- •Факультет Истории курсовая работа
- •Глава I. Описание режима национализирующихся империй и возникновение антисемитизма в контексте этого исторического режима 4
- •Глава II. Сионистские нарративы еврейской истории в контексте политики антисемитизма в Европе 18
- •Глава III. Ревизионистская историография 26
- •Введение
- •Глава I. Описание режима национализирующихся империй и возникновение антисемитизма в контексте этого исторического режима Евреи в Российской Империи
- •Евреи в Европейских Империях
- •Возникновение понятия «антисемитизм», краткая история антисемитизма в Империях. Религиозный и модерный антисемитизм
- •Глава II. Сионистские нарративы еврейской истории в контексте политики антисемитизма в Европе Возникновение сионизма, основные цели движения, деление сионизма на субдвижения
- •Прочие идеологические течения в сионизме
- •Краткая характеристика достижений
- •Глава III. Ревизионистская историография Другие подходы к изучению еврейского вопроса
- •Отрицание Холокоста
- •Заключение
- •Список литературы
Краткая характеристика достижений
«Сионизм — это вера в существование общего прошлого и общего будущего еврейского народа. Эту веру можно принимать, а можно и отвергать, но рациональной аргументации она почти не подлежит»22. Лакер утверждает, что хоть сионизм, как и другие национальные движения, имел идеологию, но претендовать на науку она не могла. Сионизм, как решение «еврейского вопроса», безусловно, имел успех. В 1948 году, 14 мая было провозглашено создание государства Израиль, то есть сионисты добились свое главной цели. Сионизм, как идеологическое движение, однако, еще живет и делать выводы об его успехе или поражении пока что рано. Я согласна с мнением В. Лакера, который говорит, что «до определенной степени сионизм обречен на разочарования: не приносят разочарований и сохраняют свою первозданную чистоту только те политические движения, чья история завершается на утопической стадии проектов и планов. Все другие рано или поздно сталкиваются с действительностью, и результат никогда не оправдывает ожиданий»23.
Кроме этого, сионистские требования и их удовлетворение посредством создания нового государства на Палестинских землях породили такое негативное явление, как арабо-израильский конфликт, продолжающийся до сих пор.
Сионизм являлся таким же национальным движением, как и многие другие. Его проблемой являлось то, что он возник слишком поздно, когда на карте Европы уже не оставалось свободного места, и где бы ни решило поселиться еврейское население, оно бы везде наткнулось на неприятие местного.
Глава III. Ревизионистская историография Другие подходы к изучению еврейского вопроса
Рассматривать еврейский вопрос можно с разных сторон. В основном, прослеживается следующая тенденция в историографии: рассмотрение евреев, как универсальных жертв, не могущих в силу различных исторических причин приспособиться к жизни прочего общества, которое их не принимает (такие нарративы в основном наблюдаются в работах еврейских авторов). Противоположные взгляды проявляются в различных юдофобских и антисемитских публикациях: евреи - универсальное зло, проблема, которую нужно искоренить подчас абсолютно бесчеловечным образом. Кроме этого, существуют историографические произведения третьего рода, авторы которых принимают отвлеченную точку зрения и стараются рассмотреть обе стороны конфликта, не вставая ни на чью сторону.
Выделяется из этого контекста концепция, предложенная редакцией журнала Ab Imperio в 2003 году. К рассмотрению читателя предложен новый подход к изучению еврейского вопроса. Сформулирован он так «Евреи - имперская нация». Этим термином издатели хотят показать, как евреи вписывались в историю империй, утверждая что «роль евреев как «имперской нации» изучена гораздо меньше, чем их роль в развитии различных имперских национализмов»24. Приводится цитата Габриэлы Сафран, которая утверждает, что еврей - это пустая чаша, которую европейцы заполняли собственными смыслами в контексте национализма, то есть когда нации нужно и важно показать границу, еврей же в этом случае и является «пограничным указателем». Когда же абстрактный еврей переносится в сферу империй, он теряет свою определенность как «уникального Иного» и обрастает множеством других контекстов. Еврейский вопрос рассматривается также как способ взаимодействия между империями, как показатель «модернизированности» конкретного государства. Внимание заостряется также и на истории еврейства внутри империй, то есть историографии еврейства не в специфическом «еврейском» контексте, а через призму приспосабливаемости еврейского общества к имперской среде.
