Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_po_UP.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
573.44 Кб
Скачать
  1. Подмена ребенка.

Потерпевший — ребенок. Это может быть как новорожденный, так и ребенок более старшего возраста, когда родители в силу сложившейся ситуации не могут опознать или идентифицировать ребенка как своего, например, из-за болезни ребенка или его родителей и др.

Объективная сторона состоит в подмене ребенка , т.е. в изъятии одного ребенка и замене его другим. При отсутствии замены одного ребенка другим действия виновного квалифицируются как похищение  (ст. 126 УК).

Состав по конструкции: формальный.

Субъективная сторона выражается в виде прямого умысла и специального мотива, который состоит в корыстных или иных низменных побуждениях.

Субъект: общий.

  1. Незаконное усыновление.

Объективная сторона незаконного усыновления (удочерения)  состоит в совершении незаконных действий по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений.

Диспозиция названной нормы называется бланкетной. Уголовная ответственность по данной статье наступает в том случае, когда лицо нарушает нормы СК РФ  (гл. 19—21), предусматривающие порядок и условия усыновления (удочерения) детей, оставшихся без родителей, а также нормы других подзаконных актов, например:

  • Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации ;

  • Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства ;

  • Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием  (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (в ред. от 11.04.2006) и др.

Под усыновлением (удочерением)  понимается юридический акт, в силу которого между усыновленным (удочеренной) и их потомством и усыновителем (удочерителем) и его родственниками возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению. Иначе говоря, усыновление (удочерение) означает принятие в семью чужих детей, которые утратили своих родителей (сироты) либо не могут ими воспитываться в силу болезни или по другим причинам (лишение родительских прав, отказ от воспитания ребенка и т.п.).

Опека (попечительство), передача ребенка в приемную семью означает форму охраны личных и имущественных прав детей, лишившихся родителей.

Состав по конструкции: формальный.

Субъективная сторона выражается в виде прямого умысла. Корыстные побуждения предполагают получение лицом за свои незаконные действия каких-либо материальных выгод (денежных или имущественных).

Субъект: специальный — лицо, на которое законом возложены обязанности по оформлению официальных документов на усыновление. Это могут быть работники детских домов и интернатов, медицинских учреждений, органов образования и т.д.

Для целей правильного применения данной статьи целесообразно ознакомиться с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ не только по уголовным делам, но и по гражданским, например, с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 20 апреля 2006 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» .

  1. Разглашение тайны усыновления.

Потерпевшими признаются:

1) потенциальные усыновители (удочерители) т.е. лица, подавшие заявление об усыновлении (удочерении)  в орган управления образованием;

2) лица, признанные в установленном законом порядке усыновителями (удочерителями), т.е. признанные родителями конкретного ребенка по закону;

3) усыновленные (удочеренные), т.е. дети конкретных родителей, признанные таковыми по закону.

Для признания усыновленного (удочеренной) потерпевшим, его возраст (малолетние, несовершеннолетние, совершеннолетние) значения не имеет.

Объективная сторона заключается в разглашении тайны усыновления (удочерения)  вопреки воле усыновителя.Разглашение  — это активный волевой акт, который может состоять в сообщении кому бы то ни было: родственникам, знакомым, самому усыновленному, посторонним лицам о реальных обстоятельствах появления конкретного ребенка у конкретных родителей. По форме такое сообщение может быть устным, письменным, анонимным и т.п.

Под действие настоящей статьи не подпадает сообщение другому лицу о факте усыновления (удочерения), носящее неконкретный характер, т.е. когда нет возможности идентифицировать полученные сведения с конкретными лицами.

Кроме того, состав рассматриваемого преступления отсутствует, если разглашение факта усыновления (удочерения) связано с требованием признания его недействительным или отмены при условии, что эти требования заявлены в соответствующие официальные органы (суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы опеки и т.п.). В то же время названные органы обязаны обеспечить такое хранение полученных ими справок и документов, которое предотвратило бы возможность раскрыть тайну усыновления (удочерения).

Разглашение тайны усыновления (удочерения) считается уголовно наказуемым, если оно совершено помимо воли усыновителя. Под волей усыновителя  понимается совместное стремление, пожелание, требование супругов сохранить обстоятельства появления ребенка в их семье в тайне. Поэтому, если один из супругов огласил тайну усыновления (удочерения) ребенка без согласия, разрешения другого супруга, такие действия уголовно наказуемы.

Состав по конструкции: формальный.

Субъективная сторона выражается в виде прямого умысла и предполагает специальный мотив, корыстные или иные низменные побуждения.

Если угроза разглашения сведений об усыновлении (удочерении) связана с целью получения имущества потерпевших или права на это имущество, или совершения других действий имущественного характера, то такие действия квалифицируются по ст. 163 УК как вымогательство .

