Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы мансков.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.28 Mб
Скачать

История

Газета была создана группой журналистов (Дмитрий МуратовПавел ВощановАкрам МуртазаевДмитрий Сабов и др.), которые ушли из «Комсомольской правды» и создали своё издание под названием «Новая ежедневная газета». М. С. Горбачёв — давний партнёр издания, ещё в1993 году на часть от своей Нобелевской премии он купил 8 компьютеров для этой группы из 30 журналистов. Первый номер вышел 1 апреля 1993 года 100-тысячным тиражом[2][3]. Первые три месяца выходила раз в неделю, с июля 1993 — стала ежедневной. С февраля и до августа 1995 года газета не выходила в Москве в силу финансовых причин. С августа 1995 возобновилась как еженедельная. В 1996 году зарегистрирована как АНО РИД «Новая газета».

[Править]Формат газеты

«Новая газета» выходит три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам. Формат разворота газеты — A2. Полосы — A3.

До 2009 года газета выходила два раза в неделю: по понедельникам и четвергам. По пятницам практически до самого конца 2008 года выходило отдельное еженедельное цветное обозрение «Новая газета. Свободное пространство». Теперь это обозрение является частью пятничного выпуска «Новой газеты».[4][5]

В качестве вкладки каждый месяц выходит тематическое приложение «Правда ГУЛАГа». Материалы опубликованных выпусков газеты, вкладок и приложений доступны на сайте газеты в общем архиве. В прошлом в качестве вкладок выпускались газеты «ОГФ», «Яблока», русская версия «Le Monde diplomatique», новая автомобильная газета «ШОФЁР», научно-популярное приложение «Кентавр», банковское приложение «Банкнота».

Финансирование

Контрольный пакет акций принадлежит коллективу издания. 39 % акций принадлежат бизнесмену Александру Лебедеву, 10 % — экс-президенту СССР Михаилу Горбачёву[24].

В феврале 2002 года представитель центра общественных связей ФСБ Илья Шабалкин заявил, что у газеты имеются финансовые разногласия с фондом Джорджа Сороса, однако представители фонда и редколлегия опровергли наличие претензий.[25][26][27]

Журналистские расследования

Газета отслеживала, а в некоторых случаях инициировала, судебные разбирательства.

  • Дело Mabetex. 28 февраля 2000 года вышел материал в «Новой газете», согласно которому в 1995—1996 годах финансовые расчёты с фирмами Mercata, Mabetex и другими, «уводившими» средства госбюджета через управделами президента РФ, готовились лично первым заместителем министра финансов РФ Михаилом Касьяновым.[11]

  • Взрывы жилых домов в 1999 году в России.[12]

  • Действия официальных лиц во время и после операции по освобождению заложников в театре на Дубровке.[13]

  • Покушение на Германа Галдецкого, занимавшегося расследованиями задержаний и сексуальных домогательств к прохожим девушкам со стороны сотрудников московской милиции.[14][15]

  • Случай изнасилования и убийства Эльзы Кунгаевой полковником Юрием Будановым.[16]

  • Действия официальных лиц во время и после захвата заложников в Беслане.[17]

  • Милицейская спецоперация в Благовещенске (Башкортостан), сопровождавшаяся нарушениями прав человека[18]. По данным «Новой газеты» были избиты сотни людей, а десятки девушек изнасилованы[19]. Официально потерпевшими были признаны 56 человек. Согласно сообщению «ленты.ру» башкирские правозащитники из организации «За права человека» утверждают, что в прокуратуре заявления от пострадавших принимать отказывались. Как сообщили журналисты, специальная комиссия центрального аппарата МВД называла большую численность пострадавших — по разным оценкам до 1000 человек.[20]

  • Случай похищения Зелимхана Мурдалова сотрудником Ханты-Мансийского ОМОНа Сергеем Лапиным.[21]

  • Случай расстрела мирных граждан Чечни капитаном ГРУ Эдуардом Ульманом и его командой.[22]

Обозреватель «Новой газеты» Юрий Рост высказал мнение в 2006 году, что «даже в советские времена<…>, если ты написал, то кто-то должен был отреагировать. Сейчас никто не реагирует <на написанное журналистами>».[23]

Журнал «Сноб» (от англ. snob) — российский журнал, позиционирующийся как «проект для международного сообщества успешных профессионалов».

