Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы мансков.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.28 Mб
Скачать

А на другом сайте: #http://jewish-library.Ru/gallay/vstrechi/5.Htm нашел интересные воспоминания об а.А. Аграновском (к сожалению, без авторства):

 

6 Творчество Пескова

Василий Михайлович Песков (родился 14 марта 1930 года в селе ОрловоЦентрально-Чернозёмной (ныне —Воронежской) области) — советский писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы. Отец — машинист, мать — крестьянка. Окончив среднюю школу, работал пионервожатым, шофёром, киномехаником, фотографом, сотрудником воронежской областной газеты «Молодой коммунар», в которой и начал свой творческий путь журналиста.

С 1956 года В. Песков — фотокорреспондент и очеркист «Комсомольской правды». Первая книга вышла в 1960 году. За книгу «Шаги по росе» (1963) он получил Ленинскую премию (после того, как в последний момент было отменено решение наградить Солженицына).

Список произведений

  • «Шаги по росе» (1963) — книга очерков

  • «Записки фоторепортёра» (1960) — книга

  • «В гостях у Шолохова»

  • «Ждите нас, звезды» (1963) — книга документальных очерков

  • «Белые сны» (1965) — книга

  • «Он был разведчиком» (1966)

  • «Край света» (1967) — книга

  • «Ржаная песня» (1971)

  • «Отечество» (1972)

  • «Земля за океаном»(1973) — совместно с Борисом Стрельниковым

  • «Речка моего детства» (1978) — книга очерков

  • «Птицы на проводах» (1982) — книга об экологии, с главой о людях, неразрывно связанных с природой (Джой АдамсонАльфред БремЭрнест Сетон-Томпсон,Дмитрий Павлович ЗуевБорис Николаевич Вепринцев)

  • «Просёлки» (1988) — книга очерков

  • «Таёжный тупик» (1990) — документальная повесть о семье староверов Лыковых

  • «Странствия» (1991) — книга очерков

  • «Плата за выстрел»

  • «Аляска больше, чем вы думаете» (1994)

Василии Пескове я узнала ещё в школе. Помню, на уроке русского языка писали диктант по одному из очерков Пескова. Потом на факультете журналистики читали его рубрику «Окно в природу» в «Комсомольской правде». Пескова читала и моя мама, и моя бабушка. Кажется, мы знаем его уже тысячу лет…

Когда я узнала, что Василий Михайлович собирается в Воронеж, не могла упустить шанс встретиться с живой легендой. Нашла его московский телефон, позвонила, попросила о встрече. А уже через неделю сидела с 81-летним Василием Михайловичем за одним столом в квартире его сестры Надежды Сожигаевой. Угощал нас Песков холодненькой окрошкой. Под окрошку мы завели кулинарную тему.

— Я такой суп варю — за уши не оттянешь, — со знанием дела рассказывает Василий Михайлович. — «Красный суп» называется. Запоминай рецептуру: картошку с луком и морковкой отвари, залей томатным соком, а затем положи туда банку рыбных консервов, добавь лимонный сок, зелень и ешь. Вкусно! Мужу будешь варить.

Говорю, что пока одна живу. Василий Михайлович машет рукой:

— А мой внук Митька тоже бессемейный. Всё пытаемся его женить, не получается. Говорит: «Такие девки пошли — акулы! Смотрят, чтобы машина была и дом».

Василий Михайлович достаёт целую стопку конвертов с фотографиями. Каждый подписан: «Семья», «Работа», «Путешествия».

— Будем смотреть карточки и разговаривать, так у тебя будет больше информации, — предложил Песков. — Только преду­преждаю сразу: говорю плохо. После инсульта заново учился разговаривать. Наши слова хорошо даются, а вот иностранные мне нужно немножко пожевать во рту. Так что, если что, переспрашивай. Не стесняйся.

Фотография изменила жизнь

Первым попался снимок родных Василия Михайловича. Песковы ничем не выделялись в своём селе Орлово Новоусманского района. Мать — крестьянка, отец — машинист. Когда главу семьи забрали на войну, вся ответственность за мать и трёх сестёр легла на плечи 11-летнего Васи. И за дровами за 10 километров приходилось ездить, и на полях пропадать, и за скотиной смотреть.

