Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0089039_A898C_karabanova_o_a_psihologiya_semeyn...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
6.05 Mб
Скачать

§ 3. Характер эмоциональных отношений 131

ми матерями избегающая, поведение по типу вытеснения. В отношении бере- менности наблюдается своеобразная «агнозия»: женщина может узнать о сво- ей беременности в середине, а то и в последней ее трети, часто — от других. Как правило, она не задумывается о своем состоянии, пускает все на самотек, нако- нец, легко отказывается от ребенка непосредственно перед родами или сразу после. Никаких переживаний, конфликтов, угрызений совести.

Реалистический тип личности: отказ от материнства — целенаправлен- ный поступок. Рационально взвешиваются все «за» и «против». Во главу уг- ла ставятся интересы самой матери. Отношение к ребенку инструменталь- ное: если может быть полезен для получения благ и привилегий — мать будет его воспитывать, если нет — откажется. Например, не хватает ребенка для улучшения жилищных условий — она приходит и забирает ребенка, хотя раньше категорически от него отказывалась. Стратегия — рассудочная, раци- ональная; отношение к ребенку — индифферентное, холодное. Психологиче- скими особенностями такой матери являются низкий уровень природного влечения, материнской потребности и, как правило, низкий уровень эмпа- тии. В анамнезе: сдержанность и холодность в отношениях с близкими в соб- ственной, прародительской семье. Отказ от ребенка происходит еще до родов или после них. Как правило, мать не испытывает ни сомнений, ни тяжелых эмоциональных переживаний. Тем не менее часто отказ юридически не оформляется — на всякий случай, вдруг ребенок еще понадобится.

Для ценностного типа ценность материнства очень высока, социальная роль матери значима. Конфликт обусловлен отсутствием спонтанного вле- чения к материнству или трудными внешними обстоятельствами. Как правило, женщина рожает ребенка без мужа, без поддержки или в очень стесненных материальных и жилищных условиях. Кризис длителен, про- должается в течение всей беременности и после рождения ребенка. У мате- ри констатируется высокий уровень эмоциональных переживаний. На этом фоне часто возникает чувство вины, и в результате ребенок становится объ- ектом проекции негативных эмоций, отношение к нему амбивалентное. Стратегия — колеблющаяся. Постоянная борьба мотивов, ситуация выбора, трудность принятия решения.

Для творческого типа личности отказ от ребенка маловероятен даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. Социальная ценность мате- ринства и природное к нему влечение велики. Отказ от материнства для та- ких матерей равносилен утрате или угрозе утраты смысла жизни. Отноше- ние к ребенку — безусловно эмоционально-положительное, он «свой»,

«человек, о котором я забочусь».

Причинами отказа от детей бывают нестабильность и угроза распада собственной семьи, материальная необеспеченность, личностная незре- лость, искажения личностного равзития, депрессивные и аффективные расстройства, отвержение собственными матерями в анамнезе матерей-от- казниц [Брутман, Варга, Хамитова, 200.0]. Депривация материнской любви,

132 Глава 3. Детско-родительские отношения

переживаемая отвергаемым ребенком, приводит к нарушениям в формиро- вании материнской позиции в зрелости.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что,

признавая наличие природных предпосылок материнства, нельзя забывать о неоспоримости приоритета в детерминации характера эмоционального отношения к ребенку социально-исторических факторов.

Роли матери и отца вразвитииребенка

В концепции Э. Фромма материнская и отцовская любовь рассматривают- ся как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказываю- щие различное влияние на развитие ребенка.

Фромм [1990], анализируя традиционную семью, противопоставлял мате- ринскую и отцовскую любовь как любовь безусловную и любовь требователь- ную. Материнская любовь по своей природе безусловна, не связана с достоин- ствами и достижениями ребенка. Любовь матери, по Фромму, слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопо- жертвованию, самоотдаче. Материнская любовь дана ребенку изначально как дар, она является основой формирования у ребенка базового доверия к миру, открытости и готовности с ним взаимодействовать (Э. Эриксон). Отцовская любовь — требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен за- служить. Она, в отличие от материнской, не имеет врожденных предпосылок, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца — носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает как социальное одобрение поведения ребенка, соот- ветствие определенным ожиданиям. В детях отец, как и мать, видит возмож- ность самоактуализации, и в силу этого на ребенка возлагаются определенные отцовские ожидания в отношении его достижений, карьеры, результатов. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода. Традиционно культурные нормы вменяют в обязанность мужчины дать и воспитать семье наследника, как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти («Я люблю тебя, потому что ты похож на меня»). Отцы в большей степени приветствуют появление наследника (мальчика) и более склонны принимать его взросление и созревание, чем взросление и созревание девочки [Cooper, Grotevant, 1987]. Бездетность является одной из причин острого пережива- ния мужчинами кризиса середины жизни, когда «социальные часы» требуют отчета о том, «воспитал ли ты сына». Для женщины «социальные часы» про- бивают раньше и вопрос о самореализации в рождении и воспитании ребенка приобретает остроту и актуальность уже в период кризиса 27—30 лет.

Отец, согласно Фромму, выполняет функцию социального контроля и является источником требований, норм поведения, санкций. Исследования

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]