Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Языкозн.экзам..doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.01 Mб
Скачать

52. Место типологии и лингвистики универсалий в науке о языке. Типология и сравнительно-историческое языкознание. Типология и сопоставительное языкознание.

В лингвистике используются 3 основных вида систематизации языков: 1) генеалогические объединения – учитываются родственные взаимоотношения языков; 2) типологические классификации языков, понимаемые как объединения, логически независимые от родословных деревьев языков; 3) территориальные (ареальные) классификации яз-в. Только в типологических исследованиях используется сама идея типа в качестве некоторого объединения объектов с учетом их общих черт.

Лингвистика универсалий – направление в типологических исследованиях. Типология языков и лингвистика универсалий – близкие по интересам области языкознания, Их общим объектом являются одинаковые или сходные черты самых разных языков, в том случае, если эта близость не обусловлена ни родством языков, ни их влиянием друг на друга. Различие между ними: ТИПОЛОГИЯ изучает взаимосвязанные сходные черты (в отдельных языках), стремятся понять такие системные сходства в качестве некоторого типа устройства языка и на этой основе выявить существующие на Земле типы языков. ЛИНГВИСТИКА УНИВЕРСАЛИЙ стремится обнаружить общие черты, присущие ВСЕМ языкам Земли, не ограничивая при этом поиск их структурной или содержательной значимостью => различные методы и результаты исследований.

Типология и сравнительно-историческое языкознание.

1. Отрыв синхронии от диахронии, возникший в первые десятилетия распространения соссюровских идей, был преодолен благодаря типологии. Типологическое мышление сумело увидеть в истории языков эволюцию систем (фонологических, грамматических, лексических). Было понятно, что магистральные линии в развитии языков – закономерности именно типологического масштаба.

Типологическое сходство прослеживается в эволюции фонологических систем романских языков, эволюции Романии от синтетизма классической латыни к аналитическому строю современных романских языков.

2. Особенно сближают типологию и компаративистику понятия языка-эталона и праязыка. Имеется сущностная, принципиальная, сущностная близость реконструируемой системы праязыка и языка-эталона. в качестве языковой системы, которая моделируется в отвлечении от разнообразия тысяч конкретных языков. Постулирование языков-эталонов для отдельных типов языков (аналитических, синтетических) методологических одно с постулированием праязыков разной степени абстрактности.

(Например:

не требующий реконструкции общеславянский праязык – древнерусский→→

язык реконструируемый (гипотетический) праславянский→→

реконструируемый (еще более гипотетический и абстрактный) индоевропейский праязык →→

гипотетический ностратический праязык (предок предполагаемой ностратической макросемьи языков→→

вершина абстракции: праязык человечества (в большой степени аморфный, но лингвистически представимый язык-эталон всех языков человечества).

3. В исследованиях по истории языков многие предположения выдвигаются и проверяются с учетом типологического правдоподобия гипотезы. Типологические факты часто бывают решающим доводом в пользу конкретной этимологии или реконструкции, (белорусское название клюквы журавiна допускает 2 этимологии: от «журавль» и от «жар», обе они фонетически и семантически допустимы, однако этимология от слова «журавль» находит надёжное типологическое подтверждение. Так же мотивированы обозначения клюквы в генетически далёких языках: германских – cranberry(англ.), tranbar(шведск.), латышском, ненецком языках.

Таким образом, значение лингвистической типологии для компаративистики состоит в том, что 1) возрастает теоретическая оснащенность исследований, в большей мере учитывается логика эволюции систем;

2)данные типологии являются надёжным источником поверки сравнительно-исторических реконструкций;

3) типологические представления способствуют созданию масштабных картин эволюции языков.

Типология и сопоставительное языкознание.

Типологическое изучение 2-3 языков составляет предмет и методологию сопоставительного языкознания. Эта область типологии непосредственно связана с практикой преподавания неродных языков.

В отечественной традиции основоположником сопоставительной лингводидактики стал Е.Д. Поливанов, разработавший «Опыт частной методики преподавания русского языка в узбекской школе»1935 и другие.

Учеными подчеркивается лингвометодическое значение сопоставительного языкознания. В.Д. Аракин обосновал возможность планомерно прогнозировать трудности, возникающие при изучении определённого ин. языка для аудитории с определённым родным языком.

При типологическом изучении близкородственных языков иногда полезно сосредоточиться только на различиях между языками. Такие исследования называют контрастивными, причем термины «контрастивный» и «сопоставительный» часто употребляют как равнозначные.

Особенно лингвометодическая направленность характерна для контрастивных исследований.

53. Язык и основные познавательные процессы. Связь речевой деятельности с высшими психическими функциями: с восприятием, мышлением, памятью, волей. Несводимость познания к речемыслительным процессам. Вербальное и невербальное мышление. Развитие детской речи.

Язык и основные познавательные процессы.

Взаимоотношение языка и мышления. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Наличие связи между языком и мышлением признаётся большинством исследователей. В настоящее время внимание специалистов направлено на выявление характера связи между ними.

В. Фон Гумбольдт считал взаимосвязь между языком и мышлением настолько глубокой и органичной, что практически отождествлял не только эти два понятия, но и язык со всем духовным миром человека, рассматривая эти сущности в качестве одного и того же явления.

