Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Павел I.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
6.22 Mб
Скачать

19. Социально-экономическое развитие пореформенной России

Социально-экономическое развитие пореформенной России отличалось сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях являлось развитие капитализма. Капиталистические отношения складывались в России, как доказано в трудах отечественных историков и экономистов, еще задолго до отмены крепостного права. Однако утверждение капитализма как экономической и социальной системы происходило уже в пореформенное время.

Реформы 60—70-х годов XIX в., в первую очередь крестьянская 1861 г., явились важным условием его более интенсивного развития. Здесь проявилась огромная роль политического фактора, воздействовавшего на социально-экономические процессы.

Первые два пореформенных десятилетия относятся к числу переходных, когда в ходе проведения крестьянской реформы 1861 г. в жизнь происходила ломка феодальных отношений в сфере сельского хозяйства, завершался процесс технического перевооружения промышленности, создавался механизированный транспорт и складывалась новая, характерная для капиталистической страны социальная структура населения.

Утверждение капитализма как господствующей социально-экономической системы относится к концу XIX — началу XX в. Развитие же его происходило в условиях хотя и "модернизированной", но по существу старой политической системы — при сохранении самодержавия и сословного строя. Это накладывало определенный отпечаток на социально-экономические процессы в пореформенной России, обусловливало их сложность и противоречивость.

Сельское хозяйство

После освобождения крестьян в 1861 г. в экономике России все большую роль начинает играть наемный труд. Росло число пролетариев — людей, лишенных средств производства. В основном это были обедневшие крестьяне. Их эксплуатировали капиталисты-предприниматели, сосредотачивавшие в своих руках капиталы. Все это говорило о том, что Россия вступает в эпоху капитализма.

Основной отраслью российской экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Здесь сохранилось немало крепостнических пережитков. По причине малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать часть земель у помещиков, но платили не деньгами — их у крестьян было немного — а обрабатывали господские земли своим инвентарем. Подобная форма отношений — отработки — во многом повторяла барщину. Иногда крестьяне отдавали помещику половину (испольщина) или иную долю своего урожая (издольщина), что напоминало крепостнический оброк.

Отработки подрывали крестьянское хозяйство, обусловливали низкую производительность труда в хозяйстве помещичьем. Более прогрессивной была капиталистическая система хозяйства (обработка земли наемными рабочими). В 1880-е гг. она уже господствовала в 19 губерниях, однако широко была распространена и отработочная система (17 губерний). В семи губерниях существовала смешанная система.

В сельском хозяйстве пореформенной России развернулась борьба между двумя путями развития капитализма:

  • прусский (преобладают помещичьи хозяйства, перешедшие на капиталистические рельсы)

  • американский (преобладают крестьянские хозяйства). Здесь наиболее благоприятные условия складывались в районах, где не было крепостного права (Сибирь, Север и др.).

Значительные размеры приобрело социальное разложение крестьянства: выделялся слой пролетариев (и полупролетариев) и слой сельской буржуазии (кулаков). Скупая земли, рабочий скот, инвентарь, кулаки заводили крупные хозяйства, производя хлеб на продажу. В отличие от помещичьих, кулацкие хозяйства широко применяли наемный труд. К концу XIX в. кулаки выращивали в два раза больше товарного хлеба, чем помещики, хотя владели таким же количеством земли.

Некоторые помещики смогли превратить свои хозяйства в капиталистические предприятия: гигантские латифундии на Украине производили миллионы пудов зерна, сахарную свеклу. Однако большинство дворян к новым условия приспособиться не смогло и разорялось: в 1880 г. было заложено 15%, а в 1895 г. — 40% дворянских земель.

В пореформенной России значительно усилился товарный, предпринимательский характер сельского хозяйства. Развитие российской промышленности рождало спрос на сельскохозяйственную продукцию; повышался спрос и на внешнем рынке. Это способствовало углублению специализации сельского хозяйства, что, в свою очередь, стимулировало торговлю сельскохозяйственными продуктами.

Центр товарного производства зерна постепенно перемещается из внутренних губерний — российского черноземного района — в плодородные земли Юга России. Северные и центральные губернии специализировались на молочном скотоводстве, в Нечерноземье выращивались лен, картофель. В 1880-1890-е гг. за границу вывозилось 20% хлебов (в предыдущее десятилетие — 10%). Всего же на рынок в 1890-е гг. поступало 50% сборов хлебов, причем продажа хлеба для внутреннего потребления заметно превысила вывоз.

Следует заметить, что для многих крестьян продажа хлеба была делом вынужденным: их подталкивало к этому правительство, ужесточая податной гнет (правительству важно было соблюсти активный баланс — превышение вывоза над ввозом — в торговле с Европой). Крестьяне нередко продавали не излишки, а необходимый хлеб. В 1891 г. разразился страшный голод, за которым последовала эпидемия холеры: они унесли жизни 400 тыс. чел.

