Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доклад_ Степанидина В.И..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
89.77 Кб
Скачать

Судебная реформа.

Прежде чем перейти к рассмотрению самой реформы, следует упомянуть, что из себя представлял центральный аппарат английского государства к тому времени, когда Генрих II вступил на престол.

Важнейшие дела в стране всегда решал глава государства. Делал он это с одобрения Великого Совета, который состоял из его светских и духовных вассалов. Трижды в год король созывал светских и духовных магнатов на совет. На этом съезде вассалы короля могли дать ему совет в каком-либо вопросе, хотя это было и не обязательно. В конечном итоге решение стояло за королем, поэтому нельзя назвать Великий совет органом управления. Зато малая Королевская курия как раз была таким органом. Она состояла из высших придворных, сановников, баронов. Также она была высшим финансовым учреждением в виде Палаты шахматной доски.. Во главе этого органа всегда стоял верховный и главный юстициарий, первый помощник короля. Члены Королевской курии также были юстициариями .

Королевской курии принадлежала и гражданская юрисдикция, и уголовная. Она также контролировала местную администрацию: члены курии делали специальные объезды по стране, предварительно получив от короля подробные инструкции.

Дважды в год происходили полные сессии Палаты шахматной доски, на которых шерифы графств отчитывались об израсходованных ими на покрытие местных нужд суммах и вносили чистый доход с графств. Часть этих доходов поступала в виде продуктов земледелия и скотоводства, охотничьих собак и ловчих птиц. Часть этих доходов входила в состав так называемой «фирмы графства» (firma comitatus), откупной суммы, раз навсегда фиксированной, за которую шерифу отдавалось на откуп графство и за которую он отвечал перед Палатой казначейства. Эта откупная система была очень выгодна для шерифа и очень обременительна для населения графства.27

Примерно так выглядел центральный аппарат в Англии к середине XII века.

После правления Стефана в Англии было много судебных дел, касающихся земли, которые необходимо было решить: многие церкви потеряли земли в период смутного времени, а в других случаях владельцы и наследники были лишены имущества местными баронами, и некоторые из этих земель были уже проданы или переданы другим владельцам. Генрих опирался на традиционные, местные суды: суды графств, сотенные суды, и в частности, королевские суды – чтобы разобраться со всеми этими случаями, прослушав только некоторые из них лично. Этот процесс имел определенные несовершенства, во многих случаях заявители не могли проводить дела эффективно.

В первые годы своего правления Генрих II был занят другими политическими вопросами государства, поэтому чтобы обратиться к королю с иском, необходимо было отправиться в неблизкое путешествие в поисках самого правителя и королевского суда. Тем не менее, Генрих осознавал необходимость улучшения как церковных, так и гражданских процессов, и был готов принять все нужные меры для усовершенствования существующих процедур.

В соседней Нормандии Генрих доверил процессы судам, управляемым его чиновниками по всему герцогству, а иногда эти случаи доходили и до самого короля. Он также создал суд казначейства в Кане, который слушал дела, связанные с королевскими доходами и подсчитывал числе королевских судей в герцогстве. В 1159- 1163 гг. Генрих находился в Нормандии, проводя реформы церковного и королевского судов : некоторые меры, принятые позже в Англии, по записям возникли еще в 1159 году.

О сути реформы судов в Англии Генриха II мы можем судить по документам короля, то есть интерес представляют следующие ассизы:

- Великая ассиза

- ассиза 1166 года (Кларендонская)

- ассиза 1176 года (Нортгэмптонская )

О них уже упоминалось ранее, теперь же стоит обратиться к конкретным указаниям, которые встречаются в тексте этих документов.

Великая ассиза реформировала форму судебного процесса , связанную с делами о свободном земельном держании. Если раньше такие дела велись при помощи судебного поединка в сеньориальных судах, то теперь допускалось расследование через присяжных («люди могут отстранить двусмысленный исход поединка28»). До этого такое расследование имело место в королевских судах только по искам, которые затрагивали интересы короны или ее непосредственных вассалов. Теперь каждый свободный держатель мог вести свое дело при помощи расследования через присяжных. Судебный поединок формально не отменялся, но благодаря этой ассизе он постепенно вытеснялся, так как все стремились прибегать к новой процедуре. Великая ассиза могла применяться независимо от того, когда и каким образом были нарушены земельные права истца или ответчика, то есть без каких-либо ограничений. С другой стороны, если человек хотел начать дело по Великой ассизе, то его сразу переносили в королевский суд, так как сеньориальные суды по-прежнему могли решать земельные тяжбы только с помощью судебного поединка.

