Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РОССИЯ конец ХХ нач ХХI в..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
409.72 Кб
Скачать

Экономика России в 1992—2002 гг.

Реформы Е.Т. Гайдара

Экономика постперестроечной России, конституционное устройство страны должны были прийти в соответствие с новым политическим строем, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепле­ние власти президента. На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой ради­кальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложив­шееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полно­мочиями для ее проведения. Экономическая программа реформ, разра­ботанная вице-премьером правительства России Е.Т. Гайдаром, пре­дусматривала либерализацию цен, а после установления реальных ры­ночных цен — приватизацию Государственного сектора экономики. Предполагавшийся в 1992 г. трехкратный рост цен (в 1991 г. рост цен составил по отношению к 1990 г. 2,6 раза) планировалось ком­пенсировать на 70% социальными пособиями, ростом заработной пла­ты, пенсий, стипендий. После годового осуществления реформы обще­ство должно было почувствовать первые позитивные итоги.

2 января 1992 г. Россией был сделан первый шаг на пути к рыноч­ной экономике: началась либерализация цен и торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара, это должно было вернуть деньгам роль сти­хийного регулятора цен и производства, привести к разрушению моно­полии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополиза­ции производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен привело к их неконтролируемому всплеску в начале года. В январе 1992 г. рост цен составил 1000—1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увели­чение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина—Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Главным положительным итогом реформы на начальном этапе ее проведения стало быстрое наполнение магазинов товарами, ликвида­ция товарного дефицита, очередей.

В феврале 1992 г. правительство опубликовало меморандум об экономической политике на 1992 г. Главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижения социальных выплат населению. Стабилизация финансов Рос­сии должна была вызвать, по мысли Е. Гайдара, рост внешних и внут­ренних инвестиций в российскую экономику и последующий ее рост. В документе также отмечалась целесообразность освобождения цен на энергоносители, которые должны были достичь мирового уровня до конца 1993 г. Освобождение цен при их стабилизации в последующие месяцы, насыщение рынка создавали предпосылки для проведения вто­рого этапа реформ — приватизации государственного сектора экономики. Предложенная программа реформ получила поддержку прези­дента России Б.Н. Ельцина.

Сокращение зимой — весной 1992 г. государственных дотаций пред­приятиям (по замыслу Е. Гайдара, это являлось основой для снижения инфляции) встретило отпор со стороны директорского корпуса. В пер­вую очередь позиция производственников была связана с ситуацией в экономике. Несмотря на рост цен на промышленную продукцию, большинство предприятий, включая отрасли нефтяной и газовой про­мышленности, после либерализации цен стали убыточными. Это было вызвано как повышением роста тарифов на перевозку товаров и энер­гоносители, так и падением покупательского спроса и целенаправлен­ным снижением государственного заказа. В условиях экономическо­го кризиса обострилась проблема взаимных неплатежей предприятий. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных неплатежей достигла около 2 трлн рублей. Директора предприятий выход из кризиса неплатежей видели в получении льготного государственного кредита с дальнейшим по­крытием задолженностей предприятиями по взаиморасчетам. Подоб­ная точка зрения нашла поддержку Верховного Совета и Центрального банка России. 28 июня 1992 г. ЦБ предоставил этот кредит предприя­тиям. Тем самым в оборот были выпущены новые не обеспеченные товарами и услугами финансовые средства, усилившие инфляцию. Крах промышленности был предотвращен посредством кредитов и нового витка гиперинфляции. Средние темпы роста денежной массы во вто­рой половине 1992 г. возросли с 11,4% до 28% в месяц.