Субъект преступления включает:

1) лиц, обязанных хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну (сотрудники, оформляющие усыновление (удочерение), работники органов внутренних дел, суда, прокуратуры и т.п.);

2) иных лиц, которым эти сведения стали известны:

  • один из супругов-усыновителей (удочерителей), распространивший эти сведения без согласия другого супруга;

  • близкие, друзья, родственники усыновителей (удочерителей);

  • посторонние лица, которым стали известны сведения об усыновлении (удочерении).

В то же время сам усыновленный не может быть субъектом преступления, так как усыновление (удочерение) производится в его интересах и даже, по достижении им 10-летнего возраста (ст. 103 Семейного кодекса РФ), с его согласия.

Разглашение тайны усыновления (удочерения) должностным лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, из корыстных или иных низменных побуждений, повлекшее существенный вред (самоубийство потерпевших, психическое заболевание и т.п.), влечет ответственность по ст. 285 УК.

  1. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Потерпевшим признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Объективная сторона заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновным лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению надзора за ним, если это деяние сопряжено с жестоким обращением.

Для привлечения к уголовной ответственности должно быть установлено:

1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное лицо;

2) что именно из их числа не выполнено или выполнено ненадлежаще;

3) имело ли данное лицо реальную возможность (объективно или субъективно) для надлежащего исполнения возложенных обязанностей;

К объективным факторам относятся, в первую очередь, внешние условия, создание которых не зависит от данного лица. К субъективным — личные особенности данного лица: опыт и квалификация, уровень образования, возможность обеспечить полный объем обязанностей и их должное качество и т.п.;

4) сопровождаются ли действия (бездействие) лица жестоким обращением с несовершеннолетним.

Выявление любого из объективных или субъективных факторов, свидетельствующих о фактической невозможности выполнения либо ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию или осуществлению надзора за несовершеннолетним, и отсутствие признаков жестокого обращения с ним исключает уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ.

Неисполнение  представляет собой несовершение действий по воспитанию несовершеннолетнего, непринятие мер, которые виновное лицо должно было принимать в силу своих обязанностей. Нельзя вменять в вину неосуществление тех действий, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица.

Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего  считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, неполное их осуществление.

Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть однократным  исистематическим , т.е. характеризовать определенную линию поведения виновного.

Под жестоким обращением  понимается определенная линия поведения виновного, выражающаяся как в его активных действиях в отношении несовершеннолетнего (лишение свободы, нанесение побоев, издевательства, избиение, истязание и т.п.), так и в бездействии (не предоставление пищи, одежды и т.п.), приносящих физическое или душевное страдание потерпевшему.

Если в результате жестокого обращения, а также истязания, был причинен вред здоровью (умышленный легкий, средней тяжести или тяжкий), действия виновного подлежат дополнительной квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК и соответствующими статьями УК.

Побои, любое неосторожное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего охватываются признаком «жестокое обращение» и дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК не требуют.

Субъект: физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и являющееся родителем или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним, т.е. субъект преступления — специальный.

Под надзором  понимается как непосредственный надзор за действиями несовершеннолетнего в данном конкретном случае, так и его воспитание вообще.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — умышленное преступление: виновный сознает, что путем жестокого обращения грубо нарушает обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, и желает эти действия совершить.

Должностные лица образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения при превышении должностных полномочий подлежат ответственности по ст. 286 УК.

  1. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или

нетрудоспособных родителей.

Потерпевшими признаются:

1) несовершеннолетние дети, имеющие по решению суда право на получение средств от своих (своего) родителей;

2) нетрудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, которым родители обязаны выплачивать средства по решению суда.

Происхождение ребенка подтверждается в установленном законом порядке. Таким порядком является регистрация рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния. Запись об этом производится в книге регистрации рождений, куда вносятся также сведения о родителях ребенка. Выданное свидетельство о рождении ребенка является доказательством его происхождения от указанных в нем лиц, и в случае спора может быть исправлено лишь на основании решения суда.

Совершеннолетние дети являются нетрудоспособными, если они признаны инвалидами I, II, III групп и, кроме того, нуждаются в помощи, т.е. не получают пенсии или пособия от государства или от общественных организаций, либо получаемые средства недостаточны для удовлетворения необходимых потребностей.

Объективная сторона содержит два вида преступного нарушения родителями своих обязанностей перед детьми:

1) злостное уклонение от уплаты средств, установленных судом на содержание несовершеннолетних детей;

2) злостное уклонение от уплаты установленных судом средств на содержание нетрудоспособных детей, достигших 18-летия.