Таким образом, формально не лишая иммунитетные суды права разбирать иски о свободном земельном держании, Великая ассиза практически значительно сокращала количество таких исков, разбиравшихся в этих судах, а следовательно, и размеры судебных доходов лордов-иммунистов.29

Отметим, что действие Великой ассизы распространялось только на лично свободных людей, так как в XII веке, как правило, свободное держание не могло находиться в руках крепостного — виллана. Кроме того, не все свободные люди могли позволить себе приобретение приказа о начале иска по Великой ассизе, так как это было весьма затратным действием; то есть бедные свободные люди лишались такой возможности.

Кларендонская ассиза вводила ряд новшеств в область уголовного процесса; не отменяя “божьего суда”, она значительно ограничивала на практике сферу его применения.

Уже во второй статье ассизы мы видим упоминание об испытании водой.30, которому должен быть подвергнут подозреваемый. Это испытание было широко распространено еще с древних времен для выяснения виновности человека, а в особенности, выяснения колдовской сущности ( например, по законам Хамурапи). Суть испытания состояла в следующем: человека бросали в воду, и если он тонул, значит, он невиновен ( якобы чиста вода принимала его чистую душу). В обратном случае человек считался виновным. Это было не единственно испытание «божьего суда» . Также известно об испытании через котелок или испытании железом, когда в первом случае руку человека опускали в котелок с кипящей водой, а во втором – давали кусок раскаленного железа. Потом руку перевязывали и ждали три дня, по прошествии которых проверяли ожег, по которому и определяли , виновен ли подозреваемый или нет. Очевидно, что справедливость вынесенных решений, основываемых на испытаниях «божьего суда» , весьма спорна.

Кларендонская ассиза ввела институт “обвинительных присяжных” (большое жюри). В каждой сотне и графстве проводились расследования о лицах, подозреваемых в уголовных преступлениях, на основании которых подозреваемые передавались в суд, где должна была выясняться их виновность или невиновность. Установление виновности в основном зависело от расследования через присяжных, поэтому во время судебного разбирательства ордалии отводилось второстепенное место, так как

В то же время Кларендонская ассиза передавала все уголовные дела, возбужденные по показаниям обвинительных присяжных, в компетенцию королевского суда, а право на имущество осужденных преступников — короне. Тем самым значительно ограничивались судебные права и доходы крупных феодалов.

Ряд статей ассизы был направлен против бродяг, беглых людей и их укрывателей в сельских местностях и особенно в городах. Рассматривая бродяг и беглых как потенциальных уголовных преступников, ассиза в то же время дает некоторые основания предполагать, что под “бродягами” и “беглыми” здесь подразумеваются отчасти беглые вилланы, забота о поимке которых возлагается на королевскую администрацию. В пользу такого толкования говорит статья 16, где в качестве поручителей за таких беглых людей упоминаются их лорды.31

Вообще же Кларендонская ассиза не проводит разграничений между свободными и вилланами в отношении уголовной юрисдикции: все уголовные преступники подлежат королевскому суду.

Таким образом, эти документы ослабляли феодальный сепаратизм и укрепляли централизованное феодальное государство, что было необходимо для дальнейшего успешного экономического развития страны.

Однако ассизы Генриха II были направлены не против феодализма в целом, но лишь против крупных феодалов, выражая борьбу за централизацию, которая шла в рамках господствующего класса32. Сама же эта централизация проводилась в интересах мелких передних феодалов, которые составляли основную массу господствующего класса. Они получили главные выгоды и от расширения компетенции королевских судов, и от новых форм судебной защиты свободного держания, и от новых способов борьбы с уголовными преступлениями, прокламированных в Великой и Кларендонской ассизах.