К концу XIX в. аграрный вопрос приобрел значительную остроту. Естественный прирост крестьянского населения усугублял малоземелье, от которого страдали крестьяне после реформы 1861 г. Создавалось аграрное перенаселение. Крестьяне владели землей не индивидуально, а общиной; это также тормозило развитие сельского хозяйства. К концу века в целом были исчерпаны те возможности, которые открывала для развития сельского хозяйства реформа 1861 г. Встал вопрос о новых аграрных преобразованиях, которые могли быть проведены либо мирным, реформаторским, либо насильственным, революционным путем

Промышленность и торговля

Освобождение крестьян вело к формированию пролетариата — людей, лишенных средств производства, и сосредоточению капиталов в руках капиталистов-предпринимателей.

Более емким стал внутренний рынок, расширялись связи с внешним рынком. Все это стимулировало развитие промышленности.

Ведущую роль в России играла легкая промышленность (особенно — текстильная и пищевая). К началу 1880-х гг. в России завершился промышленный переворот, т.е. переход к машинному производству.

На очередь встала следующая задача — индустриализация (усиленное развитие тяжелой промышленности, превращение ее в основную отрасль народного хозяйства).

С конца 1880-х гг. в России начался бурный промышленный подъем. За 1886-1896 гг. выплавка чугуна в стране утроилась (США сделали подобный шаг за 23 года, Германия — за 12 лет). По темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Одной из причин промышленного подъема послужило железнодорожное строительство, широко развернувшееся с 1860-х гг. Железные дороги, связывая разные регионы, способствовали развитию торговли и подвижности населения, сами предъявляя спрос на металл, лес, нефть и уголь. Если к 1860-м гг., в России было 1,5 тыс. км железных дорог, то к началу XX в. — более 50 тыс. км. Целый ряд дорог был построен в Европейской России, проложены Закавказская и Закаспийская железные дороги, начато строительство Транссибирской магистрали.

Промышленный переворот и первые шаги индустриализации изменили промышленную географию страны и дали толчок развитию новых отраслейугольной, нефтедобывающей, химической, машиностроительной.

Главенствовать в производстве чугуна стал, вместо Урала, Юг России (в 1880 г. здесь вырабатывали 5 % всего чугуна, в 1900 г. — 52 %.. Центром добычи угля стал Донбасс, центром добычи нефти — Баку: в 1890-е гг. они давали 70% угля и 95% нефти. Важными промышленными районами были также Прибалтика, Петербург, Москва. Неравномерность размещения промышленности — характерная особенность российской экономики.

Российская промышленность отличалась и высокой степенью концентрации: в 1890г. на предприятиях, имевших 500 и более рабочих, была сосредоточена почти половина всех рабочих России (в США — около трети). Развитие крупной промышленности не вытеснило крестьянских промыслов, которые весьма гибко реагировали на изменение рыночной конъюнктуры.

Как ни быстро развивалась российская промышленность, догнать развитые страны Россия не могла. В 1895 г. в России на душу населения добывалось угля в 2,5 раза меньше, чем в Германии, в 3 раза меньше, чем в США, в 5 раз меньше, чем в Англии; выплавлялось чугуна в 4 раза меньше, чем в Германии, в 6 раз меньше, чем в Англии, в 8 раз меньше, чем в США.

В российском вывозе преобладали продукты сельского хозяйства, прежде всего — хлеб (около половины всей стоимости экспорта в 1890-е гг.). Ввозились же хлопок, ткани, машины; импорт чугуна и угля составил в 1890-е гг. 40% от их производства в России. Главным торговым партнером России стала Германия, оттеснившая Англию на второе место.

Российской промышленности не хватало (несмотря на аграрное перенаселение) свободных рабочих рук; мало было и капиталов. В 1880-е гг. заметно усилилось вторжение в российскую экономику иностранного капитала. Первое место занимал капитал французский, за ним следовали английский, германский и бельгийский. Иностранных предпринимателей привлекали в России богатые природные ресурсы, дешевизна рабочей силы.

Промышленное развитие пореформенного периода создало базу для блестящего индустриального скачка, начавшегося со второй половины 1890-х гг. Однако особенности социально-экономического строя России — отсутствие значительного, экономически сильного класса буржуазии, архаичность сельского хозяйства — мешали России сравняться с ведущими капиталистическими странами, создавали опасные диспропорции в социально-экономическом развитии.

Социальный строй

К концу XIX в. Россия была самой большой по территории и населению страной мира. В 1897 г. в ней насчитывалось 126 млн. чел, что равнялось населению Франции, Германии, Англии, вместе взятых, и в 1,7 раза превышало население США.

