Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛИ_уголовно-статистический учет.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
776.04 Кб
Скачать

Глава 2. Уголовно-статистический учет:

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Искать истину — и легко и трудно,

ибо очевидно, что никто не может

и целиком ее постигнуть, ни

полностью ее заметить, но каждый

добавляет понемногу к нашему

знанию природы и из совокупности

всех этих фактов складывается

величественная картина.

Аристотель

2.1. Криминология и математика

2.1.1. Уголовно-статистический учет

Уголовно-статистический учет (УСУ) ведется правоохранительными органами в пределах своей компетенции в обязательном порядке. УСУ можно разделить на два больших сектора: первый характеризует личность преступника, например, пол, возраст, социальное положение, судимость и т. д.; второй — преступление, например, тяжкое (не тяжкое), умышленное (неосторожное) и т. д. Деление весьма условное, но необходимое. Очевидно, что, соединяясь, две части отражают целое, или преступность как социальную систему. Иными словами, УСУ есть, правда не полное, описание преступности как социального явления через набор абстракций, через числа.

В предыдущем нашем исследовании мы вычислили оптимальную структуру социума преступников в обществе, используя при этом данные УСУ, характеризующие, как правило, преступника (точнее, осужденного) [1].

В настоящем исследовании будет задействована другая база данных: характеризующих преступление (так называемый второй сектор). Среди множества показателей внутри данной базы самый распространенный — показатель, характеризующий состояние преступности, а именно ее индекс, или коэффициент. Он “исчисляется из количества преступлений (или числа лиц) в расчете на 1 тыс., 10 тыс. или 100 тыс. человек населения в целом или соответствующих возрастных групп. Без этого, в связи с движением (миграцией) населения, переменами в административно-территориальном делении, изменении возрастных групп и т. д. нельзя получить правильную сравнительную картину состояния преступности в различных местностях страны, не говоря уже о сопоставлении данных о преступности по различным критериям страны и периодам времени.

Необходимо подчеркнуть, что коэффициент преступности — наиболее объективный показатель состояния преступности. При сравнении, скажем положения дел в разных странах, высокая цифра преступности в одной стране может сопровождаться более низким коэффициентом преступности на 100 тысяч населения. И наоборот” [2, с. 52]. Добавим, что в силу своей объективности коэффициент преступности чаще всего используется в сравнительных исследованиях.

Коэффициент преступности, рассчитываемый как общее количество преступлений в расчете на 100 тыс. населения в целом, включается практически во все соответствующие национальные статистические сборники. Именно его мы находим в качестве доминирующего критерия для сравнения во всех обзорах ООН по преступности. Этот критерий был использован и в ежегодниках Энциклопедии “Британника”** , чья информация легла в основу нашего исследования.

Что такое коэффициент преступности?

Коэффициент преступности служит базовым критерием при сравнении состояния преступности (ее численности в целом или по видам преступлений и др.) в различных странах мира. Он удобен, когда мы имеем дело с различными уголовно-правовыми системами, — ведь мы в первую очередь сравниваем положение дел в разных странах по числу преступлений на 100 тыс. населения и оставляем в стороне приоритеты и ценности, которые лежат в основе уголовно-правовой системы каждой страны. И только в силу этого количество преступлений может служить показателем, или критерием, для сравнения.

Следует подчеркнуть о принципиальных ограничениях, которые были преодолены специалистами при подготовке единых сравнительных таблиц в ежегодниках Энциклопедии “Британника”, в том числе таблиц, включающих статистические данные о состоянии преступности. Например, отклонения в значениях по конкретной тематике за определенный период времени (х), которые возможны в следующих пределах: для 100 стран временной период может быть (х – 1), для 140 — (х – 2), для 180 — (х – 3), а также иные ограничения.

Обратимся теперь к УСУ и отметим, что для объективного отражения такого социального явления, как преступность, надо рассмотреть два признака:

а) необходимость;

б) достаточность.

Например, латентная преступность во всех странах, наряду с рядом иных факторов (например, структура системы более высокого уровня и т.д.), служит, как мы показали в предыдущих исследованиях [1], необходимым условием для функционирования преступности как социального явления, конкретная же величина, численность латентной преступности выступает достаточным условием для ее существования и функционирования как социального явления. Разумеется, и латентная преступность как часть (подсистема) преступности в целом, и сама преступность как система в рамках общества как более общей системы, должна развиваться в каких-то рамках, границах. Границы преступности в целом предположительно составляют 5,6% от общей численности населения. Данная цифра может восприниматься нами как средний показатель наличия достаточных условий для функционирования такого социального явления, как преступность.

Вопрос — почему существует преступность? — риторический, так как “если все функционирование общества представить в виде системы, то преступность — подсистема этой системы, подчиняющаяся, в конечном счете, законам функционирования системы” [3, с. 45], или иначе, преступность “необходима” (как некое “зло”, без которого невозможно понять, что такое “добро”) обществу как один из ее важных составных элементов.

На вопросы — почему необходима преступность как социальное явление обществу в целом, как сама структура общества направлена на самовоспроизводство и сохранение преступности и многие другие, связанные с ними вопросы автор подробно ответит в своих следующих исследованиях.

Но какова должна быть доля тех или иных элементов преступности как системы, достаточная для ее нормального функционирования и развития?

Например, сумма, получившаяся в результате сложения числа несовершеннолетних преступников и числа лиц, у которых наблюдается рецидив преступлений, должна оставаться в пределах от 7 до 83% от общей численности всех осужденных. Именно эти категории преступников составляют, как мы показали в предыдущей работе, ядро преступного социума как системы, которое сохраняет и передает молодым “коллегам” традиции преступной субкультуры и тем самым позволяет нормально функционировать, развиваться и сохраняться самой преступности как системе [1].

Все реально функционирующие социальные явления, на наш взгляд, должны рассматриваться с точки зрения необходимости своего существования и при наличии для этого достаточных условий. Например, если мы наблюдаем такое социальное явление, как преступность, постоянно (вне конкретного времени), везде (без ограничения на территории земного шара), то можно с достаточной степенью уверенности предположить наличие необходимых и достаточных условий, благодаря которым преступность существует и функционирует. Каковы они, эти условия, в каких границах они действуют? Попытаемся ответить, анализируя УСУ.