Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Korotkaya_shpora_po_MEsopatamii.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
139.26 Кб
Скачать

10. Искусство старовавилонского периода

В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Ак­када прекратило своё существование, после того как в его пределы вторг­лось войско соседнего с ним Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII в. до н. э. на­зывают старовавилонским, поскольку самым важным политическим цент­ром Междуречья в то время стал Ва­вилон. Его правитель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) после жесто­кой борьбы вновь создал на этой территории сильное централизован­ное государство — Вавилонию.

Старовавилонская эпоха считает­ся золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Про­изведений изобразительного искус­ства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз под­вергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, изо­бражающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные при­ёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его зако­нов. Стелу венчает рельеф, запечат­левший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи ат­рибуты царской власти.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изобра­жения становится совершенно иной. Примером тому служит не­большой рельеф из Вавилона, пред­ставляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструмен­те, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэ­ты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями му­зыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного ва­вилонского наследия.

Оба стиля изображения при­чудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоё­ванном и разрушенном Хаммурапи, Сцены из жизни богов представля­ют собой строгие, лишённые движе­ния композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в рос­писях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

11. Основные направления развития ассирийского искусства. 9 - 7 вв. До н.Э.

О существовании Ассирии — мощно­го, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета прости­рались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали за­долго до её археологического откры­тия из текстов Библии — священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы жестоко расправлялись с противни­ком: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабст­во десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство при­обрело неповторимый облик.

ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна за­ключалась в отношении к архитек­турному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин — резиденция царя Саргона II (722— 705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дво­рец, возведённый на высокой плат­форме. Его окружали мощные стены высотой в четырнадцать метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его па­радный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей швду — крылатых быков с человече­скими лицами. Урашая покои в царских двор­цах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде ис­кусства собственный стиль. Глав­ные особенности ассирийского рель­ефа сформировались к IX в. до н. э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883—859 гг. до н. э.) в Кальху. Дво­рец украшал цикл рельефов, про­славлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека. Для во­площения этой идеи скульпторы использовали три группы сюже­тов, изображающие войну, охоту и торжественное шествие с принесе­нием дани. Важным элементом композиции является текст: убористые строчки клинописи порой идут прямо по изображению. В каждом рельефе много персонажей, повест­вовательных подробностей. Фигуры людей на рельефах выполнены в ус­ловном, обобщённом стиле, тогда как облик животных передан нату­ралистично. Иногда мастера прибе­гали к искажению пропорций, под­чёркивая тем самым драматизм ситуации: например, в сценах охо­ты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо — в профиль, другое плечо — в фас. Тщательно отделывали дета­ли — завитки волос, складки одеж­ды, отдельные мускулы. Рельефы раскрашивали; возможно, первона­чально они очень напоминали на­стенную живопись.

Комплекс рельефов дворца Ашшурнасирапала II стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры. Наиболее известным считается ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.). нач.1тыс.–кон.7в.дон.э. В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей. Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.

. Особенности декоративной системы памятников Нового Вавилона

Судьба Нововавилонского царства, особенно его столицы, поражает драматическим чередованием взлё­тов и падений. История Вавило­нии — бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительни­цей. Особенно тяжёлой была борь­ба с Ассирией.

Корот­кий период её расцвета наступил в правление Навуходоно'сора II (605— 562 гг. до н. э.). Вавилон стал одним из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным центром: в нём было пять­десят три храма. В вавилонской культуре видели прямую наследни­цу шумеро-аккадских традиций, ко­торые в то время почитались.

От эпохи Навуходоносора II сохрани­лось очень мало памятников. Ог­ромный дворец Навуходоносора II с «висячими садами» царицы Семира­миды, которые греки считали одним из семи чудес света. Самым же зна­менитым сооружением был зиккурат, называвшийся Этеменанки, посвящённый верховному богу города. Согласно Библии, жители города Вавилона задумали построить башню до небес, но Бог не позволил им осуществить этот план, «смешав языки» строителей так, что они перестали понимать друг друга. Библейская Вавилонская башня имеет реальный прообраз — зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Древнегреческий историк Геродот писал, что это «...массивная башня, имеющая по одной стадии (сто восемьдесят метров. — Прим. ред.) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на них сделан снаружи: он идёт кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъёма, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм...».

