Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зильбах Джоан Дж. ред. Дети в семейной психотер...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.02 Mб
Скачать

Послесловие

Родители отменили несколько последующих семейных встреч, поскольку заболел их друг и они день и ночь проводили в больнице. Однажды, когда они с Мартином находились дома одни, Сьюзен сделала поверхностный разрез кожи на запястье, после чего позвонила матери. Родители сразу же отвезли ее в больницу, где ей было предписано психологическое лечение. Итак, на этот раз Сьюзен «заставила» их продолжить психотерапию, в чем, видимо, нуждалась она сама и ее семья.

Этот случай демонстрирует необходимость интеграции индивидуальной детской и семейной психотерапии. Хотя у обоих детей отмечалась ярко выраженная симптоматика с серьезными внутренними противоречиями, тематически связанными с агрессией и сепарацией, индивидуальной психотерапии, самой по себе, было бы явно недостаточно, чтобы вызвать у них долгосрочные изменения. Так, несмотря на то, что расстройства сна и головные боли, от которых страдал Мартин, отступили почти сразу же после первых индивидуальных психотерапевтических сессий, их место немедленно заняли две новые проблемы, взамен старых. Во-первых, мать приняла его возросшую уверенность в обращении с агрессией за “непослушание”. Она была не на шутку встревожена его “дерзостью” и отказом ей подчиняться. А во-вторых, Сьюзен быстро приняла на себя роль проблемного ребенка, для начала поделившись с матерью своей тревогой, что она “зашла слишком далеко в отношениях со своим парнем,” а затем заметно снизив свою успеваемость, и наконец, когда у семьи не нашлось другой, более веской причины для продолжения психотерапии, она совершила демонстративную суицидальную попытку. Требуются одновременные изменения со стороны семейной системы, чтобы два юных ее представителя могли почувствовать себя в достаточной безопасности и распрощаться со своими симптомами. К примеру, пока дети не почувствуют укрепление родительских взаимоотношений, дарующее им подлинное право на прямое выражение своих чувств, у каждого из членов семьи будут те или иные трудности, а “проблемы”, скорее всего, будут возникать снова и снова.

В то же время, если между родителями установлен прочный союз и они обещают серьезно относиться к мнению и беспокойству каждого члена семьи, дети получают право отказаться от своих симптомов, чтобы направить силы и способности на собственное развитие, предоставив своих родителей друг другу. Этот случай демонстрирует нам замечательный пример того, что проблемы индивидуального развития, в том числе способность обходиться со своей агрессией или сохранять чувство безопасности в процессе отделения от своей родительской семьи, глубоко связаны с вопросами развития всей семьи. Более того, до тех пор пока психотерапевтические интервенции будут направлены по отдельности на каждую из этих двух различных, но взаимосвязанных между собой систем, трудно ожидать таких изменений, которые способствовали бы развитию индивидуума и его семьи. Тем приятнее отметить, что оба приведенных здесь случая демонстрируют успешное продвижение как по линии индивидуального, так и семейного развития.