Выход из сложившейся ситуации правительство Е. Гайдара (с июня 1992 г. он исполнял обязанности премьера) видело в замене государ­ственных дотаций и кредитов зарубежными инвестициями, а также инвестициями частных лиц. Таким образом, ключевым становился вопрос о приватизации государственного сектора. Согласно схеме, раз­работанной Комитетом Госимущества России во главе с А. Чубайсом, были намечены два основных варианта приватизации предприятий. Первый из них предусматривал льготное приобретение работниками предприятий около 50% акций своего предприятия. Второй вариант — приобретение работниками предприятий контрольного пакета акций в 51% на более жестких условиях. Но в обоих случаях значительная часть акций сосредоточивалась у руководства предприятий. Оставши­еся акции поступали в открытую продажу для российских граждан в обмен на специальные приватизационные чеки.

19 августа 1992 г. президент РФ Б. Ельцин издал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (ваучерная приватизация). 1 октября 1992 г. началась выдача ваучеров — приватизационных чеков — населению по номинальной стоимости 10 000 руб.

В 1992 г. в частную собственность было передано 24 тыс. пред­приятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% торговой сети. В резуль­тате массовой децентрализованной приватизации 1992—1993 гг. в стране появились 40 млн номинальных акционеров, при этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовых групп, ску­пивших ваучеры у населения. Приватизация выполнила свою задачу наполовину: создав слой собственников, она экономически оказалась малоэффективной, не дав предполагавшегося роста инвестиций. Усили­лась критика правительства, которое так и не смогло остановить спада производства и обнищания населения (ниже черты прожиточного ми­нимума находились около 44% жителей России). Спад производства б России за первые 9 месяцев реформ составил около 20%. В конце

1992 г. по национальному доходу Россия находилась на уровне 1976 г., по структуре потребления — на уровне 1960-х гг. Все это способство­вало развитию социального кризиса, вело к падению популярности правительства Е. Гайдара.

В условиях политического кризиса президент пошел на изменение состава правительства, которое с декабря 1993 г. возглавил B.C. Чер­номырдин. Тем самым официально закончился первый период россий­ских реформ в экономике, получивший название «реформы Гайдара».

Экономическое развитие России в 1993 —1996 гг.

В 1993 г. Правительство РФ отошло от прежнего взгляда на степень вмешательства государства в эко- номику, уже не абсолютизируя роль свободного рынка. Новый курс в экономике определялся B.C. Чер­номырдиным, представителем нефтегазового комплекса. Правительство в эти годы в большей степени учитывало интересы российской про­мышленности, особенно экспортных отраслей, пополняющих российс­кий бюджет валютой. Было объявлено о том, что целью кабинета в 1993 г. является финансовая стабилизация, снижение темпов инфля­ции до 5% в месяц, поддержка отечественных производителей.

8 февраля 1993 г. в России был зарегистрирован «Гражданский союз» — центристское движение, связанное с промышленными круга­ми и созданное А. Вольским. Одним из программных пунктов «Граж­данского союза» было требование к государству по принятию мер, направленных на поддержку отечественной промышленности. Прави­тельство В. Черномырдина пыталось налаэдть контакты с подобными

организациями, демонстрируя готовность вернуться к частичному го­сударственному заказу. Вместе с тем Правительство должно было учитывать гораздо более радикальные (либерально-рыночные на тот момент времени) взгляды Президента России и противостоять давле­нию парламента, выступавшего за полный возврат к системе госзаказа и госкредитования. Политическое противостояние исполнительной и законодательных ветвей власти в 1993 г. сужали инициативу прави­тельства, мешали его эффективной работе.

Несмотря на ряд предпринятых мер, в 1993 г. продолжилось паде­ние производства. К положительным итогам года можно отнести только значительное снижение темпов инфляции. По сравнению с 1992 г. она сократилась в 2,8 раза. Между тем преувеличивать итоги борьбы с инфляцией в 1993 г. не стоит: за год цены выросли почти в 10 раз. Не удалось правительству В. Черномырдина остановить и продолжав­шийся спад в промышленности. Уровень производства в 1993 г. со­ставил 59,8% от уровня 1990 г. В топливно-энергетическом комплек­се он равнялся 81,2%, в машиностроительном комплексе — 58%, в пищевой промышленности — 65,1%, в легкой промышленности — 46,7%. Уровень безработицы достиг в 1993 г. 7,8 млн человек (10,4% активного населения страны) и продолжал расти.