В издании публикуются репортажи, интервью, эссе, публикации литературы, авторские фотоистории и т. д. Журнал «Сноб» состоит из трёх основных блоков:

  • авторские обзоры событий, произошедших за месяц в основных городах проживания русскоязычной аудитории (Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк);

  • документальные рассказы и очерки;

  • реестр ответственного потребителя.

Участниками проекта становятся по приглашению редакции либо по собственному желанию. Среди участников проекта, приглашенных редакцией и активно участвующих в жизни «Сноба» — Владимир Сорокин, Пётр Авен,Людмила Петрушевская, Борис Стругацкий, Иосиф Бакштейн, Олег Кашин, Алена Долецкая, Дмитрий Хворостовский и др.

Медиагруппа «Живи!» была основана Михаилом Прохоровым и Владимиром Яковлевым в апреле 2008 года. Учредители компании — ОНЭКСИМ, ООО «Контент-бюро» Владимира Яковлева и частные лица. 28 октября 2011 года стало известно о том, что Владимир Яковлев покидает проект: он был освобожден Михаилом Прохоровым от должности главного редактора, как сообщалось «истинной причиной увольнения главреда „Сноба“ Владимира Яковлева является растрата»[1][2]:

Как объявил телеканал со ссылкой на свои источники в медиагруппе «Живи», якобы Яковлев увёл из бюджета «Сноба» большую часть денег, и факты этого преступления стали известны самому Михаилу Прохорову

Журналистика нравственных исканий

Публицистика периода «оттепели» (1953-1964 г.г.) сосредоточилась на исследовании и воспроизведении духовных ценностей человека и общества в целом в переломные периоды их бытия. Образно ее можно назвать «публицистикой нравственных исканий».

Мотив «нравственных исканий» пронизывает всю философскую и литературную мысль России XIX века. Однако появление нравственной тематики в журналистике в XX веке уникально в условиях идеологического давления советского тоталитарного режима. Яркими публицистами, поднимавшими морально-этическую, нравственную проблематику были Т. Тэсс, О.Чайковская, Е. Богат, И.Руденко и др.

Богат, Евгений Михайлович

Советский писатель, публицист, обозреватель отдела коммунистического воспитания «Литературной газеты», секретарь правления Московской писательской организациипредседатель совета по очерку, публицистике и документальной прозе,заслуженный работник культуры РСФСР.

Курчавые, с сильной проседью длинные волосы откинуты, как у Карла Маркса, назад, неспешная походка, взгляд мимо тебя. Говорил мало, было такое впечатление, что он берег слова для своих очерков. Его любимая моральная тема была центральной в "Комсомолке". Там о Б. говорили с дрожью в голосе, как о величине недосягаемой. Действительно, в те глухие годы, когда нельзя сказать это и то, его материалы читали взахлеб, как откровение. А читатель у "Литгазеты" был взрослый, умный, да и сами писатели ходили у "ЛГ" в читателях. Так что имя Б. было овеяно славой — что и говорить.

Если для "Комсомолки" главными были факты, какие-то истории, их эмоциональная окраска, то у Б. факт был лишь поводом для размышлений. В его очерках превалировал довольно жесткий рационализм, а таким способом найти путь к читательскому сердцу (может, скорее к уму?) было куда сложнее. Популярностью пользовался Евгений Михайлович по праву, вполне заслуженно." (Капитолина КОЖЕВНИКОВА. «...на бульвар, в "Литгазету" пошла...»).

Б. был журналистом, работал в «Литературной газете», ездил в командировки, дежурил в редакции, сидел на собраниях, вникал в жалобы. Но когда он садился за стол и писал очерки – он выпадал из своего времени и обретал какую-то невероятную свободу. А мы, читая Б., тоже будто выходили на волю и накоротке беседовали с Монтенем и Шекспиром, евангелистом Лукой, Иовом многострадальным, Брейгелем, Анной Франк и Кузьминой-Караваевой…

Одни журналисты писали о космосе, другие — о природе, третьи — о партийной жизни или бригадном подряде. У всех была своя тема, и границы допустимого всем были установлены четкие. Когда журналисты пытались пролезть через колючую проволоку цензуры, их легко настигали и быстро карали. С Б., очевидно, не знали, что делать. Он весь, вместе со своими темами и героями, оказался на запретной территории. Но главная проблема для агитпропа была в том, что само существование этой территории официально отрицалось.

