Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ МК (реклама исо).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.21 Mб
Скачать
  1. В чем специфика коммуникации «человек – компьютер»? Можно ли это общение считать диалоговым?

  2. Что определяется понятием «интерфейс» и с какими явлениями современной невиртуальной коммуникации его можно связать?

  3. Cформулируйте особенности интернет-коммуникации. Рассуждайте о специфике интернет-общения с опорой на собственный опыт сетевой коммуникации.

Тема 3. Блоги и блоггеры: опыты оценки коммуникативной состоятельности

Современный человек живет в мире современных информационных технологий, где Интернет занимает важное место в его повседневной коммуникативной практике. В Сети ищут и находят нужную информацию, проявляют интерес и обретают профессиональные контакты, запрашивают и получают универсальные программы самовыражения и осваивают опыт дружеского общения. Появился новый медиапродукт блог, при помощи которого человек может осуществить все вышеперечисленные коммуникативные потребности (кроме удовлетворения материального интереса, но в обозримом будущем и это может стать реальным). Публичные дневники-блоги – хороший способ найти новых друзей, поведать миру о своей жизни, получить нужную информацию, причем оперативно, и не от бездушной поисковой системы, а от живых людей. Блоги универсальны: они есть и у обычных людей, и у знаменитостей, причем, чем доступней Интернет, тем больше появляется авторов блогов (так, например, в связи с невысокими ценами на услуги интернет-провайдеров в Москве подавляющее большинство авторов блогов – столичные жители).

Ч то же такое блог? На этот вопрос виртуальная энциклопедия Wikipedia.org отвечает так: «Блог (англ. blog, от web log, виртуальный «сетевой журнал или дневник событий») – вебсайт, основное содержимое которого – это регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа (совокупность относительно коротких записей любого содержания (включая мысли по разным поводам, цитаты, картинки, ссылки и проч.), которые делаются с достаточной степенью регулярности и показываются в обратном хронологическом порядке)». Термин «weblog» впервые использовал Йорн Баргер (Jorn Barger) в декабре 1997 года. Первым в мире блогом считается страница одного из создателей WWW Тима Бернерса-Ли, на которой он публиковал интернет-новости и ссылки на все появляющиеся интернет-страницы. В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба. Впоследствии Blogger был выкуплен компанией Google.

С этого (1999) года начался настоящий блого-бум. В прошлом году популярность блогов настолько возросла, что они были объявлены новым жанром сетевой литературы. Такая популярность нового сетевого явления привела к тому, что в США в университете Беркли стали обучать искусству ведения дневников (blogging), а начиная с этой осени в Университете Калифорнии (University of California) студенты, изучающие журналистику, слушают отдельные курсы по блогам.

В 2004 году стали появляться блоги известных личностей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что блоги превратились в полноценные средства массовой информации, наряду с газетами, радио и новостными сайтами.

Б лог называют дневником, потому что основное его содержание – мысли автора, его переживания, истории из жизни, размышления о прочитанном и увиденном, как в бумажном дневнике. Однако в некотором роде блог – это «дневник наоборот»: едва ли кто-то, ведущий дневник, захочет сделать его содержимое достоянием общественности (если автор не писатель, который допускает мысль, что дневник будет опубликован), тогда как блоггер заинтересован в большом количестве читателей и комментариев.

Самый популярный блог-сервис в России – LiveJournal.com (Живой Журнал, ЖЖ – так называется и сайт, и блоги на нем). Популярность его обусловлена тем, что он чрезвычайно удобен для общения и самовыражения: каждый автор может найти блоггеров, которые имеют такие же интересы, как у него, или обучаются в тех же учебных заведениях. Для удобства чтения все новые записи друзей блоггера помещаются на одной странице (так называемой френдленте). Блоггер может в своем профиле не только рассказать немного о себе, но и вставить свою фотографию, поместить важные для него ссылки, которые в какой-то степени очерчивают круг его интересов и могут быть полезны другим (к примеру, ссылка Madonna lover осуществляет переход на сайт с песнями Мадонны, а Beeline user – на страницу отправки SMS-сообщений он-лайн). В своих постах (записях) автор может вставить фотографии, видео, указать музыку, которую слушал в момент написания, и выбрать из списка настроение, наиболее точно передающее его собственное. (Эти атрибуты выполняют роль опосредованного контекста, позволяющего составить впечатление о блоггере как коммуникативной личности.)

Особенно удобно для блоггера существование различных сообществ по интересам, позволяющих не только найти близких по духу людей, но и быстро получить ответы на возникшие вопросы (нужна ли запятая в предложении, где в Интернете находится такая-то книга, когда делать прививки домашнему любимцу и т. д.).

М ногие знаменитости ведут блоги. Не все из них охотно идут на контакт и отвечают на комментарии, однако для многих обычных юзеров такие блоги – возможность «изнутри» увидеть жизнь «звезды» и шанс пообщаться с ней хотя бы он-лайн.

Можно назвать 2 основных причины ведения дневника-блога: желание общения или проблема самовыражения, что отражается и в содержании записей, и в их оформлении.

Приведенные ниже материалы анализа иллюстрируют это.

Для анализа были выбраны два дневника. Первый из них – дневник знаменитого в отдельных кругах человека – главного редактора журнала «Men`s Health» Алексея Яблокова (имя пользователя – glavred; о его популярности свидетельствует тот факт, что более 900 человек записали его в друзья; один из двух его интересов, указанных в профиле («комариные брови в сметане»), несмотря на свою бессмысленность, «позаимствован» достаточным количеством других пользователей). В каждом из своих постингов (записей) он сообщает, кто он такой (каждая запись начинается со слов «Однажды главный редактор Men's Health Алексей Яблоков…»).

Все записи строятся по единой модели: вступление («однажды…» – некий аналог сказочного «жили-были»), перечисление событий (явно фантастического характера: прослушивание передачи по радио «Эхо Москвы», ведущий которой пьян; приказ героя повествования перейти всем сотрудникам журнала «Men's Health» на древнерусскую орфографию; получение автором письма от телеведущей Дуни Смирновой с предложением участвовать в передаче «Школа злословия» под именем Людмилы Улицкой и т. д.) и неожиданная поэтическая концовка («Алена – это я», – расслабленно подумал Алексей Яблоков и подставил робкому весеннему солнцу свое белое, красивое лицо»; «Алексей Яблоков, пятясь, вышел из ресторанных сеней. Вечерняя Москва сияла огнями. Сердце главного редактора журнала Men's Health пело, как жаворонок»; «Главный редактор Mens Health Алексей Яблоков выключил радио и задумчиво покусал свои тонкие алые губы. – Узнаю тебя, Русь, – нежно сказал он и до упора выжал педаль газа»). Записи между собой не перекликаются, дневник можно сравнить с циклом бытовой новеллистики, где фигура автора – циклообразующая. Характерно, что автор пишет о себе от 3 лица, при этом дневник приобретает форму сборника неких полуправдивых повествований, в которых силен повествовательно-философский подтекст, основанный на эмотивной оценке происходящего, постоянной саморефлексии героя, «бродячих сюжетов» и прецедентных текстов (жанр, который можно назвать бытовой новеллой, подобной тем, которые бытуют, к примеру, среди театральных актеров, художников или других представителей творческой интеллигенции, которым свойственно «экзальтированное повествование» с претензией на философское осмысление фактов). Использование 3 лица позволяет сделать вывод, что автор абстрагируется от героя своего повествования, тем более что происходящие с героем события, как уже говорилось выше, явно придуманные, фантастические, то есть не имеющие отношения к реально живущим людям, и автору в том числе, но дающие ему «пищу» для философско-этических аллюзий или социально-нравственных размышлений.

Можно говорить о сложившемся стиле этого автора: постоянство структуры его записей, установка на литературную эстетизацию в основном тексте и разговорность и устность в передаче прямой речи («Бабушку свою поучи! – огрызнулся главный редактор журнала Men's Health»; «А чего удивляться, – пробормотал главный редактор Men's Health, – бабки не платим, вот и не приглашаете… “Алеха”, главное! Вот бесцеремонная бабенка… Дуняха!»; «Почему заяц? – наконец спросил он. – Другого животного не могла придумать? Он же тупой, твой заяц. Морковь жрет. Назвала бы “Дикобраз”, или там “Кулан” – и то было бы лучше»), стилизация самого себя в каждой новой записи (шаблонное построение текста); аллюзии на литературные и культурно-исторические интертексты («Скотина ты, тебя я презираю. Скотина тощая, гламурная притом...») и известные в шоу-бизнесе события («Ну-ка встала быстро! – скомандовал главный редактор, – быстро встала и ушла отсюда. Кобыла. Поговори еще у меня!» (прямое цитирование слов Ф. Киркорова, оскорбивших ростовскую журналистку); “Раша, гудбай!” – кто это сказал сейчас? Я, может быть?!» – намек на скандал на «Евровидении»: Верка Сердючка якобы спела эти слова в своей песне).

Автор хорошо знаком с нормами литературного языка, хотя иногда не брезгует употреблением инвективной лексики, изображая речь своих персонажей, представителей культурно-элитарной среды («Слушай, пошел на х*й, – лаконично ответил Филипп Бахтин»; «Леха, бл***, я ох*енно занят!»).

Установка на интимность отсутствует, так как автор говорит о человеке, который занимает его положение в обществе, носит его имя, но обладает ли он чертами его личности? Герой повествования безлик (или многолик) и вряд ли автор полностью отождествляет его с собой. Следует отметить, что «открытость» дневника имеет особое свойство: автор отключил опцию «Оставить комментарий», то есть он не нуждается в обратной связи и не ориентирован на диалог. Для него ведение ЖЖ – способ самовыражения. Стоит отметить, что это – особый случай, поскольку почти все блоггеры стремятся быть услышанными и очень часто делают записи вроде: «Вы меня вообще читаете??», «Почему не комментируете?». Автор представленного блог-дневника, вероятно, личность самодостаточная и, можем предположить, что ведение дневника для него – интеллектуальное развлечение в Сети.

Второй дневник представляет собой блог более распространенного типа: это «лытдыбр», то есть рассказ о текущих событиях, ведущийся от случая к случаю. Дневник принадлежит пользователю lincka. Автора зовут Полина, ей 19 лет, она студентка 2 курса одного московского вуза. У нее около 40 друзей (френдов), с большинством из которых она, судя по цитированию их имен в своем блоге, знакома лично. Дневник разнопланов: есть место и небольшим рассказам на тему «Как мы вчера погуляли с друзьями», и философским записям, посвященным, к примеру, любви к родителям, быстротечности времени и дружбе. Иногда эти жанры пересекаются: рассказ о встрече со школьными друзьями заканчивается размышлениями о том, что «испытание временем – самый лучший показатель дружбы».

О глубоко личном, судя по отсутствию подзамочных записей, автор не говорит, или же он просто открытый человек (что характернее). Зато он с готовностью вступает в диалог: «пойдемте на Мистера Бина?)))»; «некоторые люди четко проводят границы между хобби, друзьями, институтом и девушкой/молодым человеком. Почему, интересно?», «Может вы мне скажете, кем я кажусь со стороны»; «а вы когда-нибудь мечтаете? а часто?»).

Личность автора хорошо проявляет себя в общей стилистике и тональности записей (в его дневнике часто встречаются записи вроде: «Так хочется подарить кому-нибудь кусочек счастья. Никому не надо?» или «Ну как у вас дела?»), поэтому можно сделать вывод, что этот человек дружелюбный. Можно утверждать, что это черта его характера, а не маска, поскольку читатели дневника знакомы с автором лично. Иногда автор бывает ироничным, даже проявляет самоиронию (прилагая фотографию со школьного спектакля, lincka не без иронии замечает: «да у меня вообще очень большой театральный опыт, гы-гы:)»; будучи очень худой, спрашивает: «неужели я внушаю вид человека, который одевается в «Трех Толстяках»???=))»).

Автор анализируемого дневника – человек, грамотный в техническом отношении, хорошо знающий тэги: широко используются разные шрифты, грамотно оформлены ссылки (то есть ссылке присвоено название («Мои фотки»), а не дается ее адрес), много картинок, размещение которых представляет для начинающего пользователя определенную трудность.

Оценивая стилистическую доминанту данного дневника, следует отметить характерные признаки разговорности (в основном, это касается лексики: «чмок», «подкатило еще 3 человека», «МакДак» вместо Макдональдс). Однако обращает на себя внимание тот факт, что выбор стиля письма обусловлен тематикой: в философских размышлениях lincka широко использует книжный стиль изложения: обращаясь к сложноподчиненным предложениям и осложняющим конструкциям, не прибегая к элементам разговорной речи («Когда я была маленькой, я вообще не думала, что с кем-то можно встречаться так долго (я по этому поводу вообще не задумывалась), потом оказалось, что все-таки можно)»; «вот вроде дружите с человеком, общаетесь, гуляете, ходите вместе в кино, кафе. Все отлично. Друзья. А потом «Бац!» – и все. Как будто человек, который только что был очень близким, отдаляется, закрывается, всем существом показывает, что ему не нужно твое общение. И ты уже не знаешь даже, что нового произошло у этого человека, что с ним случилось, как ему помочь»).

Автору свойственна рефлексия по поводу своего блога: перечитывая самые первые записи, lincka, опять же с иронией, говорит: «Там такие посты смешные, как будто писал ребенок, которому лет 7, такие обиды, а-ха-ха». Наличие элементов саконтроля внутри записи и самоиронии выдает человека «трезвого» ума, способного к саморазвитию.

Анализируемые дневники появились в результате двух разных причин, которые чаще всего движут каждым новым блоггером: желания самовыражения и закрытости от внешних контактов и оценок (в первом случае) и открытости к общению и заинтересованности в ответном слове (во втором). Первая причина обусловила отказ от диалога с потенциальным читателем, поскольку автор в этом не нуждается, для него ЖЖ стал чем-то вроде публикации в литературном журнале. Во втором случае – полярное явление: автор готов общаться, вступать в диалог, при этом он способен говорить не только о себе: он затрагивает темы, которые могут быть интересны другим людям. Заметим главное: язык и слог второго дневника не столь изящен, как в первом случае, не претендует на элитарность, характеризуется устностью в синтаксическом исполнении фразы, спонтанностью и разговорностью слога, но он кажется естественным и производит более благоприятное впечатление, c большим интересом поддерживается участниками переписки – блоггерами. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что подобная манера, обнаруженная нами в рамках второго дневника, более свойственна «дневниковой» и «эпистолярной» прозе; за строками такого повествования чувствуется не «маска игрока», а «живой человек» с богатой событиями повседневной жизнью, с житейскими неурядицами и большими радостями, со своей противоречивой эмоциональной оценкой действительности. Как показывает наш опыт анализа блоговых публикаций, наблюдается тенденция сохранения традиций живого, естественного, эмотивного, исповедального повествования в рамках Живого Журнала (журнала о себе и о жизни).

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем популярность современных интернет-журналов? Какой смысл с точки зрения коммуникативной практики имеет название «Живой Журнал»?

  2. Можно ли блоги сравнивать с традиционными дневниками? Почему?

  3. Дайте характеристику новых понятий современной коммуникативной практики: «блогосфера», «блоггер».

  4. Какие черты характерны для «языкового паспорта» и «коммуникативного портрета» блоггера?

  5. Какие из популярных блогов известны Вам? Как Вы оцениваете дискурсивные возможности этого канала личной самопрезентации?

1 При подготовке данного раздела использованы положения и разыскания, полученные в совместной научной деятельности с М. В. Борисовой, О. Е. Дьяченко и Н. М. Черненко.