Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы мансков.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.28 Mб
Скачать

1978 – 1980 – Третий приход Твардовского. «Новый мир»

Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти.

В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущёвско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного в том числе и против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники».

После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена.

В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю.

Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7)[3].

Типология российской печати в 90-е годы

Отечественная журналистика вступила в новый, постсоветский период своего развития.

В 1991 г. принят Закон РФ«О средствах массовой информации». Отменена цензура и СМИ теперь могут издавать не только общественные, партийные, коммерческие организации, но и отдельные граждане.

В указах и постановлениях Президента Б.И. Ельцина, касающихся СМИ, неизменно отмечалось, что «российские средства массовой информации находятся под защитой закона и Президента Российской Федерации».

Однако выяснилось, что свобода печати от цензуры еще «не означает возможность всегда свободно выражать свои мысли и идеи». Выявилась экономическая сторона свободы печати. Чтобы функционировать, СМИ нужен был экономический фундамент, приходилось редакционным коллективам искать себе спонсоров.

И все-таки, вопреки всем трудностям, отечественные средства массовой информации постсоветского периода и количественно, и качественно изменились коренным образом.

Читающая нация становится нацией телевизионной. Именно ТВ теперь – главный стержень информ. пространства. Возрастает развлекательная функция ТВ (с ростом безработицы и низкими зарплатами – просмотр телевизора для многих единственный способ проведения досуга, бесплатный).

На 2-м месте – радио, на 3-м – печать, далее инф.агентства. Появляются реклама и Интернет.

Происходит регионализация СМИ – переход от вертикальной иерархии к горизонтальной. Местные издания расширили свои типологические характеристики и функционируют автономно, взаимодействуя с другими СМИ.

Причины:

- разлом вертикальных связей в целом;

- низкая покупательская способность населения (выбор местных изданий);

- рост цен на услуги связи (доставка дороже самих изданий обходится – проще местные);

- стремление укрепить влияние через местную прессу.

Структура выглядит так:

Федеральные СМИ – Межрегиональные – Региональные – Местные

При этом местные и региональные издания близки.

С ростом тиражей местной прессы происходит сокращение тиражей центральной прессы. Это связано со сложностями доставки. Так, вечерняя пресса убита практически. В попытках не потерять читателей провинции центр.издания стали распространять в регионах специальные приложения: в них стремились объединить местные проблемы с национальными).

Появление газетно-журнальных издательских домов, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми стали издательские дома «КоммерсантЪ» и «Экономика и жизнь». Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты».

Что касается структуры телевидения (а мало ли!): К 2000 г. сформировалась следующая система телевизионных СМИ:

* государственное ТВ, включающее каналы РТР, «Культура», региональные телекомпании;

* концерн медиа-мост В. Гусинского, куда вошли НТВ, «НТВ-плюс», «НТВ-кино», «ТНТ» (твое новое телевидение);

* в структурах Б. Березовского ОРТ, «ТВ-6»;

* в информационном холдинге мэра Москвы Ю. Лужкова – «ТВ-Центр», «РЕН-ТВ», кабельное ТВ «Столица».

Российская печатная периодика с начала 1990 гг. столкнулась с проблемой освоения новых для нее моделей, стандартов мировой жур­налистики.

Причины изменения типологии печати:

1. перемены в социальной структуре российского общества: появились и сформировались ранее не существующие социальные группы;

2. новые техно­логические моменты, требующие изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире;

3. пресса стала развиваться, исходя из основного рыночного закона: спроса и предложения.

Подходы к изучению прессы:

1.Теоретико-методологический (исходя из системного представления о печати: Реснянская, Прохоров, Шкондин);

2. «Монографический» (исследуются отдельные виды печати: Ямпольская, Седова, Руденко).

Разные исследователи предлагают разные типообразующие признаки СМИ.

Алексеев: функциональное назначение, аудитория, характер информации и конструкция издания.

Бачаров: целевое (функциональное) назначение издания, предмет или отражаемая среда деятельности, родовая принадлежность, характер аудитории и характер изложения

Шкондин: аудитория, целевое назначение, характер информации + периодичность, объем и формат.