Единственное архитектурное со­оружение Вавилона, сохранившее­ся до наших дней, — ворота богини Иштар — одни из восьми парадных въездных ворог, носивших имена восьми главных божеств. От каждо­го из въездов вела священная доро­га к храму того же божества. Таким образом, ворота были частями хра­мовых комплексов, и вся терри­тория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение — от них мимо храма Мардука была про­ложена широкая Дорога процессий, по которой проходили торжест­венные шествия. Ворота представ­ляли собой огромную арку, по че­тырём сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни. Всё сооружение покрывал глазу­рованный кирпич с рельефными изображениями священных жи­вотных бога Мардука. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (жёлтое изображение на го­лубом фоне) этот монумент выгля­дел лёгким и праздничным. Чётко выдержанные интервалы между фи­гурами настраивали каждого подхо­дящего к воротам на ритм торжест­венного шествия. В целом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

13. Архитектура и скульптура ахемендиапского Ирана

539 - 330 гг. до н.э. Персы и мидяне — племена индоев­ропейского происхождения, насе­лявшие Древний Иран. В 550 г. до н. э. пер­сидский царь Кир II Великий, происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Ми­дию к своему государству. В 539 г. до н. э. Господство Персии на Востоке дли­лось около двухсот лет и было со­крушено только в 331 г. до н. э. во время восточного похода Александ­ра Македонского.

Архитектура: Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.

Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.\

Архитектура этого периода продолжает конструктивные традиции Месопотамии, хотя строительным материалом, играющим важную роль, является камень. Стены — не только обычных строений, но и дворцовых зданий — возводятся из сырца, и лишь фундамент и наличники дверей и окон — каменные. Отсутствует платформа-фундамент, какую мы встречали в долине Тигра и Евфрата. Платформы Пасаргад, Персеполя, Суз — это скорее насыпи для возведения кремля. Культовое здание стоит в стороне: дворцовые постройки заняли главное место. Крепостные платформы главных городов империи заняты, грубо говоря, строениями двух типов; хадиш, тачара — дворцами и ападана — приемными залами, не включенными, однако, в состав дворца. Дворец представляет собой в плане прямоугольник, в котором небольшое количество помещений располагается по трем сторонам колонного зала, занимающего почти половину площади здания. Дворцы обычно бывают небольших размеровКультовые строения, с точки зрения их устройства и распространения, остаются под большим вопросом, так как мы до сих пор с уверенностью не можем назвать ни одного древнеперсидского храма, да и не совсем убеждены, были ли таковые, до того неясно многое в религии этого времени. Архитектура ахеменидского периода стилистически характеризуется теми же чертами, что и архитектура Месопотамии последнего периода: стремлением к грандиозности, исключительной монументальностью. Язык форм — это относится в первую очередь к декоративным украшениям — в ахеменидском искусстве носит своеобразный синкретический характер: в него включаются месопотамские, малоазиатские, египетские и скифские элементы; многие хотят видеть в нем наличие и греческих черт. Усматривать здесь результат искусственного соединения было бы ошибочно, это вполне естественный стилистический синтез, характерный для окончательной фазы древневосточного искусства. Аналогично тому, как подготовлен и в известной мере естественен был переход от ахеменидского государства к империи Александра, так и смена в искусстве ахеменидских форм, в значительной степени уходящих корнями в ту же почву, что и греческие, эллинистическими не является неожиданно

Скульптура: Дворцы были украшены ярко раскрашенными скульптурой и рельефами с вставками пасты и бронзы. Распространенными сюжетами являлись сцены военных триумфов или охоты царя и воинов, подчиняющиеся ритму торжественных шествий. Тщательно был разработан канон изображения, обязательное следование которому проявлялось не только в симметрии, зеркальном повторении одних и тех же сцен, но и в таких деталях, как вооружение, платье, головные уборы, украшения и т. д. Да и сами персонажи создавались по единой модели. Самая интересная часть парфянского искусства - произведения декоративно-прикладного искусства. Это и металлические статуэтки, и детали мебели, но прежде всего - ритоны из слоновой кости. Горловина ритона украшалась рельефом, как правило, на античный сюжет: например, изображением ритуального шествия в честь греческого бога виноградарства и виноделия Диониса. Парфянские мастера старались не выходить за рамки греческой традиции, и тем не менее в их произведениях нашли отражение местные представления о красоте лиц и пропорций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]