Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Российское уголовное право.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
10.88 Mб
Скачать

Российское уголовное право

5.3. Формы соучастия

Под формой соучастия понимается структура связи между отдельными соучастниками, определяющая роль каждого из них в совместном совершении преступления.

Различаются две основные формы соучастия (см. рис. 16):

а) по характеру выполняемой объективной стороны состава преступления;

б) по степени сплоченности соучастников преступления. По характеру выполняемой объективной стороны преступле- ния соучастие может быть как простым, так и сложным.

Простое соучастие (это соучастие без разделения ролей) заключается в том, что каждый из соучастников является соис­полнителем, т.е. своими действиями выполняет объективную

Рис. 16. Формы соучастия

212

Соучастие в преступлении

сторону совместно совершаемого преступления. Например, несколько лиц одновременно совершают ограбление потер­певшего.

Сложное соучастие имеет место тогда, когда наряду с ис­полнителем появляется организатор, подстрекатель и пособ­ник.

Деление соучастия на простое и сложное имеет уголов­но-правовое значение, так как при квалификации соответ­ствующего преступления возникает необходимость ссылки на соответствующий пункт ст. 33 УК РФ, что установлено в ч. 3. ст. 34 УК РФ. Согласно этому, уголовная ответственность ор­ганизатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление со ссылкой на ст. 33 УК РФ, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.

По степени сплоченности соучастников различаются следу­ющие виды соучастия:

а) группа лиц без предварительного сговора;

б) группа лиц по предварительному сговору;

в) организованная группа;

г) преступное сообщество (преступная организация). Согласно ч. 1. ст. 35 УК РФ, преступление признается со- вершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителей без предварительно- го сговора. Например, при избиении потерпевшего к испол- нителю, который уже начал выполнять объективную сторону преступления, присоединяются другие лица, которые также успевают выполнить (полностью или частично) объективную сторону этого преступления. Отличительной стороной такого вида соучастия является отсутствие предварительного сговора.

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ), если в нем участво­вали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

По своему характеру предварительный сговор может быть разнообразным и может касаться некоторых отдельных моментов совершения преступления или его сокрытия, при этом, не образуя других связей между соучастниками и не со-

213

Российское уголовное право

гласуя в целом всю их деятельность. Так Д., решив совершить кражу из квартиры, заранее договорился об этом с Г., а также о том, что после совершенного ими хищения тот доставит во­рованные вещи на квартиру Д. После того, как они совершили кражу, Г. выполнил свое обещание, доставив похищенное по указанному адресу. В данном случае налицо соучастие в кра­же с предварительным сговором. Это, естественно, повышает общественную опасность совершенного деяния и учитывается законодателем в качестве квалифицирующего обстоятельства (п. «а» ч. 2. ст. 158 УК РФ).

Преступление признается совершенным организованной группой (ч. 3. ст. 35 УК РФ), если оно совершено устойчивой группой заранее объединившихся лиц для совершения одного или нескольких преступлений.

Организованная группа, в отличие от выше рассмотрен­ных видов соучастия, является более опасной, так как характе­ризуется предварительной организованностью своих членов, между которыми в процессе предварительного соглашения устанавливаются определенные связи, что определяет ее устой­чивость. Это дает возможность членам организованной группы заранее разработать план предварительного преступления, со­гласовать его основные моменты, распределить между собой роли, условиться о месте, времени, способах совершения пре­ступления и сокрытия его следов и т.п.

Следует отметить, что, как правило, признак устойчи­вости говорит об умысле соучастников, направленном на со­вершение не одного, а нескольких преступлений (например, организованная группа создана для совершения разбойных нападений). Однако, из законодательной формулировки (ч. 3 ст. 35 УК РФ), а также исходя из судебной практики видно, что признак устойчивости может выражаться и при подготовке од­ного преступления. Так, на Пленуме Верховного Суда РФ в По­становлении от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» в п. 15 было отмечено, что «об устойчивости организованной группы может свидетель­ствовать не только большой временной промежуток ее суще­ствования, неоднократность совершения преступления члена­ми группы, но и их техническая оснащенность, длительность

214

Соучастие в преступлении

подготовки даже одного преступления, а также иные обстоя­тельства (например, специальная подготовка участников орга­низованной группы к проникновению в хранилище для изъ­ятия денег (валюты) или других материальных ценностей».Необходимо отметить, что организованная группа мо­жет состоять из соисполнителей, которые согласно предва­рительному сговору все принимают участие в совершении преступления непосредственно. Однако чаще в процессе пред­варительного сговора между членами организованной группы происходит распределение ролей, т.е. один из них может быть организатором, другой - пособником, третий - исполнителем.