Акопов: издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, внутренняя структура, жанры, оформление, периодичность, объем (одного номера), тираж (разовый одного экземпляра). При этом каждый из названных признаков в свою очередь разбивается на несколько составляющих.

Классификация Грабельникова (Он не выделяет типообразующих признаков, основывается на собственном видении):

Пресса

* качественная

*массовая

*государственная

*коммерческая

* официозная

*независимая

*правящая

* оппозиционная

* политизированная

* деполитизированная

* деловая

*развлекательная

* легитимная (офиц.зарегистр.)

* нелегитимная (не признает властных структур)

* национальная

* транснациональная

В 90-е отмечаются новые формы периодических изданий: дайджесты, журналы на дискетах, электронные версии, издания, продолжающие тематику телевизионных программ («Окна», «Моя семья»), русские версии западных журналов.

Изменения количественного соотношения изданий: основная доля в общем тираже информационно-коммерческих и отраслевых изданий (компьютерные, строительные, автомобильные и др.)

Появляется разделение прессы на издания для богатых и для бедных.

На всех уровнях есть религиозная пресса. Церковь стремится найти подход ко всем слоям населения: для заключенных – «Утоли мои печали», для студентов – «Татьянин день». Религиозные страницы во многих изданиях.

Модели печати (Я. Засурский):

- Инструментальная (авторитарная);

- Печать, считающая себя 4й властью;

- Корпоративно-авторитарная (журналистика в руках группировок) после 96-го г.;

- Корпоративные СМИ и свободная пресса;

- Гос. компонент (деолигархизация) бурно развивается с 99г.;

- Модель местных СМИ;

- Коммерческая модель.

Важно, что изменились и функции печати:

- обзорная;

- информация о событии;

- справочная ф.;

- консультационная ф.;

- рекламная ф.;

- развлекательная, просветит.;

- контактная ф. (впервые появляется): службы знакомств различные в СМИ;

- ф. религиозной коммуникации.

РАЙОННЫЕ БУДНИ. ОВЕЧКИН

«Районные будни» (1952-56г) Валентина Овечкина напечатаны благодаря Твардовскому.

Опубликованы в «Правде» и в «Новом мире» (это деловая проза, основанная на реальном факте). Принцип реальности обобщения. Он пишет «почти с натуры, ничего не сочиняя». Бол-во публицистов того времени приукрашивали дейст-ть, Овечкин – не избегал острых проблем. Автор знал жизнь и беды русского народа.

Система хлебозаготовок,описанная Овечкиным,   род продразверстки. Крестьян держат за горло. Люди устали от накачек и разносов. Забыто слово "купил"   в ходу "достал", "вырвал", "схватил".

Овечкин: главное препятствие к подъёму сельской жизни - бюрократизм в руководстве колхозами. Он критикует руководителей, для которых важно лишь формальное благополучие. Таковы секретарь райкома Борзов, секретарь обкома Маслеников. Им в противовес – секретарь райкома Мартынов (он «положительный» и «душевный»). Мартынов думает не столько о планах хлебозаготовок, сколько о крестьянах. Изменить систему = сменить лица внутри неё. Мартынов и Борзов – столкновение 2-х тенденций.

У них разные стили партийного руководства:

1.борзовщина - вера букве закона, слова заслоняют дело.

2. В Мартынове – возможность перемен.

Овечкин выделил заповеди бюрократов:

1. Не выбирай в замы чела умнее себя,

2. Учиться не для расширения кругозора, а для отметки в личном деле о высшем образовании,

3. Побольше запрещать, поменьше разрешать.

По «Р.Б.» ставится спектакль.

«Районные будни» были столь необычны, что затмили собой и довоенные его произведения – «Колхозные рассказы» и военную повесть «С фронтовым приветом», и «Настя Колосова». Это было начало знаменитой «деревенской» прозы; это был первый удар по «теории бесконфликтности»; это была дорога, проложенная для Дороша и Троепольского, Тендрякова и Залыгина. В его трехтомнике – многое не только о любимой России, которую он вынужден был покинуть, но и о собственной трагедии: «Писать-то надо кровью…».Неумолимо требовательный редактор и читатель А.Т.Твардовский плакал над первыми поступившими в редакцию «Нового мира» очерками Валентина Овечкина: просто потому плакал, что вот нашелся человек, который заговорил о том, о чем все думают.

