Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пато 1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
92.16 Кб
Скачать

Невроз навязчивых состояний

В нормальных условиях мыслительные операции обусловлены определенной целью, которая направляет их в нужное русло. При неврозе навязчивых состояний в процессе мышления преобладают насильственно вторгающиеся, навязчивые идеи, представления, влечения, сомнения, воспоминания, иногда бессмысленного содержа­ния, причем больной относится к ним критически, сознает их нену­жность. У здорового человека тоже возможно наличие мнительнос­ти и навязчивости, но они не подчиняют себе его поведение, кратковременны и легко преодолимы.

Возникновению этого невроза способствуют особенности лично­сти в виде тревожно-мнительного склада характера, астенизирую-щие факторы и психическая травматизация, которая обусловливает возникновение в коре большого мозга очага инертного застойного возбуждения.

Навязчивость может быть отвлеченной, проявляясь мудрствованием, прожектерской мечтательностью, совершенно оторванной от реальности, причудами. К ним относятся контраст­ные, противоположные действительности мысли и влечения, недо­ступные в данной ситуации (желание ребенка, уважающего своих родителей, произнести оскорбительные слова в их адрес, сделать шаг вперед, стоя перед пропастью, засмеяться на похоронах; жела­ние матери бросить любимого ребенка с балкона вниз и др.). Чув­ственно-образная навязчивость сопровождается насильственным от­вращением к близким, совершением аморального действия, суевер­ного поступка, ритуала и др.

По своему содержанию навязчивые явления весьма разнообраз­ны: навязчивые страхи, воспоминания, сомнения, навязчивые дви­жения и действия, мысли о наличии заразной или смертельной бо­лезни и др. Учащийся, например, мучается навязчивым сомнением, взял ли он в школу необходимые учебники, зная, что все в порядке, он много раз проверяет себя; боится, что в классе его вызовут к доске и он все перепутает, сделает не так, покраснеет. Встречается навязчивый страх высоты, лестниц, острых предметов, тесных поме­щений, одиночества, толпы, открытых площадей, страх смерти и др. Все эти переживания делают школьника нерешительным, застав­ляют его ощущать собственную неполноценность. Он осознает не­обоснованность своей навязчивости, относится к ней критически, но нередко на высоте тягостного переживания критическое отношение утрируется, и навязчивость трансформируется в сверхценную идею. При этом больной может стать совершенно неработоспособным.

Невроз страха и тревожного ожидания

Невроз страха и тревожного ожидания является одним нз наи­более распространенных проявлений невроза у детей. Страх — чув­ство, связанное с стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. Это одна из наиболее неприятных эмоций, снижающая познавательные спо­собности, иногда вызывающая полный упадок сил. В том случае, когда страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преиму­щественно в ночное время, их не следует рассматривать как болез­ненное состояние. Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого крити­ческого периода развития ребенка, когда активность и самостояте­льность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

До завершения первого критического периода страх определяет­ся, по-видимому, не столько содержанием устрашающего раздражи­теля, сколько его непонятностью. У маленьких детей течение невроза страха и тревожного ожидания более благоприятное, чем у детей школьного возраста и у взрослых.

Под влиянием острой и внезапно действующей психической трав­мы или при более длительной травматизации в виде неблагоприят­ной жизненной ситуации невроз страха и тревожного ожидания мо­жет развиваться у ребенка и подростка с различными типологичес­кими особенностями. Однако у лиц с тревожно-мнительным характером, впечатлительных, легко внушаемых и ранимых, с вро­жденной или приобретенной нервозностью он появляется быстрее.

Возникает невроз либо остро, внезапно, при наличии очевидной и безусловной психической травматизации, когда окружающие ре­бенка и сам ребенок отдают себе отчет в причине его возникнове­ния, либо постепенно и незаметно, исподволь, как бы без внешнего повода. Ни ребенок, ни окружающие его лица не могут назвать при­чину невроза.

В первом случае наблюдается непродолжительная заторможен­ность, ребенок пуглив, прячется в угол, вскрикивает при неожидан­ном шуме, стуке, суетлив, беспокоен, озирается по сторонам, неред­ко отмечается иллюзорное восприятие, усиливающееся к вечеру. Во втором случае (постепенного, незаметного развития невроза), при котором важную роль играет неправильное воспитание, неуспевае­мость в школе, нарушение сна, после незначительной заторможен­ности появляются рассеянность, капризно-раздражительное наст­роение, повышенная утомляемость, лабильный пульс, пугливость.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста повышен­ная пугливость представляет собой физиологическое явление. Если дети этого возраста находились в узком окружении, а не в коллекти­ве сверстников, не испытывали воздействия положительных раздра­жителей, перенесли различные соматогенные заболевания, не при­учены к самостоятельности, то при перемене обстановки у них бы­стро возникает психогенная реакция тревоги и страха. Например, такого ребенка впервые приводят в детский сад или школу-интер­нат, незнакомая обстановка которых воспринимается им с тревогой. Сразу же появляются слезы, дрожание, покраснение лица, крик и одышка, тревога и страх.

Наличие подобной симптоматики у детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о преобладании у них подкорковых структур при наличии торможения в коре большо­го мозга.

У подростков невроз страха проявляется по типу тревожного ожидания, беспокойства о будущем, так как содержанием мысли­тельных операций в этом возрасте является предвосхищение, пред­видение будущего, что сказывается на характере испытываемого ими страха.

При распознавании этого невроза его следует диффе­ренцировать с истерическими реакциями, которые отличаются иной симптоматикой и наличием явного или скрытого желания быть бо­льным, чего нет при неврозе страха и тревожного ожидания.