Наличие организованной группы в совершенном пре­ступлении предусматривается в уголовном законе в качестве особо отягчающего обстоятельства. Например, при грабеже, в п. «а» ч. 3 ст. 161 УК РФ; при разбое - в п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ; при вымогательстве - в п. «а» ч. 3 ст. 163 УК РФ и других пре­ступлениях. А в ч. 6 ст. 35 УК РФ предусмотрено, что создание организованной группы в случаях, не предусмотренных ста­тьями Особенной части УК РФ, влечет уголовную ответствен­ность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.

Наиболее опасным видом соучастия является преступное сообщество (преступная организация).

Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ, преступление признается со­вершенным преступным сообществом (преступной организа­цией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действую­щих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких, либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

От организованной группы преступное сообщество от­личается еще большей устойчивостью, а также сплоченностью. Как правило, преступные сообщества организовываются для занятия преступной деятельностью и совершения неопреде­ленного количества преступлений. Довольно редко преступ­ное сообщество может создаваться и для совершения одного

11 См.: Российская газета. 2003. - 18 января.

215

Российское уголовное право

преступления, однако, очень сложного по исполнению и зна­чительному по масштабу.

Устойчивость как признак преступного сообщества пред­полагает длительность преступных связей между его членами, их соглашение о совместном совершении преступления, стой­кие организационные формы общения преступников, выра­ботку определенных методов преступной деятельности.

Сплоченность соучастников является признаком только пре­ступного сообщества. Она отражает общность участников в реа­лизации преступных целей, вооруженность различными видами оружия, наличие определенных организационно управленче­ских структур, распределение ролей, конспирацию, определен­ную систему защиты, наличие единых для их членов норм по­ведения и ответственности, использование коррумпированных чиновников, наличие больших денежных средств в обороте и т.п.

Однако следует отметить, что главным отличительным признаком преступного сообщества от других разновидностей соучастия является его целевое предназначение, что отраже­но в законодательной формулировке (ч. 4 ст. 35 УК РФ), т.е. оно создается для совершения только тяжких или особо тяж­ких преступлений. В противном случае, такую разновидность соучастия, даже, несмотря на устойчивость и сплоченность, нельзя признавать преступным сообществом (преступной ор­ганизацией). Законодатель, учитывая большую обществен­ную опасность преступного сообщества, сам факт его создания предусмотрел в качестве самостоятельного и оконченного пре­ступления. Например, в диспозиции ч. 1 ст. 210 УК РФ указано, что состав организации преступного сообщества (преступной организации) образует «создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступле­ний либо руководством таким сообществом (организацией) или входящими в него (неё) структурными подразделениями, а также координация преступных действий, создание устойчи­вых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов меж-

216

Соучастие в преступлении

ду ними, совершённые лицом с использованием своего влия­ния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Бандитизм (ст. 209 УК РФ) также является самостоятельным преступлением.

Как отмечалось выше, преступное сообщество имеет це­левое предназначение. С субъективной стороны осознание общности целей, для достижения которых оно создается, пред­полагает наличие только прямого умысла у каждого члена преступного общества. При этом сознание и воля его членов должны охватывать обстоятельства, относящиеся не только к собственному деянию, но и к деяниям других членов. Только при этом условии можно говорить о преступном соучастии. Сознание и воля каждого члена преступного сообщества долж­ны охватывать объективные и субъективные признаки престу­пления. Например, создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а рав­но и руководство такой группой (бандой) (ч. 1 ст. 209 УК РФ) или участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершенных ею нападениях (ч. 2 ст. 209 УК РФ). Необходи­мость установления объективных и субъективных признаков преступлений, совершенных членами преступных сообществ (преступных организаций) заключается в том, чтобы исклю­чить корпоративную ответственность их соучастников.

Согласно ч. 5 ст. 35 УК РФ, лицо, создавшее организован­ную группу или преступное сообщество (преступную органи­зацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответ­ственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных статьями 208, 209, 210 и 282.1 Особенной ча­сти УК РФ, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) пре­ступления, если они охватывались его умыслом. Другие участ­ники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных статьями 208, 209, 210 и 282 Особенной части УК РФ, а также за преступления, в под­готовке или совершении которых они участвовали.

217