Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
дорошенко доклад по военной цензуре.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
165.38 Кб
Скачать

Почтовая военная цензура как средство контрразведки в Первую мировую войну.

Почтовая и телеграфная цензура в военное время служила для предупреждения проачивания важной информации в письмах людей, не отдающих себе отчета в значении сообщаемых ими новостей. Считалось, что цензор разрушает козни предателей и агентов противника, которые пытаются передать по назначению добытые ими сведения. Но в эпоху мировой войны почтовая цензура сыграла еще более важную роль: неожиданно она дополняла деятельность контрразведки, обнаруживала агентов и помогала раскрытию их методов работы. Изучая письма, отправляемые в нейтральные страны, система собрала множество мелких данных, оказавшихся весьма ценными дл военной и морской разведки.

Перлюстрация корреспондеции и цензуирование — две стороны одной медали. Различие лишь в конспиративности этих действий. Если к цензуированию прибегают открыто и гласно, то перлюстрация всегда носила и носит строго секретный характер и является государственной тайной.

На момент начала Первой мировой войны только две страны, Россия и Германия, располагали готовым штатом цензоров48. Россия уже к этому времени имела богатый опыт. Французская военная морская цензура была создана в самом начале войны, а в Англии, где имелась самая большая корреспонденция в Европе в первые недели августа 1914 года наблюдался абсолютный хаос, когда они принялись за формирования отдела секретной службы. По мнению специалистов того времени, самой совершенной организацией почтовой цензуры были знаменитые «черные кабинеты» царской России. «Черные кабинеты» имели свои отделения в Москве, Киеве, Одессе и дргуих городах. Московское отделение называлось «тайной экспедицией» и состояло из начальника и восьми чиновников; киевское отделение располагало таким же штатом, и являлось наиболее активным из всех, так как его неутомимые чиновники были одновременно австро-венгерскими агентами49.

«Временное положение о военной цензуре» предоставляло министру внутренних дел запрещать публикацию сведений, касающихся внешней безопасности России, вооруженных сил или сооружений, предназначенных для обороны страны. Также главнокомандующему отдельной армии давалось право приостанавливать передачу почтовых отправлений и телеграмм. Фактически, деятельность военных цензоров не ограничивалась задачами, оглашенными во «Временном положении». Их заботило не только сохранение военной тайны, но и контроль за мыслями и настроениями в армии и в тылу. В пиьсмах вымарывались и вырезались места, содержавшие любое отражение недовольства войной и тяжелым экономическим положением, любое проявление революционных настроений.

Представление о масштабах работ по перлюстрации корреспондеции дают цензорские отчеты писем военнослужащих с фронта в период 1915-1917 гг. Крупный советский историк М.Н.Покровский считал письма солдат важным иторическим источником50. Часть писем были оставлены в фонде Казанской окружной военно-цензорской комиссии51. Задачей цензоров было отражение состояния духа армии. Помимо этого назначение работы цензоров было в задержании и конфискации писем, выражающих бунтарские, антиправительственные настроения, писем со сведениями, «могущими взволновать тыл». Военная цензура имела тесную связь с жандармским управлением, отправляла жандармам некоторые письма для дальнейшего ведения дела. Письма на иностранных языках копировались и переводились. Перед цензором ставилась задача не обощения писем, а приведения наиболее характерных выдержек, показывающих состояние боевого духа армии.

Яркой формой протеста против войны являлось так называемое «братание солдат». В своих противниках — немцах, турках, австрийцах — русские солдаты начинают видеть товарищей по несчастью. «Они такие же люди, как и мы, и их жены, матери, отцы одинаково страдают, как и вы. Их, как и нас, послали толстопузые паны и начальники офицеры», - писал солдат домой матери52. Интересным в этом отношении является анализ перлюстрированной офицерской почты. В своих письмах офицеры указывали на некоторое отличие «вновь поступающих солдат от прежних». «Теперешний солдат, которого покрутят в запасном полку два месяца, приезжает на позиции мужик мужиком и совершенно не понимает необходимости победы России над проклятым немцев, говорит и думает одно: надо скорее кончать войну». В письмах, сообщающих о забастовках и бунтах в армии, выражается уверенность, что «ежели так дальше себя будут вести солдаты, глядишь, скоро дождемся мира». Таких авторов цензов характеризует как «скромных» в своих намерениях. Наиболее «передовые» в письмах доходят до призывов к революции: «Нам нужна свобода и чтобы не министры правили страной, а народ, избранники народные, которые говорят всю правду народу».

Перлюстрация писем приходящих на фронт демонстрирует обострение социальной ситуации: летом 1917 крестьяне кое-где отбирают землю у помещиков, самостоятельно засеивают ее. Резко возрастает дезертирство. Солдаты-крестьяне боятся, что дележ помещичьей земли произойдет без них. Ярко выражено недоверие к политике Временного правительства, выдвинувшего лозунг: «Война до победного конца». Офицеры также отмечают перемену в настроении солдат: в тылу устраивались митинги, в наступление солдаты идти не хотели. Анализ солдатских писем и военно-цензорских отчетов периода Первой мировой войны позволяет уяснить атомосферу внутри войска. Эти отчеты являлись результатом перлюстрации солдатских писем и раз в неделю отправлялись в Окружную Военно-цензорскую комиссию. Задача цензора была определена четко. Он должен был не толковать умонастроения солдат, а составить четкую краткую выемку с сохранением языка и стиля автора письма. Отмечалось падение авторитета офицерского корпуса, рукоприкладство, издевательства, все это вызывало у солдат чувство безысходности, подавленности, «скука одолела и какая-то злость». Помимо настроений войска из этих писем можно почерпнуть множество фактов относительно солдатского быта.

Достаточно сложными были отношения между тылоой и фронтовой цензур — фронтовая цензура неоднократно пропускала в тыл явно революционные письма53.

Анализ перлюстрированной корреспонденции армии 1915-1917 гг показывает нарастание революционных тенденций, недовольство существующим строем, требование ответа на многие злободневние вопросы жизни. Февральская революция несколько ослабила цензуру к солдатским письмам с фронта. Особое значение приобретает вопрос о земле, требование немедленно закончить войну, демократизировать армию, ввести выборность военных чинов. Наконец, письма осени 1917 уже четко отражают классовое разделение солдатской массы.