Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Послепетровская эпоха часть 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
281.09 Кб
Скачать

Иностранцы о городах

В Архангельске улицы покры­ты ломаными бревнами и так опасны для проходящих по ним, что люди постоянно находятся в опасности упасть. Вдобавок в городе находятся беспорядочно разбросанные развалины домов и бревен после пожаров. Но снег, выпадающий зимою, уравни­вает и сглаживает все. В Нижнем Новгороде он отметил, что в праздник все были пьяные и весь день бродили вокруг кабаков, при этом женщины пьют не меньше мужчин. Другой иностра­нец, описывая Петербург, заметил следующее. Этот город пред­ставляет двойственное зрелище: здесь в одно время встретишь просвещение и варварство, следы X и XVIII вв., Азию и Евро­пу, скифов и европейцев, блестящее гордое дворянство и неве­жественную толпу. С одной стороны - модные наряды, богатые одежды, роскошные пиры, великолепные торжества и зрелища, подобные тем, которые увеселяют избранное общество Парижа и Лондона, с другой - купцы в азиатской одежде, приказчики, слуги и мужики в овчинных тулупах, с длинными бородами, с меховыми шапками и рукавицами, и иногда с топорами, за­ткнутыми на ременные пояса".

Экономическое образованье и наука

Это совершенно необхо­димые элементы развития страны в эпоху просвещения и гума­низма также имели свои особенности проявления в России. Здесь сталкивались две линии: с одной стороны, расширение масштабов торговли, появление ее новых форм, потребовали от купцов специальных знаний, с другой стороны, привычка абсо­лютизма вмешиваться не только в социально-политическую сферу, но и в общественное сознание людей, затрудняли этот процесс.

Обычно купцы рано начинали учить своих сыновей на прак­тике, во время торговли. В своем челобитье в Сенат в 1719 году посадские люди Каргополя, Великого Устюга, Воло­гды, Калуги и др. в ответ на указ об учреждении цифирных школ писали, что "дети-де их от десяти до пятнадцати лет обучаются купечеству и вступают в торговые промыслы, и си­дят в рядах за товарами". С 14-летнего возраста участвовал в торгах своего отца, дмитровского купца первой гильдии, Иван Толченое. Сначала под надзором приказчиков, а потом само­стоятельно он закупал хлеб в Орле, нанимал барки и работных людей, сопровождал их до Петербурга и торговал хлебом в сто­лице. Выполняя различные поручения отца, находясь в посто­янных разъездах, уже в 15-летнем возрасте он проводил вне дома более полугода.

На практике молодые купцы овладевали навыками раз­личных форм торговли, учились выяснять конъюнктуру рынка, цену товара, условия торговли на разных рынках, постигали механизм кредитных сделок, учились брать подряды, нанимать транспортных работников, рассчитывать издержки и прибыль и многому другому, с чем сталкивались в процессе торговой дея­тельности. Трудности в закреплении опыта были связаны с не­устойчивостью торговых капиталов и фамилий. В этих условиях особое значение приобретали личные деловые качества купца, его способности, ум, энергия, сноровка.

До XVIII века государственного обучения в России не было.

В 1721 году указом Петра 1 было велено послать в Италию и Испанию для обучения купечеству 12 человек. Поиск подходя­щих кандидатов в Москве столкнулся с немалыми трудностями и затянулся на несколько лет, ввиду нежелания и прямого со­противления московских купцов. Возникли и проблемы с опла­той этой поездки. Иностранные купцы отказывались прини­мать русских на обучение, видя в них будущих конкурентов, не желая терять выгоды от торгового посредничества.

С 1723 года он повелел постоянно дер­жать для обучения 15 детей за границей. Но купцы укрывали детей, за что арестовывали их имущество и их самих. Иногда богатые купцы перекладывали эту повинность на "мало­мочных", присылали вообще неспособных к обучению: "...понеже по смотру оные явились в летах немалых и выбраны из самой подлости, подобно якобы из крестьян, которые ко обучению безнадежны". Со стороны государства в этом деле было не только насилие, но и страшная волокита. В 1725 году из 43 человек, планируемых Главным магистратом для посылки за границу, в Ригу и Ревель, удалось собрать 12, и тех долго не посылали за границу из-за отсутствия средств, так, что они прожили свои деньги и просились домой. Потом этих детей распустили, так как они не обучены были арифметике и не­мецкому, а без этого за границу посылать не было смысла. Ста­ли собирать новых, но дело не двигалось. Казна не хотела тра­тить на это деньги, а хотела, чтоб оплатили богатые купцы.