Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
США- идеология во внешней политике.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
79.81 Кб
Скачать
  1. 1953 – 1960: Политика «отбрасывания» коммунизма.

В конце концов, политика Трумэна была осуждена, так как казалась его современникам слишком пассивной. Да и в Штатах встречало сопротивление участие США в таких войнах, как Корейская: слишком много усилий они вложили. По их мнению, Штаты должны были сторониться открытого вмешательства и более придерживаться политики «щита и меча».

Политика, к которой стремились Штаты, нашла в полной мере отражение в мыслях Дуайта Эйзенхауэра – нового президента США (1952 – 1961). С одной стороны, он предложил всемирное наступление на коммунизм (хотя надо признать, он не был лишён реализма, о чём говорит его программа «Атом для мира» и готовность к переговорам), с другой, он, не отрицая того, что Америка должна стать во главе борьбы с коммунизмом, говорил, что Европа должна самостоятельно обеспечивать свою защиту, хоть и при помощи США: «Логической ролью наших союзников, следовательно, будет обеспечивать (с нашей помощью) свою собственную локальную безопасность, особенно сухопутными силами, в то время как США «…» предоставляли бы мобильные резервные части со всеми видами оружия, с особым упором на морские и воздушные компоненты». Таким образом, он предлагал освободить руки Штатов для более активной борьбы с коммунизмом, брал на свою страну роль «меча».

Его доктрина, провозглашённая 5 января 1957 года, содержащая в себе тройственную программу для Ближнего и Среднего востока, охватывающую экономическую помощь, содействие в военном отношении и защиту от коммунистических агрессий, опиралась не только на рациональные доводы и стремление помочь странам, борющемся за свою свободу, но также имела и религиозное обоснование, что следует из его слов: «Ближний Восток – это место рождения трёх великих религий – мусульманской, христианской и иудейской… Было бы нетерпимым, если бы святые места Ближнего Востока должны были подчиниться господству, которое прославляет атеистический материализм».

Джон Ф. Даллес, Государственный секретарь США, также придерживался этой политики: он выступал за разворачивание «крестового похода» за свободу, что вылилось в дальнейшем в политику «доктрины освобождения», направленной на помощь странам, стремящимся освободиться от коммунистического гнёта.

1955 год явился годом потепления МО, однако, следующие два события вернули все в своё русло: события, касающиеся Суэцкого канала и Венгерское восстание. Первое было на руку Штатам, так как они заявили о том, что вводя здесь свой контроль лишь заполняют образовавшийся после поражения Великобритании и Франции «вакуум силы» и, тем самым, защищают мусульманский мир от безбожного коммунизма. А во втором они так и не приняли толком участия.

Не смотря на то, сколько сил Америка положила проведение всей своей внешней политики, к концу периода в ней опять обозначился кризис: после Суэцкого кризиса возникли некоторые проблемы в отношениях с Францией и Великобританией; наметился рост антиамериканских настроений в Латинской Америке (прежде всего на Кубе); в 1960 г. пали проамерикански настроенные правительства в Турции, Корее, Японии, началась партизанская борьба во Вьетнаме.

4. 1961 – 1968: Джон Кеннеди и Линдон Джонсон.

Политика отбрасывания коммунизма, осуществляемая в предыдущем периоде, зашла в тупик, и новому президенту – Джону Кеннеди – предстояло искать новые пути. С одной стороны, он понимал, что необходимо сохранять «прежний курс борьбы с историческим врагом», а с другой видел, что необходимо вносить коррективы.

Основные действия кабинета Кеннеди были направлены на страны «третьего мира». так как, по его мнению, именно здесь Америка ранее совершала промахи. Советский Союз действовал здесь с наибольшим размахом, вмешиваясь в политику стран, борющихся за независимость. Штатам было необходимо перехватить здесь, путём опережающих реформ, революционные движения, для того чтобы отвернуть их от коммунистического русла. Для воздействия на эти страны использовались военные методы, однако, в отличие от предыдущих лет, на вооружение была поставлена армия «гибкого реагирования», более приспособленной к данным условиям.

Всё это принесло плоды – американское присутствие на территориях третьего мира увеличилось – особенно во Вьетнаме.

Также большое внимание уделялось странам Латинской Америки. 13 марта 1961 года была провозглашена программа «Союз ради прогресса». В неё входили глубокие экономические и социальные реформы с целью недопущения революционной ситуации. «… Если страны Латинской Америки готовы сделать свою часть работы.. тогда я верю, что США со своей стороны помогут обеспечить ресурсы достаточного размаха и величины, чтобы принести успех этому смелому плану развития, точно так же, как мы помогли … восстановить экономику Западной Европы», - гласит речь Джона Кеннеди от 13 марта 1961 г.

Что касается политики Кеннеди в Западной Европе, то тут он выступал за ещё большее сплочение стран Европы для более активного отпора коммунистическому режиму. С союзными государствами СССР стали осторожно налаживать связи. Цель у этого была одна – внести раскол.