В 1897 г. 71 % населения России принадлежал к сословию крестьян, 11 % — мещан, по 0,5% — купцов и духовенства, 1,5% — к сословию дворян. Однако сословное деление во многом уже не отражало социальной структуры общества.

Крестьяне, которые не могли прокормиться со своего надела, составляли массу пролетариев и полупролетариев. Продолжалось формирование кадрового промышленного пролетариата — людей, которые проживали со своими семьями в промышленных городах и потомственно работали на фабриках и заводах. К 1897 г. промышленный пролетариат насчитывал 5,1 млн. чел. Вместе с тем многие русские рабочие не порывали связей с землей, с сельским хозяйством.

Разбогатевшие крестьяне формировали слой сельской буржуазии. Нередко они вкладывали деньги в промышленность: деревенские корни были у многих промышленных магнатов России — Морозовых, Гучковых, Рябушинских. Среди русской буржуазии было много и представителей купечества (Мамонтовы, Губонины). В предпринимателей-буржуа превращались и многие дворяне — владельцы латифундий и фабрик (Бобринские, Браницкие, Потоцкие). Экономический вес буржуазии рос, предприниматели объединялись в союзы. Однако численность буржуазии, размеры ее капиталов, ее общественный авторитет и политический вес все же были недостаточно велики.

Капиталистическая трансформация русского общества способствовала росту города: к 1897 г. в них проживало уже 13,4% населения страны. Население Петербурга составляло 1,3 млн. чел., Москвы — около 1 млн. чел. Богатые кварталы городов застраивались многоэтажными домами, освещались электричеством. А рядом росли трущобы, переполненные рабочим людом, люмпен-пролетариатом — босяками и бродягами. Развитие капитализма обострило и умножило социальные язвы России, создав много трудноразрешимых проблем.

Особенности социально-экономического развития пореформенной России

Характер и направление социально-экономического развития пореформенной России были безусловно капиталистическими. Однако темпы и степень этого развития в различных отраслях народного хозяйства и в разных регионах страны были далеко не одинаковыми. Быстрее и интенсивнее капитализм развивался в промышленности, медленнее — в сельском хозяйстве, в котором продолжали сохраняться еще докапиталистические и даже патриархально-натуральные формы. Однако и в промышленной сфере можно говорить о победе капитализма лишь применительно к крупной и средней промышленности. Сохранялась (и даже получала дальнейшее развитее) большая сфера различных форм докапиталистической промышленности — домашние промыслы, ремесло, мелкотоварное производство. Не являясь еще капиталистическими, они тем не менее создавали широкую базу для развития капитализма. Капиталистическое развитие быстрее проходило в центре страны, слабее — на ее окраинах. Для пореформенной России характерно было развитие капитализма вширь, т. е. распространение его на новые, еще неосвоенные территории.

Экономика пореформенной России была представлена не только капитализмом. Ей присуща была многоукладность —- сосуществование наряду с капитализмом мелкотоварного и патриархально-натурального производства. Долгое существование в России крепостного права и незавершенность реформ 60— 70-х годов XIX в. обусловили сохранение многочисленных пережитков старины в экономике, политическом строе, в социальных отношениях. Господство помещичьего землевладения в пореформенной России» являвшегося главным крепостническим пережитком, и сословная неполноправность крестьян существенно ограничивали возможности капиталистического развития пореформенной деревни.

Россия позднее многих европейских стран вступила на путь капиталистического развития, но проходила его в более сжатые сроки.

Громадная роль государства в экономике страны и его заинтересованность в ее капиталистическом развитии давали народникам основание делать вывод о том, что капитализм в России исключительно "насаждается сверху", т.е. самодержавием. Нельзя отрицать этого факта, но неверно придавать ему исключительное значение. Капитализм в России развивался "снизу" при поддержке его "сверху".

В России частная собственность на землю была представлена преимущественно дворянским, по существу феодальным, землевладением. Хотя она и была значительно подорвана пореформенными рыночными процессами, о которых говорилось выше, но сохраняла свои господствующие позиции в землевладении вплоть до 1917 г. Буржуазная земельная собственность только начинала складываться и еще не получила широкого развития. Заметим, что не всякую земельную собственность можно считать буржуазной, а лишь ту, на которой ведется предпринимательское, капиталистическое хозяйство. Таковой нельзя считать и приобретенные покупкой общинами, товариществами или даже отдельными крестьянами небольшие участки земли для "продовольственных" целей, как добавление к своему наделу.

Вследствие недостаточного развития в России частной собственности было слабо развито "третье сословие". Однако действовал и другой фактор — антисобственнический менталитет широких народных масс, неуважение к частной собственности, которая рассматривалась как "награбленное добро".