Б. писал о душе, о ее бессмертии, о вечности, а всего этого не было ни в списке разрешенного, ни в списке запрещенного. Пока власть решала, как поступить с Богатом, его очерки передавались из рук в руки, их обсуждали на заводах, в институтах и на военных кораблях, автор получал тысячи писем…" (Дмитрий ШЕВАРОВ «Радиус добра»)

Умер Б. в мае 1985 года в Москве.

Татья́на Тэсс (настоящие имя и фамилия Татьяна Николаевна Сосю́ра1906Одесса −1983) — русский, советский писатель, журналист и публицист, многолетняя сотрудница газеты Известия.

[править]Биография

Родилась в Одессе в 1906 году. Закончила Одесскую консерваторию по классу рояля.

Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей, публицист. Главной темой её творчества были проблемы воспитания.

Дружила с Р. Карменом и И. Бабелем.

Почти 50 лет (с 1934 по 1983) работала специальным корреспондентом газеты «Известия», её называли «самой читаемой журналисткой газеты». Статьи и книги подписывала псевдонимом «ТЭСС» (все буквы прописные).

Похоронена на Кунцевском кладбище в Москве[1].

[править]Творчество

Автор книг «Американки», «Близко к сердцу», «Друзья моей души», «Хранитель времени», повести «Мать живых».

Наиболее известная книга Татьяны Тэсс — «Американки» (— М.: Детская литература, 1966. — 199 с. Рисунки В. Горяева), посвящённая поездке журналистки в США.

Для поколения родившихся в 1950-х и 1960-х годах это произведение стало своеобразным «открытием Америки». Именно эта, прочитанная в детстве или юности книга, сформировала образ США на годы вперед, предопределила многие мнения и стереотипы. Книга написана в очень благожелательном тоне, в ней практически нет политической окраски описываемых вещей и событий, характерных для вышедших позже произведений аналогичной тематики.

Более того, книга написана с чисто женской точки зрения на многие аспекты американской жизни, описаны вещи, оставшиеся вне предела внимания журналистов мужчин (например, автомат по выдаче колготок студенткам).

Интересно, что некоторые, впервые описанные Татьяной ТЭСС и ранее незнакомые советскому читателю вещи стали реальностями нашей жизни (посудомоечные машины, поздравительные открытки с заранее напечатанным текстом, исполнение музыки «Битлз»симфоническим оркестром и т.д).

Несмотря на то, что книга была издана «Детской литературой» и считалась «детской», её с большим удовольствием читали и взрослые. Собственно, именно эта книга и сохранила память о Татьяне Тэсс в ныне живущих поколениях.

[править]Награды

Заслуги в области журналистики отмечены:

  • Орден Ленина.Орден Трудового Красного Знамени.Орден Дружбы народов.Лауреат премии Союза журналистов СССР.

[править]Значимость

«Недавно меня пригласили поговорить со студентами — будущими журналистами о профессии… Знаете, что меня поразило в этих молодых людях: они почти ничего не знают ни из нашей истории, ни из нашей культуры. Им ничего не говорят знаковые имена Лотмана и ЛихачёваБергмана и Амосова. Они никогда не слышали об Инне Руденко, Анатолии Аграновском, Татьяне Тэсс, Василии Пескове — на чьём творчестве выросло не одно поколение журналистов».

Пётр Положевец, главный редактор «Учительской газеты».

Утверждается, что публицистика периода «оттепели» несла в себе экзистенциальные идеи. Под экзистенциализмом подразумевается направление в литературе, тесно связанное с одноименной философской школой, исследующее экзистенциальные состояния человека, который все время пытается понять смысл своего бытия в мире без бога, среди иррациональности и абсурда, в состоянии страха и тревоги. Течение было распространено во Франции в 1940-60-х гг. и представлено писателями, одновременно выступавшими как философы-экзистенциалисты: Г. Марселем, Ж.П. Сартром, С. Де Бовуар, А. Камю.

Французские экзистенциалисты стали выразителями перемен, произошедших в середине XX века: после двух разрушительных мировых войн весь мир качнулся в сторону человека, когда на смену идеологической парадигме мышления пришла гуманитарная, с присущими ей ценностями.

