Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Языкозн.экзам..doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.01 Mб
Скачать

65. Причины и характер изменений в грамматике.

Своеобразие исторических процессов в грамматике. В отличие от фонетико-фонологической системы, которая целиком относится к плану выражения языка, грамматика и лексика представляют собой системы двусторонних единиц, обладающих как планом выражения, так и планом содержания. С этим связаны некоторые принципиальные особенности развития грамматики и лексики как уровней значащих единиц: 1) более непо­средственная обусловленность языковых процессов изменениями в со­держании и формах человеческого общения и отражения мира; 2) приоритет семантических изменений; 3) взаимодействие между системами единиц плана выражения и плана содержания в качестве внутреннего фактора развития соответствующего уровня.

Приоритет семантических изменений в историй значащих уровней вытекает из диалектики взаимодействия плана выражения и плана содер­жания знака. Именно в семантических процессах нередко обнаруживаются причины движения, его смысл. Например, в семантику уходят корни такого крупного процесса в истории славянской морфологии, как преобразование типов именного склонения. Утратились такие раз­личительные грамматические признаки, как принадлежность к классу родственников (основы на - г), принадлежность к классу молодых существ (основы на -et) и т.д.; зато формировались противопоставления по новым признакам: мужской род - женский - средний; одушевленность - неоду­шевленность.

Семантические причины обусловили в славянских языках также пре­образование классов глагольного спряжения; постепенное объединение морфологически разнообразных счетных слов в особую часть речи - имя числительное; постепенное разделение имени на существительные и при­лагательные; выделение из причастий деепричастия; формирование на базе разнообразных именных и глагольных форм класса наречий и ряд других фундаментальных процессов.

Таким образом, изменения в плане содержания грамматических кате­горий - это наиболее глубокие процессы в грамматике, определяющие „цель" сдвигов. При этом наиболее глубокие факторы развития грамма­тики имеют внеязыковой характер.

Что касается способов достижения „цели", то эта языковая „техника" истории определяется взаимодействием плана выражения и плана содер­жания грамматической системы.

Аналогическое выравнивание как основной механизм граммати­ческих изменений. Взаимодействие плана содержания и плана выражения проявляется в двух основных процессах: 1) в постоянном варьировании плана содержания и плана выражения; 2) в аналогическом выравнивании плана выражения и плана содержания единиц некоторой подсистемы.

Например, развитие в рус­ском глаголе поражать значения 'изумлять, удивлять' шло по уже сло­жившейся модели: от конкретного и „батального" значения к значению отвлеченному и „мирному", но зато с долей экспрессии, обычной при об­разном применении слова -по аналогии с убедить (этимологически* свя­занным с беда), ошеломить, опешить, пронзить. Семантическая аналогия, сблизив поражать с глаголами изумлять, удивлять (а также поражаться с глагола­ми изумляться, удивляться), создала условия для формального уподоб­ления: глагол поражаться начинает управлять не творительным, а дательным падежом, по аналогии с изумляться, удивляться: поражаться трудо­любию, размаху строительства и т.д.

Аналогия, будучи повторением сложившихся моделей, может созда­вать нежелательную омонимию. В этом случае конфликт формы и содер­жания преодолевается также по аналогии. Например, возможность на­звать и мужчину и женщину словом врач, инженер и т.п. (омонимия родо­вых форм) приводит к распространению смыслового согласования врач пришла по аналогии с сестра пришла, т.е. омонимия устраняется путем расподобления форм.

В процессе постепенной утраты в русском языке двойственного числа, формы существительных в именительном падеже двойственного числа типа два брата, два берега начинали ощущаться как формы родительного падежа единственного числа. Основанием для такого сближения было издавна существовавшее сочетание счетных слов с родительным падежом.

Таким образом, взаимодействие системы единиц плана выражения и плана содержания выступает как основная „внутриуровневая" пружина сдвигов: в грамматике именно этот фактор определяет основные черты исторического процесса.

Лексический фактор в истории грамматики

Внеязыковые силы, в конечном счете, меняющие язык, никогда не действуют на грамматику прямо, но только через лексику. Так, в славянских языках грамматическое объединение счётных слов в особую часть речи начиналось с их лексико-семантической унификации. В праславянском языке счетные слова по-разному представляли количество: например, четыре обозначало коли­чество как признак некоторой расчлененно понимаемой совокупности предметов, пять обозначало количество как опредмеченное свойство этой совокупности, а в слове сорок значение количества сочеталось со значением меры. Однако постепенно дополнительные семантические оттенки (признака, предмета или меры) в значении разных счетных слов стирались, оставалось одно главное и общее значение - значение количе­ства; в результате счетные слова начинали одинаково, „с одних и тех же позиций", обозначать количества. Так складывалась лексико-семантическая однородность и взаимозаменяемость счетных слов. Это и означало грамматикализацию понятия числа; счетные слова стали частью речи - именем числительным.

Так, в праславянском языке имена, которые употреблялись преимущественно в атрибутивной функции, в силу своей зависимости от опреде­ляемых слов утрачивали самостоятельность и, следовательно, постоянство рода. Они начинали изменяться по родам. Это было первое морфо­логическое различие между прилагательными и существительными.

Бывают ли в грамматике заимствования?

„Ядерный", внутренний характер грамматической семантики в системе языка и высокая степень ее системной организации затрудняют иноязычное влияние на грамматику.

В грамматике исключительно редки прямые материальные заимство­вания,- допустим, чужого формообразовательного аффикса. По-видимому, такого рода заимствования чаще происходят при контакте близкородствен­ных языков. Так, например, в русском языке укрепились старославянские суффиксы причастий -ущ, -ащ, в то время как их восточнославянские соот­ветствия стали суффиксами отглагольных прилагательных {могучий, горя­чий).

Сравнительно легко заимствуются союзы. Например, в мордовских языках много союзов русского происхождения. Синтаксис в большей мере, чем морфология, изменчив, в том числе и под влиянием чужого языка.

Таким образом, изменения в грамматике представляют собой класс глубоко внутренних, имманентных процессов языкового развития. Дей­ствие внеязыковых факторов изменений (развивающиеся потребности общения и познания), а также иноязычное влияние проявляются в грам­матике наиболее опосредованным образом. Развитие грамматики про­исходит путем преодоления внутриязыковых и внутриграмматических противоречий: 1) противоречий между семантикой некоторого класса слов и его грамматическими характеристиками; конфликтная ситуация склады­вается как в случае лексико-семантической общности при отсутствии грамматического единства, так и в случае семантической разнородности слов при их морфологическом единообразии; 2) противоречий между син­таксическими функциями и морфологическими свойствами групп слов; 3) противоречий между планом содержания и планом выражения грамма­тических категорий.