Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Львова.История Африки в лицах.Биографические оч...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.1 Mб
Скачать

Мансу ми шьяанг

Этот «ньими» (верховный правитель) раннегосударственного объединения Куба, просуществовавшего до начала ХX столетия в бассейне реки Конго (современная Демокра­тическая Республика Конго), правил в конце XVI в. Он был объединителем и создателем союза племен, а затем был свергнут Мбоонгом, вождем бушонго. С этого времени это племя становится ядром государства и народа куба. К ним долгие десятилетия принадлежала и правящая династия, и большинство лиц, занимавших различные посты в административно-управленческом аппарате.

К этому времени сложился уже определенный статус главы государственного объединения. Из вождя военпо-демократического союза племен он вырос в верховного правителя, отожде­ствляемого с солнцем, орлом, попугаем. Со времени правления Мише ми Шьяанга (около 1620 г.) признавалось сверхъесте­ственное происхождение верховного правителя, сохранявшего черты «священного царя-жреца».

Со времени правления Шьяама а Мбул а Нгоонга, кото­рого некоторые европейские исследователи называли Шамба Болонгонго (около 1630—1640 гг.) начался расцвет Куба, длившийся несколько десятилетий. Это был период заверше­ния территориальных захватов и окончательного формиро­вания управленческого аппарата. Даже в начале XX столе­тия имя Шьяама было самым известным и самым уважае­мым в длинном списке правителей Куба.

Шьяам стал своеобразным культурным героем куба. Одна из легенд рассказывает так: «Еще будучи наследником, Шамба решил отправиться путешествовать, посетить народы, жи­вущие за пределами Куба. Мать отговаривала его, так как после смерти дяди (а у куба до наших дней сохраняется материн­ский счет родства, и наследование как имущества, так и вла­сти идет от дяди — брата матери к племяннику. — Э. Л.) он должен стать главой государства, ему в интересах своего на­рода нельзя рисковать жизнью. На это молодой человек отве­тил: "Так как я буду королем, величайшим из людей, я должен быть мудрейшим; путешествуя, я увижу достоинства и недо­статки других племен и смогу использовать их у себя на роди­не: достоинства — чтобы следовать их примеру, а недостат­ки— чтобы их избежать"».

Устная хроника рассказывает, что он путешествовал в тече­ние нескольких лет, посетил племена к западу от земель куба и, вернувшись на родину, много сделал для процветания страны. Не­которые исследователи истории Куба полагали, что во время этих странствований Шьяам посетил Конго и именно оттуда заим­ствовал и систему управления, и многие элементы культуры, либо даже что он был беглым рабом из Конго. Однако эти чисто умоз­рительные предположения не находят сколь-нибудь убедительных доказательств.

Скорее всего многие достижения были приписаны ему гораздо позднее, но, несом­ненно, именно в его время произошло зна­чительное расширение ассортимента сель­скохозяйственных культур, интенсивное развитие земледелия. Бакуба начали возде­лывать кукурузу, табак и маниоку, сахар­ный тростник, а также земляные орехи (арахис). Во время правления преемника Шьяама — Мбоонг а Леенга куба познако­мились с возделыванием бобов, а несколько позднее, во второй половине XVII в., научились получать из маниоки муку.

Традиционно с именем Шьяама связывают и появление множества ремесел, в которых куба достигли большого искусства — в частности, ткачества из волокон пальмы-рафии и резьбы по дереву. Ткачи изготавливали гладкотканые ткани (мбала) с узорчатым вытканным рисунком (бадинга), вышивали по кани (мусесе или итонде), слабоокрашенные с оставленным рисунком. Даже путешественник XIX столетия писал: «Изоб­ретательность в узорах, красота их, тщательность выделывания каней куба не уступают мануфактуре цивилизованных наций». Ему вторит и другой: «Наши хлопчатобумажные ткани как предмет обмена не слишком желательны в этом районе».

