Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
predmet_terminologia_zadach.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
261.46 Кб
Скачать

5. История развития.

Сведения о применении обезболивания при выполнении операций уходят в глубокую древность. Имеются письменные свидетельства о применении обезболивающих средств еще в XV веке до нашей эры. Применялись настойки мандрагоры, белладонны, опия. Для достижения обезболивающего эффекта прибегали к механическому сдавливанию нервных стволов, местному охлаждению льдом и снегом. С целью выключения сознания пережимали сосуды шеи. Однако перечисленные методы не позволяли достичь надлежащего обезболивающего эффекта и были весьма опасны для жизни больного.

Справедливо полагают, что обезболивание с научными обоснованиями пришло к нам в середине XIX века. 30 мая 1842 года Лонг впервые применил эфирный наркоз при операции удаления опухоли затылка. Однако об этом стало известно только в 1852 году. Первая публичная демонстрация эфирного наркоза была произведена 16 октября 1846 года. В этот день в Бостоне профессор Гарвардского университета Джон Уоррен удалил опухоль в подчелюстной области больному Джильберту Эбботу под эфирным усыплением. Наркотизировал больного дантист Уильям Мортон. Дата 16 октября 1846 г. считается днем рождения современной анестезиологии.

С необычайной быстротой весть от открытии обезболивания обошла весь свет. В Англии 19 декабря 1846 года под эфирным наркозом оперировал Листон, вскоре наркоз стали применять Симпсон и Сноу. С появлением эфира все другие средства обезболивания, применявшиеся веками, были оставлены.

В 1847 году в качестве наркотического вещества англичанин Джемс Симпсон впервые применил хлороформ, и т.к. при применении хлороформа наркоз наступает намного быстрее, чем при применении эфира, он быстро завоевал популярность среди хирургов и на долгое время вытеснил эфир. Джон Сноу впервые применил хлороформ для обезболивания родов у королевы Англии Виктории при рождении ею восьмого ребенка. Против хлороформного и эфирного обезболивания в акушерстве выступила церковь. В поисках аргументов Симпсон объявил бога первым наркотизатором, указав, что при сотворении Евы из ребра Адама Бог усыпил последнего. Впоследствии, однако, значительная частота осложнений вследствие токсичности постепенно привела к отказу от хлороформного наркоза.

В середине 40-х годов XIX века началось также широкое клиническое экспериментирование с закисью азота, чье болеутоляющее действие открыл Дэви в 1798 году. В январе 1845 года Уэллс публично демонстрировал наркоз закисью азота при экстракции зуба, но неудачно: адекватной анестезии достигнуто не было. Причиной неудачи ретроспективно можно признать само свойство закиси азота: для достаточной глубины наркоза она требует чрезвычайно высоких концентраций во вдыхаемой смеси, которые приводят к асфиксии. Решение было найдено в 1868 году Эндрюсом: он стал сочетать закись азота с кислородом.

Опыт применения наркотических веществ через дыхательные пути имел ряд недостатков в виде удушья, возбуждения. Это заставило искать иные пути введения. В июне 1847 года Пирогов применил ректальный наркоз эфиром при родах. Он же пытался вводить эфир внутривенно, но это оказался очень опасный вид анестезии. В 1902 году фармаколог Н.П. Кравков предложил для внутривенного наркоза гедонол, впервые примененный в клинике в 1909 году С.П. Федоровым (русский наркоз). В 1913 году впервые для наркоза были использованы барбитураты, а широкое применение барбитуровый наркоз получил с 1932 года с включением в клинический арсенал наркотизатора гексенала.

В годы Великой Отечественной войны получил распространение внутривенный алкогольный наркоз, однако в послевоенные годы от него отказались из-за сложной техники введения и частых осложнений.

Новую эпоху в анестезиологии открыло применение натуральных препаратов кураре и их синтетических аналогов, расслабляющих скелетную мускулатуру. В 1942 году канадский анестезиолог Гриффит и его ассистент Джонсон впервые применили миорелаксанты в клинике. Новые препараты сделали наркоз более совершенным, управляемым и безопасным. Вставшая проблема искусственной вентиляции легких (ИВЛ) была успешно решена, и это в свою очередь расширило горизонты оперативной хирургии: привело к созданию, по сути, легочной и кардиохирургии, трансплантологии.