Однако, после Карибского кризиса, ставшего апогеем Холодной войны, обе страны, как США, так и СССР, предприняли ряд мер по предотвращению возникновения подобных ситуаций – началось обсуждение перспектив замораживания гонки вооружений. Однако, 23 ноября 1963 года американский президент был убит. К власти пришёл Линдон Джонсон, который, хоть и сохранил прежний курс, всё же внёс ряд коррективов.

«Свою неуверенность в вопросах внешней политики Джонсон старался компенсировать показным проявлением твёрдости, силы, решительности», - пишет о нём в своих воспоминаниях американский экономист Джон Гэлбрейт. И действительно, характерной чертой его политики стала абсолютная уверенность в неограниченных возможностях США: был ужесточён курс в странах «третьего мира»; для поднятия «железного занавеса делалось всё возможное; во Вьетнаме была развязана широкомасштабная война. Единственная сфера, где действия пришлось наоборот смягчить – Латинская Америка. Штаты осознали, что добиться здесь развития по американскому образцу невозможно, поэтому решили довольствоваться лишь лояльным отношением к США и приверженностью политики антикоммунизма – это и легло в основу доктрины Манна.

В целом, кабинет Джонсона постигла неудача: «наведение мостов» так и не состоялось, так как Советский Союз показательно ввёл свои войска в союзную Чехословакию; Вьетнамская война оказалась затяжной и дорогой – стали роптать не только в мире, где осуждали американский империализм, но и внутри государства, где с каждым днём всё сильнее ощущали вьетнамские траты. Страна бурлила. Джонсон был вынужден уйти.

5. 1969 – 1976 гг.: зарождение и кризис разрядки.

Этот период связан с деятельностью президента Ричарда Никсона, его преемника Джеральда Форда и их советника, а позднее – Гос. секретаря, Генри Киссинджера. Последний явился связующим элементом между одним президентом и другим.

Р. Никсону досталось экономически мощное государство, однако отягчённое рядом проблем: утрата лидирующей позиции в связи с тем, что СССР сократил ту огромную разницу в развитии ядерного оружия; явное поражение во Вьетнаме – США не потянули ту роль «всемирного полицейского», на которую они претендовали ранее. Следствием этого стало то, что Штаты теряли свои позиции как в Европе, так и в Латинской Америке. В нём видели не защитника, а страшное государство, в течение трёх лет истязающее маленькую страну в районе, не имеющем никакое отношение к их безопасности. Необходимо было менять тактику: надо было избежать новых вьетнамцев. К этому и стремилась «гуамская доктрина» Никсона, по которой США сбавляла свою активность в этом направлении. Теперь союзники и сторонники США делились на два типа: 1) жизненно важные, куда входили Япония, Австралия, Западая Европа, Израиль и Новая Зеландия; 2) прочие страны, так или иначе находящиеся по одну сторону баррикад с США: Латинская Америка, Африка, Азия. Вторые, в отличие от первых, хоть и получали помощь от Америки, должны были защищать себя сами. Также были созданы так называемые «локальные жандармы» - опорные пункты влияния США.

В связи со всеми выше обозначенными проблемами, в правительстве появилась идея «пятиполюсного мира». Однако, США при этом не отказывалась от роли ведущего государства – на самом деле, это была уловка, истинной целью которой являлось получение передышки.

С этой же целью была предложена «разрядка», пик которой пришёлся на 1972 – 1974 года. Согласно Г. Киссинджеру, стремление Америки к ней было вызвано тремя причинами: 1) тактические соображения, связанные со стремлением остановить советское наращивание – так как самой Америке это было в тягость; 2) боязнь ядерной катастрофы; 3) необходимость ослабить нажим сторонников мира внутри страны.

Американское общество разделилось на два лагеря: тех, кто считал, что различия в идеологиях не должны мешать нормальным отношениям, основанным на принципах суверенитета, равенства и невмешательства во внутренние дела; и тех, кто видел в этом угрозу основной американской догме – об «американской исключительности». Таким образом, накалённая международная обстановка начала сменяться не менее опасным внутренним кризисом: критика со стороны консервативных кругов неуклонно росла. Не смотря на то, что Никсон пытался лавировать между приверженцами одной и другой позиций, в 1974 году под угрозой импичмента ему пришлось уйти в отставку.

Арабо-израильская война 1973 года показала хрупкость достигнутых соглашений между Советским Союзом и Штатами. А падение проамериканского режима в Южном Вьетнаме в 1975 году и вовсе вернула всё в старое русло – новый президент Дж. Форд объявил об отказе от проведения политики «разрядки». Г. Киссинджер поддержал его и провозгласил возращение политики «сдерживания» коммунизма. Началось новое наращивание военных сил. Активизировалась деятельность США против левых сил в мире.