Не менее интересны и работы резчиков по дереву. Они изготавливали и шкатулки, и гребни, и церемониальные ножи с крашением инкрустацией металлом или проволокой, кубки и т. п. Но всемирную славу заслужила галерея «ндоп» — невысоких скульптурок, изображавших правителей Куба: по их представлениям, в них после смерти последних жили их души. Первый такой «портрет» был сделан после смерти Шьяама. С той поры и до нашего столетия куба сделали 17 «ндоп». Как и бронза Бенина или маски догонов и бамбара, большинство их оказа­лось не у подлинных хозяев, а в музеях Европы. Лишь после достижения независимости Конго часть их была возвращена в Африку.

Изображение самого Шьяама хранится в Британском му­зее. Оно сделано из полированного красного дерева. Скрестив ноги, спокойно положив на колено правую руку, сидит на рез­ной подставке величественный правитель Куба — самый почи­таемый и любимый. Лицо его мудро и безмятежно. Как и требуется по канонам африканского искусства, его голова составляет третью часть всей более чем полуметровой скульптуры. Искусный мастер сосредоточил главное внимание на изобра­жении лица. Тщательно проработаны его черты — широкий нос, спокойный рот, большие полуприкрытые глаза, дуги бровей. На обнаженном торсе подчеркнуты знаки богатства и царского до­стоинства — браслеты, оплечья, ожерелье, узорчатый пояс, па­радный колокольчик в левой руке. Особенно проработан головной убор — знак «королевской» власти. Это «экоти» — плетеная, облегающая голову шапочка, украшенная выступающим вперед плоским прямоугольником (сейчас подобные шапочки носят в Конго католические священники).

В Королевском музее Бельгии, в г. Тервюрене, находится «ндоп» Кот а Мбула, жившего в конце XVII столетия. На его лице следы беспокойства — ведь его время отмечено волнени­ями и смутами внутри страны. Как знать, может быть, именно поэтому правитель Куба изображен сидящим перед сигнальным барабаном, как будто он вот-вот его боем созовет на защиту старых завоеваний свою гвардию, а то и ополчение всех сво­бодных мужчин куба. Его голова тоже украшена «экоти».

Мастера куба были искусными металлургами и кузнецами. Копья, кольца, булавки, ножи, рабочие части мотыг, браслеты и другие украшения делали их кузнецы. Сами правители страны должны были доказать свое умение в этом ремесле. Особенное восхищение вызывают парадные мечи с инкрустацией медью по железу. Издавна куба выделывали и многообразные многоло-пастныс метательные ножи — «шонго», от этого слова проис­ходит название основной группы данного народа — бушонго, к которой принадлежала и правящая династия. О Шьяаме рас­сказывают, что он был первым правителем, запретившим упот­реблять в бою это страшное оружие. С тех пор «шонго» стали играть роль меновой стоимости, своеобразных денег.

Не меньшего искусства достигли они в плетении. Плетеные стаканы и корзины были столь плотны, что использовались для хранения жидкостей и сыпучих веществ. А из окрашенного тро­стника и волокон пальмы куба плели стены домов, настолько богато орнаментированные, что они представляли собой насто­ящие произведения искусства. Каждый дом отличался особым орнаментом и особым сочетанием цвета и узоров.

Можно с уверенностью сказать, что со времен Шьяама уже существовала достаточно твердая власть. Управление стало цен­трализованным, были основаны суды. Административно-управ­ленческий аппарат, сложившийся в это время, оказался столь жизнеспособным, что просуществовал почти без изменения до конца XIX в. В столице на основе известного всем африканским народам института возрастных классов были созданы постоянные воинские подразделения. Нерегулярный сбор дани заменяли налоговой системой, а при Мбоонг а Леенге (1640— 1650) впервые появились сервильные поселения, жители кото­рых работали непосредственно на нужды двора.

В эти же годы окончательно сложилось и территориальное единство Куба. Интенсивное развитие земледелия, ремесел, процесс образования аппарата управления свидетельствует о появившихся отношениях господства и подчинения в среде куба. Войны, проводимые центральной властью после этого времени, в основном были вызваны необходимостью подавлять сопротивление подчиненных групп и отдельных деревень (т. е. это были полицейские акции) или отражать нападения, а не стрем­лением завоевывать новые земли. Основой же внешней политики на долгие десятилетия стала не война, а торговля: посредниче­ская — медью и солью, в небольшой степени рабами, и моно­польная — латунью. Куба заслужили славу основного торгово­го народа в этом регионе Африки.