Президент Б.Н. Ельцин, исходя из итогов парламентских выборов в декабре 1993 г., на которых проправительственные и пропрезидент­ские движения набрали только около трети голосов, несколько скор­ректировал экономическую политику правительства В. Черномырди­на. В 1994—1997 гг. поддержку правительства ощутили некоторые отрасли отечественной, прежде всего добывающей, промышленности.

По сравнению с первыми годами реформ за счет усиления государ­ственного регулирования экономическими процессами темпы инфля­ции были несколько снижены, уменьшились темпы падения производ­ства. В 1994 г. динамика роста цен по сравнению с 1993 г. снизилась в 3,1 раза. Однако финансовой стабилизации так и не удалось добить­ся, что показало прекращение деятельности АО «МММ», «Чара», «Рус­ский дом Селенга», «Тибет», «Властелина» и других финансовых пира­мид, умело использовавших разгул инфляции в мошеннических целях, «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда курс доллара в течение дня вырос почти на треть — с 3081 до 3926 руб.

Экономическая политика Правительства в 1995—1996 гг. была ори­ентирована прежде всего на экспортные отрасли производства. Положи­тельное сальдо России в торговле составило в 1996 г. около 40 млрд рублей. В стране стали появляться благополучные в экономическом отношении районы, специализирующиеся на экспортных отраслях промышленности (газ, нефть, металл). На основе топливно-промышленных предприятий сложились крупнейшие в стране финансово-промышлен­ные группы (ФПК). Среди них «Интеррос» («ОНЭКСИМбанк», «Но­рильский никель», «Новокузнецкий металлургический комбинат»), «Лу­койл» (7 нефтедобывающих предприятий, 23 нефтеперерабатывающих завода, 3 финансово-инвестиционные компании) и другие ФПК.

Большинство же областей России, не связанных с нефтегазовым комплексом, производством и вывозом сырья, по-прежнему оставались в глубоком экономическом кризисе. Спад промышленного производ­ства в целом по России составлял около 4% в год. Падение производ­ства по сравнению с советским периодом достигло на конец 1996 г. уже 60—65%. В стране не удавалось создать стабильную финансо­вую систему, задержки выплат долгов бюджетникам по зарплате со­ставляли до двух лет.

Экономическое развитие России в 1997—2000 гг.

6 марта 1997 г. в ежегодном послании Федераль- ному Собранию президента Б.Н. Ельцина было заяв- лено о начале нового этапа либеральных социально- экономических реформ. Среди приоритетных направ­лений обновленного состава правительства, в которое вскоре в качестве вице-премьеров вошли Б. Немцов и А. Чубайс, была обозначена раз­работка программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, ликвидация задолженности по зарплате к 31 декабря 1997 г., борьба с коррупцией.

Реформационная работа нового состава правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Среди важнейших решений правительства — секвестр бюд­жета 1997 г. в социальной части, вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов, размещение новых займов еврооблигаций и Государственных краткосрочных обязательств, проведение нового эта­па приватизации, прежде всего топливно-сырьевой промышленности. Привлечение новых финансовых средств (6 млрд долларов иностран­ных займов против 2 млрд в 1996 г.), прекращение финансирования военной кампании в Чечне, поступления от продолжения приватиза­ции, политика жесткой социальной экономии позволили, согласно офи­циальным данным, достигнуть прироста валового внутреннего продук­та в России на 1 % за первое полугодие 1997 г. При этом следует отметить опережающий рост производства в легкой промышленности, составивший более 9%. Это был первый реальный успех в новейшей истории российской экономики за весь постперестроечный период. Следует, правда, отметить, что прирост был достигнут за счет массового

привлечения инвестиций и займов, что означало рост государственных обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Серьезной проблемой оставались инфляционные процессы. В авгу­сте 1997 г. началась подготовка к осуществлению денежной реформы. Начало ей положил указ президента РФ Б. Ельцина от 5 августа «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». В соответствии с реформой с 1 января 1998 г. прово­дилась деноминация российского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты, стабилизации эко­номических процессов.