При этом для привлечения к уголовной ответственности виновного лица необходимо вступление в законную силу вынесенного судом решения о взыскании с родителя (родителей) средств на содержание детей (алиментов ) с учетом размера заработка (дохода).

Под злостным уклонением от уплаты алиментов  понимается противоправная деятельность виновного, заключающаяся в:

  • сокрытии им своего действительного заработка;

  • частой смене места работы, чтобы избежать удержаний по исполнительному листу;

  • уклонении с этой же целью от трудоустройства и т.п.

Поэтому форма преступного поведения виновного лица может быть выражена как действием (например, отказ от трудоустройства на работу и т.п.), так и бездействием (например, непредоставление данных о реальных доходах и т.п.).

Злостность такого поведения предполагает не единичный факт уклонения от уплаты алиментов, а устойчивую, продолжительную линию поведения виновного лица. Наступлению уголовной ответственности предшествует гражданско-правовая. Так, в ч. 3 ст. 111 Семейного кодекса РФ  закреплено положение о привлечении к ответственности в порядке, установленном законом, лица в случае несообщения им по неуважительной причине сведений о перемене места работы или жительства.

О злостном уклонении от уплаты алиментов могут свидетельствовать, в частности, повторность аналогичного преступления, уклонение от уплаты алиментов, несмотря на соответствующее предупреждение, розыск лица, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения и т.п.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов в определенной части производится со всего заработка (дохода) родителя. Поэтому, если виновный злостно уклоняется от уплаты алиментов в установленном судебным решением размере, то подлежит уголовной ответственности по ст. 157 УК. Например, систематическое, продолжительное сокрытие факта работы по совместительству признается в судебной практике формой уклонения от уплаты алиментов.

  1. Кража. Отличие от грабежа.

Кража (ст. 158 УК). Объект преступления — отношения соб­ственности определенной формы. Предмет — чужое имущество.

Объективная сторона кражи состоит в тайном хищении чужо­го имущества. Хищение признается тайным в следующих ситуа­циях:

1) когда оно совершается в отсутствие собственника, иного вла­дельца имущества, а также других лиц (например, в ночное время лицо, взломав запоры, проникает в чужой погреб, изымает имуще­ство и никем не замеченное скрывается);

2) когда оно совершается в присутствии собственника, иного владельца или других лиц, но незаметно для них (например, граж­данин, воспользовавшись тем, что продавец отвлекся и не наблю­дает за происходящим, похищает с прилавка магазина какой-то товар и скрывается);

3) когда оно совершается в присутствии очевидцев, наблюдаю­щих за виновным, но не осознающих противоправности его дейст­вий, полагающих, что он имеет право на имущество (например, на глазах группы людей гражданин садится в припаркованную ма­шину и уезжает, присутствующие при этом полагают, что транс­портное средство ему принадлежит, а на самом деле в их присутст­вии совершается хищение);

4) когда оно совершается в присутствии лиц, в силу определен­ных обстоятельств заведомо для виновного не способных осозна­вать происходящее (спящих, психически больных, находящихся в состоянии обморока или сильной степени опьянения, малолет­них и др.);

5) когда оно совершается в присутствии лиц, наблюдающих за действиями виновного, осознающих противоправный характер его действий, но не дающих знать о своем присутствии, в связи с чем виновный полагает, что действует тайно (например, соседка на­блюдает через дверной глазок, как в квартиру напротив проникает вор, а впоследствии выходит из нее с похищенными вещами).

Состав кражи материальный, т.е. она окончена, когда винов­ный изъял чужое имущество и получил реальную возможность им распорядиться или пользоваться по своему усмотрению. На прак­тике решение вопроса об определении момента окончания рассмат­риваемого преступления вызывает немало сложностей и зависит от ряда обстоятельств: конкретной обстановки и места совершения кражи, характера и свойств похищаемого имущества и намерений виновного относительно судьбы изымаемого чужого имущества.

Нередко возникают ситуации, когда хищение, начавшись тайно, становится очевидным для собственника, иного владельца или других лиц. Если виновный при этом прекращает совершение хищения, его действия надлежит квалифицировать как покуше­ние на кражу. Применение виновным насилия в подобной ситуа­ции с целью скрыться и избежать задержания не будет свидетель­ствовать о перерастании кражи в более опасные формы хищения. Если же виновный продолжает совершать изъятие чужого имуще­ства в присутствии появившихся лиц, кража перерастает в откры­тое хищение — в грабеж. Применение при этом виновным насилия с целью завершения незаконного изъятия или удержания похи­щенного превращает кражу либо в насильственный грабеж, либо в разбой в зависимости от характера и интенсивности применяемого насилия.

Субъективная сторона кражи характеризуется прямым умыс­лом и корыстной целью. Субъект— физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]