Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0089039_A898C_karabanova_o_a_psihologiya_semeyn...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
6.05 Mб
Скачать

§ 8. Семейное самосознание 91

уникальность, социальное признание и, таким образом, укреплять чувство семейной идентичности. Могут они также символизировать семейную тайну и в силу этого утаиваться от детей и других «непосвященных» членов семьи.

Семейные фотографии и семейный альбом обеспечивают единство ис- тории рода, четко структурируют временную ретроспективу. Фотографи- рование позволяет запечатлеть моменты счастья, положительного эмоцио- нального состояния, наиболее значимых жизненных, мемориальных событий семейной жизни. Групповой семейный снимок, по сути, есть вос- произведение «идеального» образа семьи, где пространственное располо- жение, одежда, позы, жесты, мимика участников группового фото, предме- ты интерьера четко выверены в соответствии с этим образом. Вот почему анализ семейных фотографий и создание «семейного портрета» стали из- любленными техниками проведения семейного консультирования и се- мейной психотерапии. С их помощью можно воссоздать, объективировать и сделать предметом рефлексии историю семьи и межличностных отноше- ний в ней. Обычай носить с собой фотографии членов семьи также раскры- вает семейному консультанту особенности эмоциональных привязаннос- тей и симпатий консультируемых, приоритетность и значимость в их семейных отношениях.

«Семейное имя» как наречение детей именами покойных или здравст- вующих родственников из поколения в поколение также выполняет функ- цию стабилизации семьи и рода. Имена, передаваемые «по наследству», имянаречение «в честь» уважаемого и любимого родственника отражают стремление закрепить в роду «фамильные» черты, накрепко ассоциирован- ные с определенным именем, подтвердить близость и единство членов се- мьи, общность рода и связь поколений. Мифологизация семейного имени выступает в форме запрета на то, чтобы давать одинаковые имена здравст- вующим родственникам, «удвоение» имен будто бы может привести к смерти, поскольку один из родственников должен «уступить дорогу» дру- гому [Разумова, 2001].

В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ

«Мы», отражающий характер супружеских отношений, согласованное ро- левое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа

«Мы» является совместная деятельность и внутрисемейное общение. В случае возникновения дисфункции семьи и нарушений межличностной коммуникации актуализируются механизмы защиты и формируется не- адекватный образ «Мы» — так называемые семейные мифы, выполняющие функцию регуляции отношений в дисфункциональной семье.

Семейное самосознание как неосознаваемое единство представлений о се- мье является причиной известного феномена сбывшихся предчувствий глав- ных событий в семье (смертей, несчастных случаев, болезней, свадеб близких родственников и т.д.) или общих сновидений. Психологическое содержание предчувствия — ориентировка в ситуации пространственно-временных раз-

92 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

рывов общения между членами семьи [Новик, 1994]. Синхронизация ориен- тировки «героя произошедшего события» и члена семьи, предчувствовавше- го это событие, становится возможной именно на основе согласованности взглядов на семью, правила и сценарии семейного функционирования.

Искаженный образ «Мы» включает кредо семьи — ее принципы и цен- ности; ожидания в отношении ролевого поведения каждого из ее членов; субъективный образ семьи (может не совпадать с объективной картиной ее жизни). На формирование семейных мифов оказывают влияние «наивно- психологические теории», неадекватные способы каузальной атрибуции

[Эйдемиллер, Юстицкис, 1999], селективность и предвзятость отбора ин- формации, преувеличение, сверхгенерализация, дихотомия мышления и т.д. В основе неэффективности наивно-психологических теорий в объяс- нении динамики внутрисемейных взаимодействий лежат низкая степень коммуникативной компетентности, использование житейских понятий и моделей для описания поведения партнера. Селективность отбора инфор- мации (предвзятость) и сверхгенерализация приводят к формированию неадекватного образа члена семьи и искаженному восприятию семейной системы в целом. Например, родители могут принимать как должное хоро- шую учебу и ответственное выполнение домашних заданий ребенком, а случайно полученная «двойка» или невыполненное домашнее задание вос- принимается ими как типичное поведение — и складывается миф о «безот- ветственном лодыре и лентяе».

Т.М. Мишина [1983] выделяет некоторые защитные механизмы, ис- пользуемые семьей при создании семейных мифов и патологизирующих ролей. К ним, в частности, относятся:

•проекция как проецирование на социальное окружение или на другого члена семьи отвергаемых в себе потребностей, мотивов, влечений, представ- лений. Например, если доминирующим эмоциональным фоном семьи явля- ется переживание отсутствия чувства безопасности и базового доверия к миру, что вступает в противоречие с Я-концепцией, приписывающей Я от- крытость, доверие, доброжелательность, то механизм проекции приведет к формированию враждебного отношения к социальному окружению, к спло- чению семьи на основе единства намерений противостоять внешней агрес- сии — и образуется так называемая «семья-крепость»;

• расщепление как вытеснение и подавление одним из супругов своих отвергаемых личностных качеств в сочетании с культивированием их в партнере. Например, жена, осуждающая и подавляющая в себе агрессив- ность, недоброжелательность в отношении мул^а, провоцирует его на аг- рессивное поведение в ситуации конфликта, в результате чего рождается семейный миф об идеальной терпимой жене — «мученице, несущей свой крест» и муже-злодее.

Сочетание использования различных защитных механизмов создает разнообразие мифов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]