Рейтинг правительства Черномырдина—Чубайса стал расти. Счи­тая важнейшей задачей обеспечение преемственности передачи госу­дарственной власти, Б. Ельцин решил использовать ситуацию для под­готовки будущих президентских выборов. 23 марта 1998 г. В. Черно­мырдин и А. Чубайс были отправлены в отставку. Их заменил молодой реформатор С. Кириенко.

Для нового премьера все более очевидным становилось давление внут­реннего и внешнего долга на экономику страны. Расходы по обслужива­нию внешнего и внутреннего долга государства составляли в 1996 г. 13% всех федеральных расходов, в 1997 г. — 24%, в 1998 г. — 30%. Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попы­талось проводить более жесткую экономическую политику, предус­матривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подоб­ный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, наряду с наличием новых ошибок привел первоначально к 10% росту цен, а затем к самому глубокому финансовому обвалу в новейшей истории России. День 17 августа 1998 г. фактически знаменовал собой финан­совое банкротство России: обесценивание национальной валюты и, как следствие, невозможность государства платить по внешним и внут­ренним долгам. Правительство и Центральный банк России заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств госу­дарства, включая мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов России (сроком на 90 дней). Финансовый кризис пере­шел в стадию неконтролируемого роста цен, которые за короткое вре­мя возросли более чем в 4 раза. Вновь ухудшилось положение подав­ляющей части населения страны, в том числе и средних слоев обще­ства. В этих условиях отставка правительства С. Кириенко стала неизбежной. 23 августа она стала свершившимся фактом. К 1 сентяб­ря рост цен, по сравнению с докризисным состоянием, на отечествен­ные товары превысил 20%, на импортные — 80%. По оценке Госкостата России, численность населения страны с доходами ниже прожи­точного уровня в августе 1998 г. достигла 33 млн человек.

11 сентября Правительство России возглавил Е.М. Примаков. Его главной задачей стала стабилизация экономики России. Правитель­ство заявило об активной поддержке отечественной промышленности и сельского хозяйства. Были повышены ставки подоходного налога с граждан с одновременным снижением налогообложения производствен­ных инвестиций, НДС. Снижение налогового бремени с «реальной эко­номики» (образное выражение Е. Примакова, подразумевающее произ­водящие отрасли) наряду с сокращением импорта в Россию (вызван­ного падением национальной валюты) способствовали оживлению отечественной промышленности. Подобный курс правительства полу­чил поддержку парламента, утверждавшего законопроекты правитель­ства в благожелательной обстановке.

Правительством осуществлялись меры, направленные и на повыше­ние стабильности национальной валюты. Так, был введен более жест­кий контроль над деятельностью экспортеров: они должны были про­давать 75% валютной выручки на биржи. Вводился более строгий таможенный контроль. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало выплате внешних долгов и привлечению средств в экономику страны.

Впервые наметилось реальное снижение государственных расхо­дов на аппарат. В течение первого полугодия 1999 г. экономическое положение России стабилизировалось. Уровень производства за шесть месяцев 1999 г. поднялся на 1,5%, свидетельствуя о позитивных сдви­гах в экономике.

В мае 1999 г. Б.Н. Ельцин назначил СВ. Степашина новым премье­ром, отправив правительство Е. Примакова в отставку. Это было выз­вано приближающимися президентскими выборами и необходимостью иметь подконтрольное президенту правительство. Кабинет СВ. Степа­шина, как и сменившее его в августе 1999 г. правительство В.В. Пути­на, были сосредоточены в основном на рассмотрении комплекса поли­тических задач, откладывая серьезные экономические преобразования до окончательного решения вопроса о власти.