- •Слуховой анализатор
- •Методы исследования слуха
- •Вестибулярный анализатор
- •Острое гнойное воспаление среднего уха
- •Особенности острого оттита у детей
- •Мастоидит
- •Хр, гнойн, ср, оттит
- •Хронический гнойный эпитимпанит
- •Острые средние отиты:
- •Острый серозный средний отит
- •Острый гнойный средний отит
- •Грибков, оттит
- •Болезнь меньера
- •Инородн, тела уха
- •Адгезивн, оттит
- •Оттоген, менингит
- •Тимпаноген. Лабиринтит
- •Лабиринтиты менингогенные
- •Лабиринтиты гематогенные
Лабиринтиты менингогенные
К этой группе воспалительных заболеваний внутреннего уха относятся те случаи, когда при совершенно нормальном среднем ухе во время менингита развивается лабиринтит. Инфекция из субарахноидального пространства проникает в лабиринт через водопровод улитки (aquaeductus cochleae) или внутренний слуховой проход (poms acusticus interims); этиологический фактор имеет некоторую специфику. Наиболее часто лабиринтиты наблюдаются при менингококковых цереброспинальных, туберкулезных менингитах, реже при менингитах на почве других инфекций, как тифы, эпидемический паротит, скарлатина, корь, грипп. Почти никогда не наблюдаются лабиринтиты в здоровом ухе при отогенном менингите. Патологоанатомиче-ские изменения во внутреннем ухе при этих лабиринтитах протекают преимущественно по типу некробиотического процесса в связи с чаще всего наблюдающимся гнойным характером воспаления. Клиника указанной формы лабиринтитов укладывается в вышеописанную симптоматологию серозного или гнойного лабиринтита тимпанального происхождения, если страдание бывает односторонним. В большинстве же случаев эти лабиринтиты бывают двусторонними, а потому вестибулярная декомпенсация не проявляется. Взрослые и дети старшего возраста жалуются только на внезапно наступившую глухоту. Так как чаще всего такие лабиринтиты наблюдаются у детей раннего возраста в периоде тяжелого менингита, то они остаются незамеченными до тех пор, когда обнаруживается глухота, в большинстве случаев стойкая на оба уха. Если лабиринтит серозный, сохраняются иногда остатки слуха. Такие оглохшие дети уже не могут научиться говорить, а говорящие постепенно теряют нормальный тембр речи. Менингогенный лабиринтит — основной источник глухонемоты. Нельзя смешивать исходы лабиринтитов с невритами, наблюдаемыми при тех же инфекциях. Здесь основным критерием, более или менее достоверным для распознавания этих двух форм, является наличие или отсутствие поражения вестибулярного аппарата, обнаруживаемое при функциональном исследовании лабиринта. Выпадение вестибулярной и одновременно слуховой функции свидетельствует о перенесенном лабиринтите. Сохранение в более или менее нормальных пределах вестибулярной функции дает основание диагностировать неврит кохлеар-ного нерва. Что касается лечения при менингогенных лабиринтитах, то больные эти находятся под наблюдением невропатологов.
Лабиринтиты гематогенные
Очень кратко упоминается в некоторых руководствах (Л. Т. Левин н Я. С. Темкин) о возможности возникновения поражений лабиринта, в основе которых лежат метастатически-токсические процессы, развивающиеся на почве различных инфекционных болезней. Однако указанные метастатически-токсические процессы, которые имеют (как следует из самого их названия) воспалительную природу и нередко заканчиваются значительным выпадением функции лабиринта, не включены в группу лабиринтитов; те же лабиринтиты, которые протекают при резко выраженных клинических явлениях лабиринтита и заканчиваются глухотой и выпадением функции вестибулярного аппарата, авторы относят к менингогенным формам лабиринтитов.
С такой точки зрения, основанной на единичных патологоанатомических и клинических наблюдениях, нельзя подходить ко всем лабиринтитам, наблюдающимся после некоторых общих инфекционных заболеваний преимущественно вирусной природы (эпидемический паротит, грипп и др.).
В ряде случаев ни клиническое наблюдение, ни исследование спинномозговой жидкости не дают основания устанавливать диагноз менингита и относить в связи с этим лабиринтит к группе менингогенных. Мы считаем, что в тех случаях, при которых отсутствуют данные о перенесенном менингите, нет оснований считать лабиринтит менингогенным; правильнее рассматривать его как инфекционный процесс, развившийся гематогенным путем.
Это подтверждается, по нашему мнению, на примере развития лабиринтита при эпидемическом паротите, когда одновременно наблюдается орхит. Здесь имеется распространение инфекции гематогенным путем с элективным поражением двух органов (лабиринта и половых желез).
На основе собственных наблюдений и литературных данных мы считаем правильным выявляемые при инфекционных заболеваниях метастатически-токсические процессы в лабиринте относить тоже в группу лабиринтитов. При оценке же генеза таких лабиринтитов, когда совершенно отсутствуют данные о наличии страдания мозговых оболочек, мы считаем более правильным эти заболевания называть инфекционным гематогенным лаби-ринтитом.
Не располагая данными патологоанатомических исследований при таких лабиринтитах, можно думать о серозном или гнойном течении их только на основании клинических'данных и исходов заболевания.
Формы течения указанных лабиринтитов весьма различны. Начавшись характерными для всех острых лабиринтитов симптомами, они в дальнейшем имеют весьма различное течение: иногда заболевание ограничивается несколькими (8—10) днями и протекает преимущественно на фоне декомпенсаторных лабиринтных явлений раздражения — ощущение шума, спонтанный нистагм в больную или обе стороны, иногда повышенная реакция вестибулярного анализатора на калорическую пробу, умеренное понижение слух