Следующим этапом в развитии обезболивания стало создание аппарата искусственного кровообращения, позволившего оперировать на “сухом” открытом сердце.

Устранение боли при больших операциях оказалось недостаточным для сохранения жизнедеятельности организма. Перед анестезиологией была поставлена задача создания условий для нормализации нарушенной функции дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ.(1949 г. французы Лабори и Ютепар ввели понятие гиберпации и гипотермии).

Не найдя широкого применения, они сыграли большое значение для развития концепции потенцированного наркоза (термин введен Лабори в 1951 году) – сочетание различных ненаркотических препаратов (нейролептиков, транквилизаторов) с основным наркозом для достижения адекватного обезболивания при небольших дозах последнего, и послужила основой для применения нового перспективного метода общего обезболивания – нейролептаналгезии (сочетания нейролептика и наркотического анальгетика), предложенного де Кастри и Мунделером в 1959 году.

Как видно из исторической справки, хотя анестезиологическое пособие проводилось с давних времен, но настоящее признание, как научно обоснованной медицинской дисциплины, пришло лишь в 30 г. XX века. В США совет анестезиологов создан в 1937 г. В 1935 г. был введен экзамен по анестезиологии в Англии, в Англии анестезиологи в 1947 г. В 50 гг. для большинства хирургов СССР стало очевидно, что безопасность проведения оперативных вмешательств во многом зависит от анестезиологического их обеспечения. Это явилось очень важным фактором, стимулировавшим становление и развитие отечественной анестезиологии. Возник вопрос об официальном признании анестезиологии в качестве клинической дисциплины, а анестезиолога – специалистом особого профиля.

В СССР этот вопрос впервые конкретно был обсужден в 1952 г. на V пленуме правления Всесоюзного научного общества хирургов. Как было сказано в заключительном слове: ” Мы присутствуем при рождении новой науки, и пора признать, что существует еще одна отрасль, которая развилась из хирургии”.

С 1957 г. начата подготовка анестезиологов в клиниках Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Открываются кафедры анестезиологии при военно-медицинской академии и институтах усовершенствования врачей. Большой вклад в развитие советской анестезиологии внесли такие ученые, как Куприянов, Бакулев, Жоров, Мешалкин, Петровский, Григорьев, Аничков, Дарбинян, Бунятян и многие другие. Быстрому прогрессу анестезиологии на раннем этапе ее развития, помимо возрастающих запросов к ней хирургии, способствовали достижения физиологии, патологической физиологии, фармакологии и биохимии. Накопленные в этих областях знания оказались очень важными при решении задач по обеспечению безопасности больных при проведении операций. Расширению возможностей в области анестезиологического обеспечения операций во многом способствовал быстрый рост арсенала фармакологических средств. В частности, новыми для того времени были: фторотан (1956 г.), виадрил (1955 г.), препараты для НЛА (1959 г.), метоксифлуран (1959 г.), натрия оксибутират (1960 г.), пропанидид (1964 г.), кетамин (1965 г.), этомидат (1970 г.).

В Республике Беларусь очень большой вклад в развитие анестезиологии внесли такие врачи-ученые как, И.З. Клявзуник, А.А. Плавинский, Ф.Б. Каган, И.И. Канус, О.Т. Прасмыцкий, В.В.Курек, А.В. Марочков.

