
- •1.1.1. Предмет социальной психологии
- •9.Методологические уровни социальной психологии.
- •10.Методы социально-психологических исследований. Краткая характеристика
- •11.Метод наблюдения.
- •12.Специфика социально - психологического эксперимента и его основные типы
- •13.Количественные методы в социальной психологии
- •14.Качественные методы в социальной психологии
- •18.Метод моделирования
- •24. Динамическая теория функционирования группы в. Байона.
- •25.Теория развития группы в. Бенниса и г. Шепарда.
- •26.Теории агрессии и подражания. Подход н. Миллера и д. Долларда;
- •27. Исследования природы авторитарной личности т. Адорно
- •29. Социобихевиоральный подход а. Бандуры.
- •32.Необихевиаристическая ориентация
- •33. Когнитивистская ориентация.
- •34.Теория структурного баланса ф. Хайдера
- •35.Теория коммуникативных актов т. Ньюкома,
- •36.Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера,
- •37.Теория конгруэнтноси ч. Осгуда и п. Танненбаума.
- •38. Экспериментальные исследования конформизма с. Аша и современные представления о групповом влиянии
- •47. Этнометодология г. Гарфинкеля.
47. Этнометодология г. Гарфинкеля.
Этнометодология – слово (ethnos – народ, группа; method – метод, logy- исследование) означает «методы», к которым прибегают люди в своей повседневной деятельности. Возникновение этнометодологии связывают с выходом сборника статей Гарольда Гарфинкеля (р. 1917). Этнометодология актуализирует в качестве первостепенной темы социологии – мир повседневности. Акцент делается на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Объективная реальность социальных фактов – это не внешняя сила по отношению к индивидам. Акторы сами создают эту реальность постоянно, без перерывов, без возможности уклониться, передать другому, отсрочить.
Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения образуют сложную структуру. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.
Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем. Например, общение между мужьями и женами может быть похожим на своего рода стенографию - им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга. Прислушайтесь к своим диалогам. Вопрос: «Сдал?» Ответ: «Ну да…». Собеседники знают, что речь идет об экзаменах, а не о стеклотаре. «Ну да….» тоже расшифровывать не нужно. Собеседник знает, что это значит: «ей с первого захода разве сдашь!».
Когда мы нарушаем правила, принятые на веру, результаты могут быть непредсказуемыми. Если, в ответ на вопрос «Как жизнь?» Вы начнете подробно рассказывать о всех своих неприятностях, то, вызовите недоумение или раздражение человека, задавшего вопрос.
48.
Социальный конструкционизм
Теория, возникшая из критики более ранних взглядов на человеческое поведение, основанных на идее рациональной, самодостаточной личности. Сторонники социального конструкционизма утверждают, что мы не можем понять причины человеческого поведения, если смотрим из этой перспективы. Люди рассматриваются как продукт своей культурной и личной истории, а также непосредственного социального контекста.
Согласно теории социального конструкционизма, вместо того чтобы ограничивать исследования попытками установить схемы индивидуального поведения, мы должны изучать отношения между людьми, образующие внутренний мир субъективного опыта. Это подразумевает отход от традиционных эксперименталъиых методов исследований с обработкой количественных данных, и более широкое применение качествеииых методов.
49. работы Московичи
Самые ранние работы Московичи о социальных представлениях касались вопроса, как объяснения поведения, принятые в психоанализе, становятся повседневными объяснениями, используемыми широкой публикой во Франции. Он обнаружил, что 45 процентов респондентов в его экспериментальной группе пытались объяснить что-то посредством использования таких объяснений как “обладание комплексом” и т.п. В более поздних исследованиях Московичи в центре внимания были способы, которыми “обыденные” значения атрибутируются личностям, группам и событиям в культурной группе.
“Что происходит с каждым из нас, когда мы социализируемся? -писал С. Московичи, - Происходит то, что мы постепенно научаемся понимать действия или ситуации определенным способом внутри нашей культуры. Тогда мы становимся способны согласовывать свою деятельность с деятельностью прочих членов нашей культурной группы и участвовать в передаче этих культурных значений тем, кто связан с нами. Таким образом, значения событий не создаются индивидом, но культурно совместно используются как социальные представления. Несколько примеров могут сделать этот вопрос яснее. В большинстве обществ в мире существует социальное представление о понятии “работа”. В многих национальных культурах работа рассматривается как нечто такое, за что платят или должны платить. Однако, существует широкие вариации в определении того, какие виды деятельности рассматриваются скорее как работа, чем как дружеская помощь. Присмотр за ребенком, сопровождение туриста или обучение кого-нибудь английскому может рассматриваться, а может и не рассматриваться как работа, в зависимости от того, кто это делает и где это делается. Обязанности тех, кто работает, также сильно варьируются. В Японии персональная значимость работы оказывается большей, чем во многих других странах. Рабочие обязанности человека в Японии могут заключаться в том, чтобы пойти выпить после работы и принимать участие в других развлекательных мероприятиях с коллегами по работе, в то время как в других культурах это мыслиться как нечто отдельное от работы.”[1]
Такие различия в верованиях и ценностях социальными психологами чаще всего рассматриваются как различия в установках по отношению к различным объектам. Однако, поборники теории социальных представлений, главным из которых считается С. Московичи — полагают, что эта категоризация упускает один пункт. Установка является достоянием личности. Социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Поскольку многие из самых фундаментальных представлений существовали в нашей культурной группе задолго до того, как мы родились, существует очень небольшая вероятность того, чтобы какой-нибудь одни индивид мог вызвать существенное изменение в социальных представлениях, превалирующих внутри культурной группы.[2] Можно признать, что важные исторические фигуры, такие как Гитлер, Сталин, Ганди и Мартин Лютер Кинг действительно произвели такие важные изменения. Но даже в таких исключительных случаях остается место для вопроса, не достигли ли эти личности известности исключительно только благодаря тому, что они выражали ситуацию, которая уже развивалась в данном направлении или нет. Другие социальные представления могут более изменчивыми и текучими. Скребнер, например, различает три типа социального представления, которые он именует как “культура”, “традиция” и “мода”. Культурные представления могут быть более постоянные, традиционные представления проходят через несколько поколений, в то время как мода являются охватывает быстро изменяющихся представлений, которые благодаря средствам массовой информации становятся характерными для современных обществ.
В теории Московичи важным с точки зрения этнопсихологии является то, что коллективные культурные представления описываются им как бессознательные и связаны с навыком, получаемым в процессе социализации, видит окружающий мир под особым углом зрения, улавливать и передавать специфические культурные значения.