Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sotsiologia_geopoliticheskikh_protsessov.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
191.75 Кб
Скачать

40. Геополитический смысл Councel on Foreign Relations.

Чтобы понять события 80-х годов, происшедшие в СССР и в мире, необходимо обратить внимание на ряд теорий, которые появились на Западе в 70-е годы и которые оказали огромное влияние на последующий ход событий. Теории конвергенции сложились в 50-60-е годы в среде социологов и экономистов (П.Сорокин, Дж. Гэлбрэйт, Р.Арон, Я.Тинберген и т.д.). Их смысл сводился к тому, что по мере технологического развития капиталистическая и социалистическая системы со временем все больше сближаются – в капиталистических обществах возрастает роль планирования технологических процессов, а в социалистическом хозяйстве начинают возникать мелкие частнособственнические структуры (на примере стран Восточной Европы). Сторонники этой теории предполагали, что в какой-то момент конкуренция двух мировых систем должна уступить место общей единой интегрированной системе смешанного типа – что-то в ней будет от социализма, что-то от капитализма.

После Карибского кризиса и в период разрядки в отношениях между Восточным блоком и Западным эти теории приобрели практическое значение, так как создавали общую канву для сближения социалистических стран с капиталистическими.

Параллельно этому направлению на Западе возникли некоторые организации, которые ставили перед собой задачу глобального осмысления проблем, стоящих перед человечеством в целом, без учета разделения на Восток и Запад, капитализм и социализм. Так, в 1968 году итальянским промышленником Аурелио Печчеи и крупным менеджером Александром Кингом был создан Римский клуб, организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты, поставившая перед собой задачу глобального анализа мировых проблем. К работе в Римском клубе были привлечены и советские ученые (в частности, академик Дж.Гвишиани[340], директор Института системного анализа Российской академии наук[341]).

Параллельно этому глобальный взгляд на человечество и проект установления «мирового правительства» был концептуальной стратегией таких влиятельных организаций, как американский «Совет по внешним отношениям» (CFR) и созданная на его основании международная «Трехсторонняя комиссия» (Trilateral commission). Эти организации старались установить с советским политическим руководством особые отношения, предполагающие консолидацию усилий по дальнейшей разрядке и решению общечеловеческих проблем.

Важно обратить внимание на «Трехстороннюю комиссию». Эта организация, созданная на основе CFR под эгидой Дэвида Рокфеллера и крупных политологов и геополитиков З.Бжезинского и Г.Киссинджера, объединяет в своих рядах представителей трех геополитических зон – Америки, Европы и Японии, которые рассматриваются как три ядра капиталистической системы, цивилизации Моря. Задача этой организации, чья деятельность была окружена завесой секретности, состояла в том, чтобы координировать усилия ведущих капиталистических стран для победы в «холодной войне», для изоляции СССР и его союзников со всех сторон – с Запада (Европа), с Востока (Япония) и с Юга (союзные США и НАТО ближневосточные и азиатские режимы). При этом «Трехсторонняя комиссия» использовала тактику не просто лобовой конфронтации, но втягивания противника в диалог. Так в конце 70- и начале 80-х годов представители именно этой организации были инициаторами помощи Китаю в выработке новой либеральной экономической политики, содействовали гигантским инвестициям в экономику этой страны и поддержке ее курса, несмотря на коммунистический режим. Это делалось с той целью, чтобы еще больше оторвать Китай от СССР и усилить свое влияние на Дальний Восток в ущерб советскому влиянию. Весьма характерно, что этот глобалистский клуб в своем ядре основывался именно на CFR, той структуре, которая стояла у истоков бурного развития геополитики в США, еще начиная с Версаля, и с которой тесно сотрудничал в последние годы своей жизни основатель геополитики Хэлфорд Маккиндер. Сама идея объединить три главные ядра капиталистического мира в единый координационный центр уже высказывалась в ходе работы по созданию CFR в Версале; тогда речь шла об организации соответствующей структуры в Европе, а конкретно в Англии, где эту функцию выполнял Королевский Институт Стратегических Исследований (Chatam House), и это было реализовано, а также «Институт Тихоокеанских исследований» (этот план не осуществился). Проекты глобального управления миром в интересах цивилизации Моря, таким образом, стали складываться еще в 20-е годы, параллельно новому геополитическому курсу В.Вильсона, и тогда же были созданы первые организационные подразделения, призванные содействовать реализацию этих проектов. Новый виток аналогичных инициатив мы видим в 70-е годы в виде создания «Трехсторонней комиссии».

С точки зрения геополитики, и с учетом того, что речь шла о глубинной оппозиции цивилизации Суши и цивилизации Моря, стремление сблизить между собой капиталистическую и социалистическую системы (то есть примирить Сушу и Море между собой) на экономическом, идеологическом и практическом уровне, представляло собой чрезвычайно противоречивую стратегию, которая имела три теоретически возможных объяснения:

1) либо это была хитрость цивилизации Моря, чтобы усыпить бдительность цивилизации Суши и заставить пойти СССР на идеологические и иные уступки Западу;

2) либо это была масштабная спецоперация советских коммунистических групп влияния в западных странах, стремящихся ослабить цивилизацию Моря и ненавязчиво заставить ее признать ряд ценностных установок цивилизации Суши (социализм, план);

3) либо это была искреннее желание завершить «великую войну континентов» и объединить Сушу и Море в небывалом и непредставимом синтезе.

В первом случае стратегия конвергенции вела бы к ослаблению СССР и в пределе к его падению. Во втором она ускорила бы перспективы мировой революции и падения капиталистической системы (приход к власти левых сил). В третьем привела бы к  появлению новой утопической идеологии, основанной на полном преодолении геополитики и ее дуальной симметрии.

Сегодня мы прекрасно знаем, чем кончился интерес к этой теории и этим институтам для СССР, но в 60-е и 70-е годы и сторонники, и противники конвергенции могли только гадать о ее реальном содержании и тех результатах, которые могли быть получены в случае ее воплощения в жизнь.

С 70-х годов начинают складываться теории глобализации, основанные на прогнозах об объединении человечества в единую социальную систему (One World) с общей государственностью (World State) и мировым правительством (World Government). Но конкретная структура и принципы, на которых должен будет основываться этот «единый мир», оставались приблизительными, так как исход «холодной войны» был нерешен. Это могло быть как мировым капитализмом (в случае победы цивилизации Моря), мировым социализмом (в случае победы цивилизации Суши и успеха мировой революции) или каким-то смешанным вариантом (теория конвергенции, а также маргинальные гуманистические проекты в духе Римского клуба, основанные на предвидении «пределов роста», экологии, пацифизме, прогнозировании исчерпаемости природных ресурсов и т.д.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]