Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия_Моисеев.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.15 Mб
Скачать

§ 9. Немного о философии китайской медицины

 

В основе философии китайской медицины – учение о жизненной энергии организма (ци), циркулирующей по сложной системе каналов (меридианов), на которых расположены биологически активные точки – своего рода распределительные «краны» и регуляторы движения энергии. Энергия из окружающей среды входит в систему каналов человека, циркулирует по ним и затем излучается вовне. Болезни связаны с нарушением этого процесса, например, с затруднением поступления энергии извне, или с избыточным скоплением энергии в некотором канале и т.д. Лечение направлено на нормализацию процесса циркуляции энергии ци, для чего используются методы воздействия на активные точки введением тонких игл (иглоукалывание) или прижиганием областей активных точек. Эти методы требуют очень хорошей подготовки врача, в том числе чистоту и здоровье его собственного организма.

Идеи китайской медицины хорошо согласуются с принциами индийской медицины. Чакры можно представить как наиболее крупные центры на пути циркуляции жизненной энергии. Индийская медицина больше уделяет внимание этим центрам, в то время как китайская медицина – связанным с ними каналам циркуляции энергии.

Глава 1. История философских синтезов

 

1. Античный синтез

 

Античная философия начинается с вопрошания о первоначале («архэ»). Архэ – это нечто первое и последнее, некоторое Высшее Начало, в котором каждое из начал мира находит свое место. Все философы античности одинаковы в том, что они ставят проблему «архэ». Даже софисты, как будет видно позднее, выстраивают свою систему, исходя из идеи «архэ». С другой стороны, различие между философами состоит лишь в том, как именно они понимают «архэ». Разнообразие ответов на один вопрос рождает спектр античных синтезов.

 

§ 1. Милетская натурфилософия

 

Общим для милетских натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – является идея генетического архэ. Весь мир для них есть множество взаимопревращающихся друг в друга стихий. Среди всех стихий есть наиболее пластичная стихия. Это единственное начало, из которого рождаются все вещи, и в которое они рано или поздно уходят. Такая стихия и есть архэ. Это матерь-рождающая материального мира. Мир живет циклами, крайними состояниями которого являются максимальное выделение всех начал из архэ и полное растворение их всех в архэ. Превращаясь в иные стихии, генетическое архэ исчезает, что представляет из себя нечто неправильное, за что все вещи осуждаются обратным превращением в архэ.

Такова дошедшая до нас общая часть учения милетцев – милетская натурфилософия. Различие между системами отдельных философов состоит лишь в том, кто как конкретно понимает архэ. Фалес сравнивает ее с водой, Анаксимандр называет «беспредельным» (апейрон), Анаксимен понимает архэ как воздух, открывая в архэ момент количественного изменения по степеням. Архэ уже не исчезает в других вещах, но лишь сгущается или разряжается. В этой схеме мы видим приближение милетцев к идее количественного изменения архэ во времени, заступающего на место его качественного превращения.

За многообразием чувственного мира милетцы открывают некоторый род единства. Это единство еще неполное. Оно еще не вполне может преодолеть разделение времени, исчезая в превращениях. Но это единство происхождения – все вещи едины в том, что происходят из одного, из одной Матери-Материи. Здесь же и единство смерти – все одинаково погибнет, вернувшись к истоку. Так мыслится архэ генетическое. У Анаксимена оно впервые приобретает момент надвременного единства, выходя за границы генезиса.

Подобные же проекты генетического синтеза мы находим в современной теории эволюции, выводящей все виды из общего предка, в гипотезе первичного состояния материи в момент Большого Взрыва в современной космологии. Генетическое архэ не есть лишь некоторый пережиток архаичной философии, это один из вечных образов синтеза, воспроизводимый в истории в разных своих вариациях.