После школы Василий Песков думал пойти в военное училище, но училище неожиданно закрыли. Получилось так, что все его одноклассники куда-то поступили, а он нет. Пошёл в школу пионервожатым, купил фотоаппарат «Зенит», Сначала научился снимать сам, а потом начал учить детишек. Все окрестности облазил в поисках чего-то интересного. И вот однажды сделал снимок «Апрель в лесу». Этот «Апрель» и стал для Пескова судьбоносным.

— Однажды мои снимки увидел сотрудник воронежской газеты «Молодой коммунар» и пригласил меня на работу.

Совсем скоро я стал в редакции своим человеком (Песков начал работать в «Молодом коммунаре» в 1953 году. — «Ё!»).

А спустя три года Пескова пригласили в Москву, в газету «Комсомольская правда». С тех пор Василий Михайлович остаётся предан «Комсомолке» вот уже 57 лет. Помимо статей в газету Песков начинает писать книги (его первая книга «Записки фоторепортёра» вышла в 1960 году). Говорит, истинное счастье, когда человек зарабатывает свой хлеб любимым делом, когда профессия становится судьбой человека.

— После того как мне Ленинскую премию вручили (в 1963 году. — «Ё!»), меня стали зазывать в другие издания, деньги предлагали, — говорит Василий Михайлович. — Но я говорил: «Ребята, мне ничего не надо!» Никакие звания и регалии не считаю главнее, чем должность собкора в газете.

«Половину Ленинской премии пропили с друзьями»

Перебираем фотографии. Вот довольный Песков идёт по Москве с родителями и дочкой Таней (со своей женой Василий Песков развёлся, когда Татьяна пошла в 1-й класс). В этот день ему вручили ту самую Ленинскую премию за книгу очерков о природе «Шаги по росе». О том, что его номинировали, Песков услышал по радио, сидя в столовой во время путешествия в Антарктиду. По­смеялся: хорошо, мол, что назвали, и то почётно. А по возвращении домой обнаружил, что всё серьёзно.

— Мне дали 5 тысяч рублей, — вспоминает Василий Михайлович. — Но я ни копейки на себя не потратил. Половину отдал матери с отцом на случай, если со мной что-то случится. А вторую решил с ребятами пропить, ведь это была не моя личная премия, а наша общая! Мы гуляли целый день, я собрал человек двести. Помню, было дымно, и официанты носили на подносах ананасы со свечками…

Как Песков убеждал Путина беречь леса

Василий Михайлович не просто писал о природе, он бился за каждый кустик, за каждое деревце. Даже до самого президента дошёл. В 2005 году на встречу с журналистами приехал Владимир Путин. Песков заговорил с президентом о проблеме сохранения лесов. Путин заинтересовался и предложил обсудить этот вопрос при личной встрече.

— Я с ним четыре раза встречался по поводу безобразия, которое творится в наших лесах, — говорит Василий Михайлович. — Проблема вот в чём: участки леса отдают в аренду на 49 лет, новые хозяева деревья вырубают, а новые не сажают. Об этом я Путину и рассказывал, да только результатов нет. Поговорили, и больше ничего не делалось...

«Мы дикари и никогда не исправимся»

Василий Песков пересматривает снимки, сделанные за границей. Вот, к примеру, поездка в Африку. Он тогда удивлялся, почему там нет браконьерства: слоны и жирафы спокойно дефилируют мимо людей, и никто на них не охотится. У нас бы уже давно всех отстреляли!

— Понимаете, в чём дело? Мы дикари, так мы устроены, — говорит Василий Песков. — И никогда мы в себе это не исправим.

Василий Песков всегда увлекательно рассказывал о природе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его пригласили работать на телевидение. Это была передача «В мире животных». В ней Василий Михайлович отработал 15 лет. Каждую неделю он с экранов телевизора приходил в каждый дом, говорил с большим знанием дела (хотя высшего образования у Пескова нет, только десятилетка), с добротой и чувством юмора. В 1990 году Песков ушёл из программы. Вспоминает, что на телевидении начался бардак, делёжка денег, а ему это было не нужно.