В виде одного целого, но уже с дифференциацией языка и мышления рассматривал эти понятия Ф. де Соссюр. Он допускал возможность разграничения языка и мышления лишь теоретически, тогда как в действительности считал их одной сущностью, причем, по Соссюру, мышление составляет только часть языка, тогда как сам язык представляет собой органический синтез мысли и звука.

Крупный немецкий языковед А. Шлейхер отмечает, что «мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма». Он проводит более четкую границу между языком и мышлением, рассматривая язык в качестве формы, посредством которой организуется и выражается мысль, являющаяся содержанием данной формы.

Л.С. Выготский отмечает, что «решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, колебалось всегда и постоянно между отождествлением, полным слиянием мысли и слова и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным разрывом и разъединением». Л.С. Выготский предлагал обозначить связь языка с мышлением в виде двух пересекающихся кругов. Площадь пересечения у обоих кругов показывает в этом случае наличие неразрывной связи данных двух явлений.

Процессы памяти также связаны с языком. Многое из того, что запоминает человек, искажается именно потому, что хранится в вербальной форме, эксперименты показали, что в памяти зрительные образы могут искажаться, чтобы точнее соответствовать своим словесным описаниям

Классическое исследование в этой области было проведено в 1932 г. Кармайклом, Хоганом и Уолтером под названием «Экспериментальное исследование влияния языка на воспроизведение визуально воспринимаемой формы»

Запоминание реально происходивших событий, конечно, также подвергается изменениям, вызванным словесной формой кодирования. Это особенно четко проявляется на примере слухов, где, очевидно, запоминание событий в словесной форме изменяется со временем под влиянием стереотипов и ожиданий.

С хранящимися в памяти историями и событиями происходят изменения. Во-первых, уравнивание (levelling); многие события выпадают из памяти, история приобретает более короткий и схематичный вид. Но в то же время происходит уточнение (sharpening): некоторые детали вдруг приобретают особую отчетливость и всегда повторяются при пересказе. И, наконец, ассимиляция в соответствии с некоторой схемой, или стереотипом, или ожиданиями.

Связь речевой деятельности с высшими психическими функциями (мышлением, памятью, волей).

Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Вербальное и невербальное мышление.

Язык и мышление, хоть они и связаны генетически и онтологически, не образуют единое целое. Связи между ними противоречивы и иногда даже могут теряться из-за того, что в основе мысленной деятельности лежит различное по степени абстрактности отражение сознанием внешней действительности. Ученые выделяют несколько видов мышления: наглядно-образное, действенное ( или практическое) и вербальное.

Наглядно-образное и действенное (практическое) мышление осуществляется на основании непосредственной информации в виде ощущений, образов, представлений и может протекать без помощи языка. Этот вид мышления присущ и высшим животным.

Элементами вербального мышления являются не конкретные образы чувственно воспринимаемых предметов и явлений внешней действительности, а представления и понятия которые могут возникать или воспроизводиться в сознании человека и при отсутствии предметов, лежащих в основе образования этих представлений и понятий. Причем данные представления связываются не с отдельными конкретными предметами, а с целыми классами их, что делает категории мышления, отражающие эти классы предметов, абстрактными единицами, которые позволяют нам сводить к единству практически неисчислимое многообразие предметов, явлений и свойств окружающей действительности. Формирование абстрактных представлений стало возможным благодаря языку. В целом путь мысли от её зарождения до её воплощения в какой-либо материальной форме обычно опосредован языком даже в тех случаях, когда конкретный умственный процесс не пересекается со словами и не выражается в них.

Несводимость познания к речемыслительным процессам. Вербальное мышление и эмоциональная сфера личности.

Путь мысли от ее зарождения до воплощения в какой-либо материальной форме обычно опосредован языком. Способность человека к оперированию элементами мысли, выражающимися не только в словах, но и в других материальных формах, возможна только благодаря языку. Существуют также неязыковые формы мышления, они связаны с эмоциональной сферой личности и отражают в основном специфическую умственную деятельность, которая присуща не всем людям – не каждый человек способен создавать музыкальные произведения, писать картины, конструировать машины.

Мышление человека не является строго логичным, рациональным, так как в нем отражаются также человеческие эмоции. Язык фиксирует в себе все аспекты умственной деятельности, включая эмоции, отсюда наличие в языке междометий, грамматических категорий модальности, наклонения.

Развитие детской речи.

Русские психологи придерживаются мнения, что мышление и речь тесно связаны в детстве, а затем, по мере развития, мышление взрослого в известной мере освобождается от языка — во всяком случае, от явных или скрытых речевых реакций. Наиболее крупный вклад в разработку этой проблемы внес выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, он развивает мысль о том, что и в филогенезе (возникновение эволюционных форм сознания), и в онтогенезе (индивидуальное развитие) имеются элементы невербального мышления (например, «практическое» мышление при решении практических задач), а также элементы неинтеллектуальной речи (например, эмоциональные крики), и пытается проследить взаимодействующее развитие этих двух элементов вплоть до того момента, когда речь начинает обслуживать мышление, а мышление может отражаться в речи.

Интеллект и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются.