Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
158.72 Кб
Скачать

3. Архитектура XVII века. Бесстолпные храмы

Три этапа в архитектуре

До 20-х годов ХVII века никакого строительства в Москве не было. Активное строительство начинается сразу после изгнания интервентов, с 20-х годов. В архитектуре этого столетия можно проследить три этапа:

  • в первой четверти XVII веке в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия;

  • середина века - 40 - 80-е годы - поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени, и его расцвет;

конец столетия - отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества так называемого нового времени.

Первый этап архитектуры

Церковные сооружения начала столетия мало отличаются от храмов XVI века.

  • Церковь Покрова в Рубцове, 1619 - 1627

Новый царь Михаил Романов решил ознаменовать окончательную победу над иноземцами и окончание «смуты», возведя храм Покрова в своей усадьбе Рубцове. Бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом храм, по внутреннему и внешнему облику близкий церквям годуновского времени. Здание стоит на подклете, окружено двухъярусной галерей, имеет три яруса кокошников.

Однако постройка оказалась массивнее, проще и гораздо грубее - как будто мастера-каменотесы разучились держать свой нехитрый инструмент. Лучшие архитекторы и строители ХVII столетия служили «на великого государя», но и они во многом утратили свое искусство.

Второй этап архиткутуры

3. 1. Купеческие храмы

К середине ХVII века Россия полностью оправилась от последствий Смутного времени. Стали активно развиваться промышленность и торговля; быстро росли старинные русские города, оказавшиеся на перекрестке торговых путей: Ярославль, Великий Устюг, Каргополь. Как только появились деньги, возникла возможность

  • строить храмы,

  • заказывать иконы,

приобретать дорогие изделия ювелиров.

В 30-е годы ХVII века зодчие перестали повторять пройденное и решительно вышли на новый путь. Распространяется особый тип храма - бесстопного, обычно пятиглавого, с декоративными боковыми барабанами, (световой лишь центральный), с подчеркнутой ассиметрией общей композиции благодаря разномасштабным приделам, трапезной крыльцам, шатровой колокольне.

Примером может служить

  • Церковь Троицы в Никитниках, 1631 - 1634 (другая дата 1628 - 1653)

Важной вехой этого пути стала эта церковь, поставленная на дворе богатого купца Григория Никитникова. Она невелика - купцу с семейством не требовался большой храм, - но зато нарядна, своей прихотливостью форм и декоративной многоцветностью хоромное строительство:

  • красный кирпич,

  • белокаменная резьба,

  • зелень черепичных главок,

  • поливные изразцы.

На красном фоне кирпичных стен выделяются белокаменные детали:

  • затейливые наличники,

  • парные колонки, которые членят фасады и резные карнизы.

Наверху поставлены один на другой ряды заостренных кокошников, придающие верху храма сходство с кедровой шишкой; на кокошниках стоят пять глав, причем световая, с окошками, только средняя, а боковые просто добавлены для красоты.

При церкви есть

  • два самостоятельных маленьких храма-придела - один побольше, другой совсем маленький,

  • а также галерея,

  • крыльцо

  • и колокольня.

Таких колоколен раньше не строили: над ее высоким восьмигранником (восьмериком) поставлен шатер, а в шатре сделаны оконца. Оконца эти называются слухами. Они нужны для того, чтобы звук колоколов не затухал под сводом шатра, а выходил наружу.

Все предшествующие русские храмы, начиная с собора Святой Софии в Киеве и кончая годуновскими церквами, выглядят возвышенно строгими: они связаны с небесным миром и поэтому противостоят миру земному.

Живописность, пестрота

Церковь Троицы в Никитниках, наоборот, поражает необыкновенной живописью, пестротой и кажется порождением шумной жизни торгового Китай-города Москвы. Все ее части поставлены несимметрично, хотя и уравновешенно; все, кажется, растет, шевелится, развивается на глазах:

  • вот начинает расти на стене белокаменная лопатка;

  • доросла до карниза - раздвоилась, будто дерево, на два ствола-полуколонки,

  • те потянулись выше, пронзили еще один карниз и вытолкнули наверх заостренный бутон - раму для иконы,

  • кокошники заморских тюльпанов, тонкие шейки глав - на стебли, а сами главы - на диковинные плоды.

Интерьер

Внутри церковь уютна. В ней нет столбов, много света льется из больших окон, и пространство лежит легко и спокойно. Пестрые росписи покрывают стены сплошным ковром. Сюда ходили молиться не тому Богу, которого боялись, а тому, который помогал человеку в его земных каждодневных делах. Эта радостная архитектура не возвышает, но зато и не устрашает сердце человека.

  • Троицкий собор в Муроме, 1642 - 1643

Церковь Троицы в Никитниках понравилась и москвичам, и гостям из других городов. Приехавший из Мурома богатый купец Тарасий Борисов решил украсить родной город похожей церковью. И не просто похожей, а еще лучше.

Повторив в основном московскую постройку, приглашенные купцом мастера украсили ее цветными изразцами. Драконы, всадники, птицы-сирины с девичьими головами смотрят на муромцев со стен монастырского Троицкого собора. А в кокошники вставлены разноцветные керамические шишки. Местные краеведы предполагают, что Тарасий пожелал таким способом увековечить свое прозвище - Цветной.

  • Церковь Казанской Богоматери в Муроме, 1648

Большую власть имел торговый человек в городе: захотел - и переселил бобылей-горожан на посад, а на месте их дворов поставил монастырские Святые ворота с увенчанной шатром церковью Казанской Богоматери. В киотах (нишах) над окнами вырезаны дата строительства и имя заказчика, чего не позволяли себе даже цари!

От обилия форм, от яркости цвета буквально рябит в глазах: словно нескончаемый праздник выплеснулся на улицу древнего Мурома. Дивным узорочьем нахвали впоследствии такую архитектуру. И действительно, украшения ее напоминают удивительные узоры русских вышивок или кружев