ИСТОРИЯ возникновения реаниматологии своими корнями уходит в далекую древность. Мечта о возможности возвращения умирающего или уже умершего человека волновала и наших далеких предков. Следы их попыток вдохнуть жизнь в лежащее перед ними бездыханное тело мы находим в дошедших до нас мифах, легендах и сказаниях, в обнаруженных наскальных рисунках. Великий врачеватель Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) считал, что сердце играет первостепенную роль в жизни человека. Везалию (1514-1564) принадлежит заслуга доказанных первых попыток оживить сердце человека. На основе полученных в эксперименте данных он применял искусственное дыхание путем вдувания воздуха в легкие через трубку. Он первый выявил и описал одну из терминальных форм нарушений сердечного ритма – фибрилляцию сердца (желудочков). Выдающийся английский ученый Гарвей (1578-1657) писал: ”Сердце животного – основа его жизни, его самый важный орган, солнце его микрокосма; от сердца полностью зависит его жизнь; его сердце излучает энергию и жизненную силу. Если при рождении небытие переходит в бытие и из неживого возникает живое, то смерть возвращает бытие обратно в небытие, заставляя существо проходить по тем же ступеням, но в противоположном направлении. То же и у животных: те части, которые рождаются последними, умирают первыми и, наоборот, первые умирают последними”. Гарвей также проводил эксперименты по оживлению, но в отличие от Везалия, который использовал для этой цели интубацию трахеи и искусственное дыхание, предпочел метод, отдаленно похожий на массаж сердца. По мере развития медицины растет интерес к изучению проблемы угасания и восстановления жизненных функций организма животного и человека. В литературе появляются научные труды, авторы которых, опираясь на уже имеющиеся в их распоряжении научно обоснованные данные, предлагают применять разработанные ими те или иные методы реанимации. Так Парацельс в середине 16 века впервые использовал мехи для вдувания воздуха в легкие. В первой половине 18 века оживлением при утоплении в эксперименте занимался русский академик Даниил Бернулли. Метод вдувания воздуха изо рта в рот при оживлении утонувших был описан в книге датских авторов в 1776 г. Изучение действия вдуваемого воздуха в легкие потерпевшего продолжили известные русские ученые С. Забелин и Е. Мухин. Мухин рекомендовал применять механическое раздражение полости рта и носа, а также нашатырный спирт только после восстановления самостоятельного дыхания. В 1820 г. королевское министерство Пруссии по делам религии, преподавания и медицины опубликовало специальное руководство, в котором рекомендуется широко применять искусственное дыхание. Русский ученый А. Никитин выпустил в 1846 г. книгу Наставление, как должно подавать пособие больным до прибытия врача. Н.И. Пирогов считал, что для оживления человека необходимо сильно тереть все тело и особенно грудь, сотрясая ее руками и струей воды, направленной под ложечку и на сердце. В 1877 г. появилась работа немецкого ученого R. Boem, который, придавая большое значение применению искусственного дыхания в процессе оживления, настаивал на том, что этот метод должен сопровождаться надавливанием на грудную клетку. О переливании крови как способе восстановления жизни обескровленного организма стало известно в России с первой половины 19 века. Так в 1832 г. городской акушер в Петербурге доктор медицины Вольф с успехом применил переливание крови в случае смертельного послеродового кровотечения. В 1900 г. ученые-медики C. Prevost и F. Battelli разработали свой метод устранения фибрилляции сердца при помощи электрического разряда. Исследования немецких ученых в 1892 г. привели к разработке прямого массажа сердца. В 1901 г. К. Аглинцеву удалось восстановить, хотя и на короткий срок, сердечную деятельность у человека. Полного успеха оживления человека добился летом 1901 г. врач городской больницы в норвежском городе Трансе Игельсруд. В 1913 г. была опубликована статья советского ученого Ф.А. Андреева Опыты восстановления деятельности сердца, дыхания и функции центральной нервной системы. В самом начале 20 века А.А. Кулябко экспериментировал на изолированных органах рыб, птиц и кроликов. В 1902 г. он успешно осуществил свою первую попытку оживления сердца, изъятого из тела ребенка через сутки после смерти его от пневмонии, а в 1907 г. оживил изолированную голову рыбы. В 1927 г. советские ученые С.С. Брюхоненко и С.И. Чечулин демонстрировали на 2-ом съезде физиологов, фармакологов и биохимиков (Москва, 1928) опыт по оживлению изолированной головы собаки при помощи сконструированного ими перфузионного аппарата. Этот опыт показал, что мозг – наиболее ранимый орган у человека и животных – может ожить при создании условий, благоприятных для его жизнедеятельности. В 1936 г. в СССР была создана первая в мире научно-исследовательская лаборатория по оживлению организма, которая в мае 1985г. была преобразована в Институт общей реаниматологии АМН СССР. Большой вклад в развитие реаниматологии внес профессор Питсбургского университета П. Сафар, который в 1964 г. с учебной, научной и практической целью создал алгоритм легочно-сердечной и мозговой реанимации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]