— Коля Дроздов остался, но этого и следовало ожидать, — вспоминает Василий Михайлович. — Мы с ним разные. Я всегда старался говорить просто, а Коля всё время как-то фальшиво улыбался. Он знающий человек, но часто бегал к начальству, заискивал. А я к начальникам не ходил, и ко мне все хорошо относились.

А вот ещё один важный эпизод из жизни Василия Пескова — встреча с отшельниками-староверами Лыковыми.

Хроника семьи Лыковых стала одной из самых ярких историй того времени. В 1982 году документальную повесть Пескова «Таёжный тупик», опубликованную в «Комсомольской правде», читали взахлёб и недоумевали, как можно жить в условиях суровой тайги в полной изоляции от людей, без элементарных вещей — спичек, мыла, телевизора…

О староверах-чудаках, которые жили в Саянской тайге в Республике Хакасии, Пескову рассказал знакомый краевед Николай Журавлёв. Журналист сразу решил: надо лететь! Привёз отшельникам еды, но те сразу замахали руками: «Нам это не можно!» Фотографировать себя тоже не разрешали, мол, глупости всё это, баловство. А доверять отшельники столичному журналисту стали после того, как он им помог построить новую избу. Впрочем, снимки Василий Михайлович так и делал тайком.

В скором времени из пяти членов семьи Лыковых в живых осталась одна Агафья. Её Василий Михайлович не бросал на протяжении 25 лет. Каждый год навещал, привозил лекарства, помогал по хозяйству. Даже пенсию выхлопотал — на всякий случай.

— В последний раз встречался с Агафьей два года назад, — говорит Василий Песков. — С тех пор не могу: здоровье не позволяет. Она мне как родная стала за столько-то лет. Душа болит за неё, как она там…

«Лучшее место на Земле — родное село»

Если собрать вместе все дороги, которые прошёл, переплыл, перелетел Василий Песков, то можно запросто пару раз обогнуть весь земной шар. Он был на Северном полюсе, на Аляске, в Индии, Китае, Америке… Но милее всего для него дорога к дому. На подъезде к своему родному селу Орлово Новоусманского района Василий Михайлович попросил водителя: «Увидишь надпись «Орлово», останови». А когда машина остановилась, Василий Михайлович вышел, обнял ржавый столб, приветственно помахал рукой и счастливо улыбнулся — приехали!

Когда-то Орлово славилось четырьмя крупными колхозами. Сегодня, если спросят, чем село известно, любой местный житель скажет: «Здесь Песков родился!» Его именем односельчане назвали целую улицу.

Мария Ситникова, жительница улицы Пескова, завидев, какой гость к ней пожаловал, так и ахнула. Василия Михайловича женщина знает хорошо — с её братом Петькой он когда-то в школе учился. Долго говорили. Василий Михайлович расспрашивал о судьбе тех, кого помнит.

— Почти никого не осталось, — делится с нами Песков. — Если бы я пил и курил, то тоже давно бы умер...  Подъехали к дому, где прошло детство Василия Михайловича. Калитка скрипит всё той же знакомой мелодией, и огромная яблоня, которую отец Василия Михайловича сажал после войны, живее всех живых. У порога встречает новый хозяин Григорий Берлев:

— Василий Михайлович, радость-то какая!

Григорий с воодушевлением проводит экскурсию по двору: «Здесь у нас курятник, за забором виноград растёт, а вон там картошку посадили». Песков слушает и нарочно шаг замедляет. Не потому, что устал, а чтобы подольше побродить по родной земле.

Василий Песков говорит, что объездил много удивительных мест, но село, где вырос, осталось самым любимым уголком на Земле, а улица, названная земляками в его честь, — самой дорогой наградой.

— Есть здесь одно красивое местечко на лесной опушке, — говорит Песков. — Я родственникам завещал рассыпать там мой прах. И камень поставить с надписью: «Василий Песков: «Самое главное в человеческой жизни — сама жизнь».

Оксана КОЗЛОВА

Становление массового телевидения в 1964-1985 гг.

Неизмеримо в системе СМИ возросла роль телевизионного вещания, среднесуточный объем которого к 1985 г. возрос до 500 часов. К этому времени вещание осуществляли 115 программных телецентров, из них, включая дубли, более ста в цветном изображении.

В деятельности ТВвещанияследует отметить:

1.Первые передачи в цветном изображении Останкинского телецентра в октябре 1967 г.