Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_gosudarstvennogo_mezhdistsiplinarnogo_e...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.4 Mб
Скачать
  1. Попытки преобразования социально-экономического пространства 1917, 1991 – результаты, причины и факторы инерционности системы. (Сугаипова)

После захвата власти в России в октябре 1917 г. большевистское руководство во главе с Лениным предприняло решительные действия по укреплению своих позиций. Они быстро отбросили лозунги, с которыми пришли к власти: рабочее самоуправление, добровольное формирование новой армии, всеобщее вооружение трудящихся. Чтобы закрепиться у власти, им требовалась действенная репрессивная машина. Вот почему были сформированы милиция, чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ЧК), система трибуналов.

До октября большевики выступали горячими сторонниками свободы печати. Одним из первых декретов стал декрет, уничтоживший всю оппозиционную прессу. В случае необходимости новое правительство не боялось выступить против Советов, хотя оно и называлось советским. Так, весной 1918 г. в деревне были учреждены комитеты бедноты (комбеды), которым передавалась власть в противовес сельским Советам, где пользовались влиянием зажиточные крестьяне. Комбеды имели право на получение 25% от конфискованного имущества.

Потерпев поражение на выборах в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. (24% голосов) большевики в январе 1918 года сразу после окончания первого дня Учредительного собрания, разогнали его. Окончательное закрепление новой власти в законодательстве произошло 10 июля 1918 г., когда была принята Конституция РСФСР, или Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, как стало называться новое государство.

Отношение к революции основной массы российского населения – крестьянства – определялось решением двух коренных вопросов: о войне и земле. Не случайно первые декреты касались именно этих проблем. Важный этап аграрных преобразований связан с январем 1918 г. В это время экспроприация помещичьих земель была практически завершена. Частная собственность на землю отменялась, а ее распределением поручалось заниматься земельным отделам Советов, которые должны были заменить прежние земельные комитеты. К весне 1918 г. на территории Центральной России процесс перераспределения завершился. В итоге 86% конфискованной земли роздано крестьянам, 11 перешло к государству, а 3 – сельскохозяйственным коллективам.

Продолжена была широкая национализация промышленности.

Ленин приходит к выводу о возможности и желательности в условиях России использовать госкапитализм как переходную ступень к социализму. (Под государственным капитализмом он понимал высококонцентрированную и монополизированную экономику, фактическое управление которой осуществляется капиталистами; при этом номинально сохранялась частная собственность, строгий контроль над которой осуществляет пролетарское государство.)

4 декабря 1917 г. был захвачен Государственный банк. Недействительными объявлялись все государственные займы – внутренние и внешние, «заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии». Этот шаг советского правительства не только подорвал позиции российских собственников, но имел и крайне отрицательный международный резонанс.

 Однако вскоре процесс перевода в госсобственность отраслей экономики происходит уже под влиянием преимущественно неэкономических факторов. В июне 1918 г. идет стремительная эскалация гражданской войны, потребовавшая ужесточения контроля за производством и ресурсами.

В связи с нехваткой продовольствия встала задача изъятия продовольствия внеэкономическими средствами уже в январе 1918 г. В марте 1918 г. была предпринята попытка извлечения из деревни продовольствия путем налаживания товарообмена. Однако вскоре стало очевидно, что и товарообмен провалился. Во-первых, для этого не оказалось достаточного фонда товаров, способных заинтересовать крестьянина. Во-вторых, практически отсутствовал местный аппарат для его осуществления. И, в-третьих, сказалась классовая нацеленность этого, экономического мероприятия: имеющиеся товары подлежали распределению среди всех крестьян (волости, района), а не только тех, кто сдал продукты.