Гуманитарное мышление — это, по мнению B.C. Библера, мышление о человеке как «квинтэссенции мира», мышление о человеке как субъекте культуры [25; с. 115]. Цель гуманитарного мышления - понять, кто есть человек. Причем сделать это можно только в диалоге (в общении с ним). А текст и есть плоть общения. Вне «текста» изучать человека невозможно. Однако диалог лишь тогда составляет смысл гуманитарного мышления, когда в нем под вопрос поставлено целостное бытие человека в его начале, завершенности, смысле [25; с.141]. Исследователь, работающий в гуманитарной парадигме мышления, не буквалист. Он хочет понять не столько то, что сказал автор в тексте, сколько то, что он хотел сказать. Ведь текст призван не только что-то сказать, но и что-то утаить, дать между строк (если ты мудр, то поймешь, уловишь эту «неизреченную» мысль, - она одна не есть ложь) [25; с.117].

Любой текст несет в себе определенный смысл, и поэтому мы его можем назвать «смыслонесущим». А смысловыявляющий текст — это совершенно особый тип сообщения, соответствующий гуманитарной парадигме мышления [115; с.231]. В нем нет давления и манипулирования общественным сознанием. Это такое сообщение, которое сумбур политики и суету обыденности подает в свете «бытийных ценностей» (добра, любви, справедливости и др.) и высоких представлений (о долге, о чести, о достоинстве, о морали и др.). Такой текст освещает события под знаком высших ценностей, но с позиции конкретного индивида. Квинтэссенция смысловыявляющего текста — это трансцензус. Любой текст он превращает в смысловыявляющий. Логика этого текста подготавливает не вывод (истинный или ложный), а выбор (необходимый, ответственный и индирективный) [115; с.251].

Трансцензус — (от лат. «переход, подъем, восхождение, изменение к лучшему») это речемыслительная единица смысловыявляющего текста (технологически фиксируемый реальный знак), которая не является ни символом, ни лозунгом (ни командой, ни призывом), а обозначает саму суть того, о чем идет речь и чему читатель вправе найти собственное применение. Например, трансцензусом будет являться словосочетание, поставленное в заголовок: «Почему трудно говорить правду?», а вот образный заголовок-каламбур «Над пропастью во лжи» - нет (по терминологии Е.Е. Прониной это будет «мифема» или «идеологема» [115; с.233]). Это то, что необходимо и достаточно для восприятия факта или мнения в свете высших ценностей бытия и принятия свободного, но уже бесповоротного решения [115; с.232]. Коммуникативная функция трансцензуса реализуется как интеллектуальное проникновение в суть вещей и событий («переживание» в сфере мысли), за которым миг самоактуализации или пренебрежения ею.

Трансцендентный смысл — это «глубинный смысл» текста, это «неизреченная мысль автора», которая лежит не на поверхности, а заключена «между строк». Трансцендентный (т.е. «выхожу за пределы» - это выход за пределы опыта, переход в иные сферы бытия) смысл нужно «обнаружить», используя «смыслоизвлекающие», психолингвистические методики.

Концепт (от лат. «понятие») — это совокупность смысловых признаков, соотносимых со знаком. По терминологии Ж.П. Сартра, концепты - это «ключевые слова» [131; с.67]. Концепт возникает не непосредственно из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. Он обусловлен кругом ассоциаций каждого отдельного человека и возникает в индивидуальном сознании не только как намек на возможное значение, но и как отклик на предшествующий языковой опыт человека в целом. Концепт не только «подменяет», облегчая общение, значение слова, но и расширяет это значение, оставляя возможности для домысливания, дофантазирования, создания эмоциональной ауры слова. Каждый концепт может быть по-разному расшифрован в зависимости от сиюминутного контекста и индивидуальности концептоносителя.

Жур-ка в системе власти и политики

С началом перестройки средства массовой информации продолжают развиваться как единый пропагандистский комплекс, растет количество партийных изданий, увеличивается их тираж.

Значительно расширяется деятельность информационных агентств. ТАСС имело большую разветвленную сеть корреспондентов и прочих представителей в СССР и за рубежом. Острая полемичность публицистики периода перестройки — главная её отличительная особенность. Стремясь выявить «полную правду» редакции периодических изданий стали систематически печатать статьи учёных, особенно историков.

В это время стало выходить множество изданий различных общественных организаций, групп, выходившие, невзирая на формальные запреты, открыто и получившие название альтернативной прессы. Один из характерных примеров — радикальная антисоветская газета «Свободное слово», издававшаяся с 1988 года.

В 1990-е годы принимаются различные законодательные акты, отменившие цензуру. Принимается закон о печати. В конце 1991 года бы ликвидирован Главлит[1].