сечение”) мы можем достаточно верно рассчитать количество не только преступлений, но и иных юридически значимых действий, которые, так сказать, “ожидаются” в стране с определенным количеством населения. И если официальные данные свидетельствуют о неполноте статистики юридически значимых действий, то можно рассчитать “нелегальный” сектор криминального поведения, не попавший в официальную статистику, но безусловно влияющий на формирование тенденций общественного развития, ситуацию в данном обществе в целом.
Мы произвели лишь предварительный анализ изучаемых систем по одной характеристике за относительно небольшой период, и, разумеется, оставили широкий простор для теоретической мысли и практической работы исследователей.
1. Нет никаких оснований для отрицания значимости математических методов в анализе социальных явлений. Во всех случаях они равно пригодны как для естественных, так и для социальных наук.
2. Вычислены СФЗ УСУ, которые отражают некоторые общесистемные состояния, в частности, “золотое сечение” (1,618). Например, результат отношения между количеством юридически значимых действий и количеством лиц, их совершающих, стремится к “золотому сечению”.
3. Вычислен коэффициент кризиса правоохранительной системы общества, который рассчитывается как отношение числа зарегистрированных преступлений к числу осужденных за то же период времени и выражается в том, что правоохранительная система конкретного общества не контролирует криминогенную ситуацию (в случае превышения значения 2,236).
4. В любой системе (как природной, так и социальной) мы можем обнаружить признаки дисгармонии — часть целого, не вписывающаяся по каким-либо качественным характеристикам в общие границы. При этом она (эта часть) имеет строго определенные размеры по отношению к целому.
5. Дисгармония может рассматриваться, с одной стороны, как элемент стабильности всей системы, а с другой — как потенциальный источник изменений в ней, в частности, социальных.