В декрете от 27 мая 1918 г. предусматривалось создание продовольственных отрядов и конкретизировались их задачи. Они должны были, с одной стороны, содействовать изъятию продовольственных запасов, с другой – организовать трудовое крестьянство против кулаков (комбеды). Участники комбедов часть конфискованной продукции вначале получали бесплатно, а затем – по льготным ценам.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Преобразования октября 1917 – февраля 1918 г. глубоко потрясли отношения собственности, привели к коренному изменению принципов управления хозяйственной жизнью.

ПРИЧИНЫ:

На характер происходившего повлияли: инерционность многих разрушительных социально-экономических процессов, начавшихся до прихода к власти большевиков и доставшихся им по наследству; обстановка противостояния Советской власти; готовность большевиков радикально изменять существующие отношения и делать это с широким применением методов насилия.

Реформы 1991 года.

Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов. А это вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны.

За короткий срок удалось создать ключевые рыночные институты — частную собственность, свободное ценообразование и хозяйственные связи между экономическими субъектами, конвертируемость рубля, основы фондового рынка и многое другое. Но «саморазвивающийся» рынок не решил всех проблем. Напротив, в течение этого периода усилилась тенденция к социально-экономическому кризису в стране. Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса.

ПРИЧИНЫ: Теоретической базы, которая давала бы готовые рецепты для реформ, тогда не было. Человечество знало очень болезненные этапы перехода от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму, но не было завершенного опыта, а соответственно, и его теоретического осмысления, перехода от жесткой планово-распределительной системы советского образца (административного рынка), к системе рыночного хозяйства. Поэтому все, на что могли опираться реформаторы, — это знание основных законов рынка.

Cуть экономической модели, называвшейся в России «монетаризмом», схематично можно описывать так: правительство и Центральный банк направляют все усилия, чтобы создать макроэкономическое равновесие, снизить до минимума показатели инфляции, сделать твердой национальную денежную валюту, обеспечить неэмиссионное финансирование бюджетного дефицита и, либерализуя финансовый рынок, обеспечить приток иностранных инвестиций в страну.

До реформ 1992 года в стране не было социального слоя, жизненно заинтересованного в экономической либерализации и в формировании другой политической системы, нежели административный рынок. Реформы облегчили формирование этого слоя, нуждающегося прежде всего в реальном изменении отношений власти и собственности и отношений между центром и периферией. "Новые люди" заинтересованы в ускорение социального расслоение (это увеличивает их социальную базу) и в формировании силовых институтов, которые могли бы контролировать поведение "новых люмпенов", обратной стороны процесса формирования слоя "новых богатых".

Экономическое содержание первого этапа модернизации составляла легализация права владения и торговли имуществом и ресурсами, тем или иным образом "уведенного" из социалистического "общака". Политическое содержание того, что происходило и происходит в России, можно рассматривать как реакцию на легализацию прав собственности. Каждый человек в России считает, что то, чем он распоряжается, получено им честно, по праву, заработано, в то время как все остальные противозаконно распоряжаются частью бывшего "общака" СССР. Граждане стремятся получить в легальное владение то, что им, по их мнению, принадлежит, но протестуют против аналогичный действий и устремлений всех остальных. Обвинения в коррупции являются основном аргументом в политических дискуссиях.

Основное требование тех, кто требует "навести порядок", заключается в том, чтобы посадить воров и коррупционеров, а именно тех, на кого они показывают пальцем. В этих требованиях просвечивает неосознанное желание вновь вернуться к тому социальному состоянию, когда можно было получать потребительские ценности из "общака", и в то же время искренне верить в свою внутреннюю честность и порядочность. Для стремящихся к порядку имущество и деньги, украденное государством у своих и чужих граждан и отмытое в государственном "общаке" имеет большую легитимность, чем имущество и деньги, украденное гражданами у государства и обращающееся на относительно свободном рынке.

Инерционность является универсальной характеристикой, свойственной не только экономике, это свойство движения.

Инерционность обуславливает как характеристики устойчивости, так и изменчивости, поскольку проявляется через как сохранение существующих характеристик движения, так и через воспрепятствование складыванию новых отношений и характеристик экономики.