Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Павлов Д.Б. Большевистская диктатура против соц...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Глава 3. Правительственная «весна» 41

элементам и всем социалистам» «полную возможность работать», приказ в то же время предписывал устано­вить за ними «строжайшее негласное наблюдение» с тем, чтобы они «не имели возможности надуть Совет­скую власть»125. Впрочем, и предоставление социалис­там «полной возможности работать» в центре и на местах понималось весьма своеобразно. Так, в апреле 1919 г. Политбюро отклонило ходатайство М.Н.По­кровского о допущении меньшевиков Громана, Чере-ванина, Суханова, Ерманского и Мартова и эсеров Черненкова и Ракитникова даже к преподавательской работе126. Подобная практика вызывала справедливое негодование «легализованных». «С первого дня после постановления о легализации нашей партии, — ука­зывалось в заявлении Бюро ЦК РСДРП VIII-му съез­ду РКП в марте 1919 г., — ВЧК и ее местные органы вразрез с этими постановлениями всячески препятст­вовали нашей партии пользоваться свободой печати, слова и собраний и даже восстановить свои открытые организации. С большим трудом, приводя в движение аппарат центральной власти, мог ЦК добиться даже только освобождения из тюрем оставшихся жертв сен­тябрьского террора...». «Такое положение для партии нетерпимо. Мы отвергаем ту "легальность", при кото­рой нам дается лишь одно право — славословить сто­ящую у власти партию, с общим направлением поли­тики которой мы принципиально несогласны», — ука­зывалось далее в заявлении127.

Правительственная «весна» оказалась лишь эпизо­дом, который к тому же коснулся только столиц. В провинции гонения на социалистов не прекращались вообще. Так, в конце декабря 1918 г. пятигорской ЧК был арестован в полном составе местный левоэсеров-ский комитет (25 чел.). Мотивы ареста были изложе­ны в появившемся тогда же воззвании пятигорских коммунистов. Комитет ПЛСР, указывалось в воззва­нии, «позволил выступать и против коммунистичес­кой правительственной партии, и против Советской власти, причем его выступления в массах, летучки и выкрики определенно клонились к игнорированию прав и интересов трудящихся, угнетенных и обездо­ленных»128. Для освобождения арестованных, кото­рым, кстати, так и не было предъявлено никакого

42

Д.Б.Павлов

официального обвинения, понадобилось вмешательст­во члена Терского областного Совета Г.К.Орджони-кидзе.

С начала 1919 г. возобновилась травля социалистов в печати. На этот раз поводом к ней явилось убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург в Германии. И хотя проклятия, в изобилии источавшиеся больше­вистскими лидерами, были адресованы тогдашним не­мецким политикам, публичные рассуждения на тему об «убийцах, стоящих под знаменем социал-демокра­тии и имеющими наглость вести свою родословную от Карла Маркса» или обличения «старой, сгнившей со­циал-демократии, превратившейся в буржуазных пала­чей»129, рождали у слушателей вполне определенные ассоциации. «Имя "социал-демократ", — писала в эти дни "Правда", — должно стать самым ненавистным именем для рабочего класса»130. Трагические события в Германии, таким образом, были использованы в Кремле как повод для начала новой антисоциалисти­ческой кампании.

Уже с февраля 1919 г. репрессии против социалис­тов повсеместно возобновились с новой силой. 26 февраля по инициативе Ленина ВЦИК принял реше­ние о закрытии недавно разрешенной меньшевист­ской газеты «Всегда вперед!». Поводом к закрытию послужил призыв газеты к скорейшему прекращению гражданской войны, что было расценено как «самый злостный вид государственного преступления — изме­на рабочему и крестьянскому государству»131. «После закрытия последней нашей газеты в марте 1919 г. и разгрома ЦК и МК, последовавшего за этим, — писал Мартов, — мы лишились всякой возможности широ­кой открытой работы в массах. ...При отсутствии пе­чати и почти полной нелегальности наших организа­ций во многих местах даже после того, как нас... "ле­гализовали", мы и выборами в Советы могли восполь­зоваться далеко не всегда»132.

Повседневной практикой режима становятся обыс­ки «для выяснения личности», многомесячные тюрем­ные заключения без предъявления обвинения, массо­вые аресты социалистов. Широко практикуется арест не только по принадлежности к той или иной соцпар­тий, но даже «по подозрению» в такой принадлежнос­