Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0089039_A898C_karabanova_o_a_psihologiya_semeyn...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
6.05 Mб
Скачать

§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 95

Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний типа комму- никационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Ти- пы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструк- тирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высме- ивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, поста- новку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы [Гордон, 1997]. Причинами нарушения межлич- ностного общения в семье также выступают перегруженность информацион- ного канала и требование учета системы опосредующих образов, неадекват- ность самих опосредующих образов, личностные особенности супругов.

Если трудности общения приобретают хронический характер, возника- ет так называемая «коммуникационная проблема» [Эйдемиллер, Юстиц- кис, 1999], связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнера и неадекватностью спо- соба передачи информации. Э.Г. Эйдемиллер выделяет три этапа развития коммуникационной проблемы: информационно-дефицитный, этап заме- щающе-искаженного коммуницирования и поведенчески-коммуникацион- ный. В супружеских отношениях достаточно часто дефицитной информа- цией, т.е. информацией, передача которой оказывается затруднена, является просьба о подтверждении любви, обращение за эмоциональной поддержкой и сопереживанием. Например, муж испытывает потребность в выражении любви, поддержки со стороны жены, однако обращение с по- добной просьбой не согласуется с его представлениями о маскулинности и о себе как сильной личности. На первом, информационно-дефицитном эта- пе реальная коммуникация заменяется воображаемой, частично невербаль- ной — поведение мужа представляет собой молчание, «сверлящий» и умо- ляющий взгляд вслед уходящей жене, мысленные призывы. На следующем этапе происходит замещение и искажение информации, поскольку непо- средственное выражение супругом своих потребностей диссонирует с его ожиданиями и предписанным сценарием ролевого поведения («когда при- быть сильным, а хочется быть слабым...»). Например, муж, вместо

того чтобы сказать: «Побудь со мной, мне не хватает твоего внимания, и во-

обще я сегодня устал и чувствую себя жалким», говорит: «Что-то я плохо себя чувствую...» Жена, бросая все, мчится в аптеку и, возвращаясь, обна- руживает «тяжелобольного», почти умирающего полчаса назад мужа раз- валившимся в кресле перед телевизором. Скандал. Наконец, на поведенче- ском этапе начинается манипулирование партнером с целью заставить его делать то, что желает носитель «дефицитной информации». В нашем слу- чае муж использует любые средства для того, чтобы заставить жену все время проводить дома рядом с ним (упреки, использование мнения родст- венников в целях давления и пр.). Отношения катастрофически ухудшают-

96 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

ся, наблюдается потеря взаимного доверия, эскалация конфликта. Исход- ная потребность так и не удовлетворена, более того, шансов на эмоциональ- ную поддержку и взаимопонимание уже почти не осталось.

«Отклоненная» коммуникация представляет собой односторонний процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоля- ции и молчаливого отказа от коммуникации. Внешне такая коммуникация выступает как монолог вместо диалога, в общении партнеров отсутствует зрительный контакт. Блестящей иллюстрацией отклоненной коммуника- ции может стать картина совместного ужина, изображенного на картине В. Ван Гога «Едоки картофеля». Вечер, крестьяне собрались за столом за скудным ужином. Казалось бы, совместная трапеза объединяет, едоки вро- де глядят друг на друга, однако продолжение линии взора легко обнаружи- вает, что на самом деле ни один из них не смотрит на сотрапезника, взгляд каждого из них устремлен в никуда — коммуникация разорвана!

Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по ком- муникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообще- ний, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное

[Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Противоречивое сообщение подкрепляет- ся еще и запретом его замечать или комментировать. Например, супруг, вернувшись домой, застает заплаканную жену и встревоженно спрашивает:

«Что случилось?». Следует ответ со слезами на глазах: «Все в порядке, у меня все хорошо!»

«Замаскированная» коммуникация, или мистификация, часто исполь- зуется супругами в условиях актуального или хронического семейного конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противо- речий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объек- тивировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации, своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.

Борьба за коммуникационный канал выступает как попытка одного из членов семьи установить безусловное доминирование и главенство над партнером в форме стремления сохранить за собой «последнее слово», ут- вердить первенство и создать ощущение, что именно ему принадлежит пра- во на решение всех семейных проблем независимо от их ранга. В основе по- добного нарушения межличностной коммуникации лежит неразрешенная проблема главенства в семье.

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жиз- недеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресур- сы роста и развития. Наиболее перспективным направлением работы с дис- гармоничной семьей признается оптимизация внутрисемейного общения.

Семейное информационное пространство неоднородно как с точки зре- ния его содержания, так и открытости для всех членов семьи. «Семейные тайны», или «скелеты в шкафу», включают информацию о криминальных