Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0089039_A898C_karabanova_o_a_psihologiya_semeyn...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
6.05 Mб
Скачать

§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 219

Возрастная динамика изменения восприятия подростками особеннос- тей воспитательской позиции отца и матери состоит в следующем. Для от- ца характерно снижение уровня позитивного интереса при сохранении до- статочно высоких показателей враждебности. В подобном сочетании эти изменения свидетельствуют о возрастании эмоциональной отчужденности и враждебности в отношениях с отцом у подростков старшей возрастной группы. Хорошо согласуются между собой взаимно-противоположное сни- жение уровня директивности и возрастание автономности поведения отца, отражающее картину его фактического «ухода» от проблем воспитания, личностной отгороженности от дел и забот подростка. Следствием такого самоустранения отца из процесса воспитания и становится снижение уров- ня непоследовательности и противоречивости во взаимодействии с подро- стком. Можно предположить, что эта тенденция связана не столько с рос- том психолого-педагогической компетентности отца, сколько с его меньшим участием в воспитании сына или дочери. Подросток реже сталки- вается с непоследовательностью отца, поскольку сам отец стремится избе- гать общения и взаимодействия с ним. Полученные результаты вызывают особое беспокойство, поскольку выявляют ситуацию «функционально не- полной семьи», т.е. семьи, в которой функции одного из родителей систе- матически не выполняются, в значительном числе семей, традиционно счи- тающихся благополучными по формальному критерию — наличию в семье обоих родителей. Высокий удельный вес «функционально неполных се- мей» в обследованной нами выборке существенно увеличивает и без того значительную по объему «группу риска» — семей в разводе, в которых от- цы принимают недостаточное участие в воспитании детей либо вовсе «от- чуждены»от общения с ними.

Возрастная динамика изменения образа родительской позиции в отно- шении матери выражена гораздо меньше, чем изменение образа родитель- (ской позиции отца. Если с возрастом установки отца воспринимаются под- ростками как менее директивные, а отец — как фигура все более дистантная

и отстраненная, выражающая в отношении ребенка все меньше любви, ин- тереса и внимания, то восприятие родительской позиции матери характе- ризуется ими большей стабильностью.

В отношении матери можно говорить лишь о слабо выраженной тен- денции снижения директивности и непоследовательности поведения на

- фоне определенногоростаавтономности. Позитивнойтенденциейявляет- ся снижение с возрастом уровня враждебности матери, отражающее про- цесс постепенной гармонизации ее отношений с подростком в направле- нии большей эмоциональной близости и принятия. Вместе с тем в ряде случаев наблюдается пик враждебности в возрасте 14—15 лет, что делает картину развития эмоциональных отношений между матерью и подрост- ком более сложной. Устойчивость образа родительской позиции матери позволяет предположить, что, отношения с матерью у подростков в боль-

220 Глава 3. Детско-родительские отношения

шей степени детерминируются типом привязанности и сложившейся ста- бильной структурой межличностных отношений, чем собственно возраст- ными изменениями.

Анализ связей параметров родительской позиции позволяет предполо- жить, что ядерной характеристикой родительской позиции является эмо- циональное принятие родителем ребенка, выраженное в дихотомии пози- тивный интерес — враждебность. Высокий позитивный интерес родителя, как отца, так и матери, оказывается устойчиво и положительно связан с по- казателем его автономности. Это выражается в предоставлении подростку родителем необходимой самостоятельности в выборе поведения и видов деятельности, готовности родителей отказаться от диктата, контроля и вмешательства в жизнь подростков в случае позитивного эмоционального принятия. Враждебность же оказывается положительно связанной со сте- пенью директивности родителя в отношении к подростку. Другими слова- ми, чем ниже позитивное эмоциональное принятие подростка, тем более выражена родительская тенденция ограничения его свободы и автономии, стремление родителя к тотальному контролю и гиперпротекции. Анало- гичный характер связи обнаруживается и между враждебностью и непо- следовательностью поведения родителя: чем ниже принятие ребенка, тем более противоречивым, непоследовательным и непрогнозируемым стано- вится поведение родителя.

Анализ динамики восприятия подростками воспитательного стиля ма- тери и отца в трех срезах позволяет наметить различия в «сценарии» раз- вития родительской позиции матерей и отцов в отношениях с подростка- ми. Для отцов низкий уровень принятия ребенка и его автономности приводит к росту директивности в отношениях с детьми, т.е. развитие идет по «деловому» сценарию — от низкого принятия к нарушению сотрудниче- ства и кооперации. Для материнской позиции эмоциональная и деловая сферы не обнаруживают значимой взаимосвязи в процессе развития мате- ринской позиции. Другими словами, низкое принятие или отвержение подростка значительно реже приводит к позиции отстраненности матери от процесса воспитания. Высокий уровень эмоционального принятия так- же не гарантирует эффективности «делового» сотрудничества.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что установлены определен- ныевозрастныеособенностивосприятияподросткамиродительскойпозиции.

1. В старшем подростковомвозрастеобнаруженоснижениепоказателей позитивного интереса к подростку как со стороны матери, так и со стороны отца, свидетельствующее о том, что родители начинают восприниматься подростком как менее любящие, внимательные и заинтересованные. Это приводит к переживанию старшими подростками чувства дефицита тепла, любви, внимания и заботы.

2. В старшем подростковом возрасте наблюдается возрастание показа- теля автономности отца, который оценивается подростками как всё менее

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]