Здесь впервые с такой неожиданной смелостью прозвучало встревоженное слово вдумчивого литератора о положении в сельском хозяйстве тех лет, о необходимости решительных перемен в методах руководства колхозами.

И сама биография В.В.Овечкина похожа на роман. В юношеские годы лихой парень был председателем коммуны. Потом работал секретарем сельсовета и партийной организации, заместителем председателя Райколхозсоюза, заведовал орготделом райкома партии, был секретарем станичного парткома. Когда же с 1934 года стал работать в газетах, то его делом была «колхозная» тема. В 1952 году В.Овечкин приступает к «Районным будням» с глубоким, выстраданным убеждением в том, что главное препятствие к подъему сельской жизни – бюрократизм в руководстве колхозами, с которым он столкнулся еще в бытность свою председателем коммуны. А будучи журналистом, он хорошо изучил те «заповеди», которые позволяют бюрократии оставаться неуязвимой: не выбирать в замы человека умнее себя; учиться не для расширения кругозора, а для отметки в личном деле о высшем образовании; побольше запрещать – поменьше разрешать и т.д.

«Районные будни» понравились многим. И Овечкин, вопреки неблагодарной специфике своего жанра, долго оставался актуальным и любимым. Но при этом в стране неожиданно «закрутилось» очень многое. Правда, в других сферах и жанрах. Точно какое-то просветление и озарение снизошли на мозги интеллигенции и подтолкнули устремиться по проторенной Овечкиным тропинке. Творчески насыщенным оказался для В.Овечкина 1954 год – год его пятидесятилетия. В конце февраля и начале марта газета «Правда» напечатала его новые очерки из цикла «Районные будни» – «На переднем крае», «На одном собрании» и другие. В конце августа 1954 года «Правда» публикует три очерка В.Овечкина «Своими руками» из постоянного цикла «Районные будни». То, о чем рассказывали очерки В.Овечкина, касалось и задевало всех: там находили непривычно правдивое отражение жизни, видели знак и обещание благотворных перемен. В самом выборе материала, героев, конфликта, в открытой, смелой авторской мысли чувствовалось мужество и убежденность писателя, его опыт, знания, достоинство. И все это было примером – для пишущих и непишущих. Примером смелой гражданской позиции.

В.Овечкину были дороги люди, о которых он мог написать: в «их личной жизни и работе не было фальшивой поповской раздвоенности на слова и дела». Его устраивали «старомодные» определения: «хороший», «порядочный» человек. Конечно, он вкладывал в них свой смысл, свои требования, свою веру и даже свою непримиримость, но круг «хороших» людей в его книгах был неизменно велик. В связи с этим, как бы предваряя возможные упреки, он писал: «Могут обвинить меня в том, что я идеализирую человека. Да. Но почему, для чего? Надо же, чтобы люди были хорошими!» И еще: «Я всегда, с детства еще, тянулся душою к хорошим людям. И не просто ждал, что они мне попадутся. Я искал их!..» К сожалению, в жизни чаще всего люди не воспринимают объективную критику и советы умных людей. Так и случилось с В.Овечкиным. Его резкие аналитические выступления не нравились, в первую очередь, партийным руководителям.

«Резкое выступление В.Овечкина на Курской партконференции против субъективизма, очковтирательства было воспринято весьма нервозно; за этим последовал бурный срыв в психике самого писателя», – отмечал В.Канторович в статье «Делать правду».

Но постоянные критические выпады партийных руководителей продолжались. Все это привело к попытке покончить жизнь самоубийством. Публицист Ю.Черниченко во вступительной статье к трехтомнику В.Овечкина в 1990 г. написал: «Утренний выстрел в кабинете неточен, выбит правый глаз, прострелен висок, московские врачи спасают жизнь. Но точка поставлена…»

Переехав в 1961 году в город Ташкент, В.Овечкин пробует вернуться к литературной деятельности, но, как признается он в письме Твардовскому, «что-то будто оборвалось в душе. Я не тот, каким был, другой человек, совсем другой, остатки человека. Писать-то надо кровью, а из меня она как бы вытекла вся».