
- •Глава 1. Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства об ответственности за угон транспортных средств..…6
- •Глава 2. Уголовно-правовая характеристика неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения по действующему ук рф……………………………………………………..…15
- •Глава 3. Квалифицирующие признаки, отличие от хищения..……………29
- •Глава 1. Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства об ответственности за угон транспортных средств
- •1.1. История уголовно-правовой охраны транспорта в советской России
- •1.2. Зарубежный опыт охраны транспорта
- •Глава 2. Уголовно-правовая характеристика неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения по действующему ук рф
- •2.1. Объективные признаки преступления
- •2.2. Субъективные признаки преступления
- •Глава 3. Квалифицирующие признаки, отличие от хищения
- •3.1. Квалифицирующие признаки
- •3.2. Отличие отхищения
2.2. Субъективные признаки преступления
Субъект угона общий – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет. В этом возрасте лицо осознает фактический характер и общественную опасность рассматриваемого деяния и наступающих вредных последствий. Общественная опасность угона очевидна для подростка, он понимает характер совершаемых им действий и может руководить ими.
Совершение угона несовершеннолетними свидетельствует о том, что он зачастую носит не случайный характер, а является результатом антиобщественной направленности личности.
Не подлежат уголовной ответственности за угон: собственник транспортного средства, законный владелец (лицо, которому вверено транспортное средство в силу состояния в трудовых отношениях с автотранспортной или иной организацией, а также гражданин, имеющий доверенность на право управления) в силу того, что эти лица обладают правом владения, пользования или распоряжения транспортным средством.
С субъективной стороны неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством характеризуется прямым умыслом, то есть виновный осознает, что незаконно завладевает транспортным средством, которое является чужим, и желает совершить такое действие. При этом обязательно установить отсутствие цели хищения.
Судам при рассмотрении дел о хищении транспортного средства надлежит выяснять, какие исследованные в судебном заседании обстоятельства подтверждают умысел лица, совершившего завладение указанным транспортным средством, на обращение его в свою пользу или пользу других лиц. Если суд установит, что указанные неправомерные действия лица совершены лишь для поездки на угнанном автомобиле (транспортном средстве) или в иных целях без корыстных побуждений, содеянное при наличии к тому оснований подлежит правовой оценке как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения по соответствующей части статьи 166 УК РФ, при условии, если такая квалификация содеянного не ухудшает его положение.1
Представляется, что характеристика субъективной стороны данного преступления не вполне удачна. Как известно, субъективная сторона преступления включает в себя вину как обязательный признак и мотив и цель в качестве факультативных признаков, которые в конкретном составе преступления могут играть роль конструктивных. Таким образом, субъективная сторона преступления должна характеризоваться через наличие каких-либо признаков, а не через их отсутствие. Думается, что из диспозиции ст. 166 УК РФ следует исключить слова «без цели хищения».
При классификации преступлений против собственности возникает вопрос об отнесении преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, к иным корыстным или некорыстным преступлениям2. Если в качестве основания классификации использовать наличие или отсутствие корыстной цели, то это преступление считается некорыстным, так как лицо не стремится владеть, пользоваться и распоряжаться транспортным средством как своим собственным. Если же эти преступления классифицировать в зависимости от наличия или отсутствия корыстного мотива, то угон транспортного средства относится к корыстным преступлениям, так как указание в диспозиции ст. 166 УК РФ «без цели хищения» не означает отсутствие корыстного мотива, под которым понимается, как правило, желание лица извлечь материальную выгоду из факта преступления или избавиться от материальных затрат.
В судебной практике существует проблема разграничения состава угона автомобиля или иного транспортного средства от смежных составов преступлений.
Если виновный, совершивший угон транспортного средства, нарушил правила дорожного движения, причинив тем самым тяжкий вред здоровью человека, то его деяния квалифицируются по совокупности ст. 166 и ст. 264 УК РФ.
В том случае, если виновный незаконно завладел автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, но впоследствии решил оставить его в своей собственности, то действия лица в соответствии с существующей судебной практикой должны квалифицироваться только по с т . 158 УК РФ, так как считается, что угон в данном случае перерастает в кражу. Однако такая позиция не вполне обоснованна, поскольку, как уже отмечалось, угон автомобиля или иного транспортного средства считается оконченным с момента, когда имущество уведено с места нахождения любым способом, а оконченное преступление не может перерасти в другое преступление. Представляется, что в данном случае проблема квалификации действий виновного сложная. Дело в том, что у лица возникает умысел на хищение транспортного средства уже после совершения его угона, но в данном случае объективная сторона кражи, которая характеризуется изъятием и обращением чужого имущества в свою пользу или пользу других лиц, не может быть выполнена, так как виновный уже совершил изъятие транспортного средства при его угоне. В этом случае лицо может совершить только такое действие, как обращение автомобиля или иного транспортного средства в свою собственность, однако деяние лица не может квалифицироваться как присвоение, так как имущество ему не вверялось.
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством с целью разукомплектования представляет собой хищение.
Если транспортное средство угоняется для последующего хищения каких-либо его частей или имущества, находящегося в его салоне, то содеянное надлежит квалифицировать по ст. 166 и ст. 158 УК РФ. Именно так были квалифицированы действия А. и В. , которые угнали продуктовый автомобиль с колбасными изделиями. После разгрузки продуктов автомобиль был брошен преступниками1.
Если в результате неправомерного завладения транспортным средством собственнику причинен материальный ущерб (уничтожение или повреждение имущества, то действия лица квалифицируются по ч. 3 с т . 166 УК РФ как угон, причинивший крупный ущерб.
Умышленное уничтожение или повреждение автомобиля или иного транспортного средства на месте его нахождения без увода следует квалифицировать только по ст. 167 УК РФ.