Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0123242_C4278_obshaya_harakteristika_zarubezhno...docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
67 Кб
Скачать
☆
    1. Конституционное регулирование трудовых отношений в Германии

Коллективный трудовой договор

Конституция Германии гарантирует как работодателям, так и работникам право на создание объединений, союзов и коалиций, что в свою очередь является гарантией свободы участия в переговорах между работодателем и работником. Действие подавляющего большинства коллективных договоров ограничено определенной территорией или определенной отраслью промышленности. Существуют и так называемые "внутренние" коллективные договоры, регулирующие трудовые отношения внутри конкретного предприятия [5; с.12].

Коллективные трудовые договоры регулируют – в рамках государственного законодательства – главным образом трудовые отношения между их сторонами (работодателями и работниками). Так называемые типовые коллективные трудовые договоры составляются на длительный период времени и регулируют такие аспекты трудовых взаимоотношений, как, например, увольнение, право на отпуск, решение трудовых споров и т.д. Кроме этого распространены и коллективные трудовые договоры с более кратким сроком действия, прежде всего, тарифы окладов [5; с.17].

Трудовой договор

Правовые взаимоотношения между работодателем и работником окончательно устанавливаются трудовым договором. Так как трудовой договор является разновидностью договора о предоставлении услуг, он регулируется соответствующими нормами гражданского кодекса. Трудовой договор может содержать положения о виде трудовой деятельности, о месте ее выполнения, о размере оплаты труда, продолжительности оплачиваемого отпуска, сроке предупреждения об увольнении, условиях труда и др. Условия трудового договора не могут, однако, ставить работника в менее выгодные условия, чем это предусмотрено действующими в этом регионе, в этой отрасли или на этом предприятии коллективными договорами. Трудовой договор не может также устанавливать менее благоприятные условия для работника, чем это предусмотрено трудовым законодательством [5; с.24].

Рабочее время

Следует различать установленную законом продолжительность рабочего время и тарифицированное рабочее время.

Законодательством Германии предусмотрен 8-часовой рабочий день. Тарифицированное рабочее время (продолжительность рабочего времени, зафиксированная в коллективных договорах) может составлять меньшее количество рабочих часов в неделю. Существуют и так называемые открытые условия в тарифных договорах, которые дают возможность на основании договоренности с предприятием ввести гибкую организацию нормальной продолжительности рабочей недели [5; с.27].

Кроме соблюдения максимальной продолжительности рабочего времени в течение недели трудовое законодательство гарантирует право на выходные дни, и компенсаторные условия для работающих сверхурочно и в ночные смены.

Дополнительные предписания, касающиеся рабочего времени, содержатся в Законе об охране молодежи, Законе о защите материнства и некоторых предписаниях европейского права [11; с.238].

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск

Каждый работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Длительность установленного законом минимального ежегодного отпуска составляет 20 рабочих дней при пятидневной рабочей неделе и 24 рабочих дня, если рабочая неделя шестидневная. Рабочими днями считаются все календарные дни, кроме суббот и воскресений или официальных праздников. Полное право на использование ежегодного отпуска предоставляется по истечении шести месяцев трудовых отношений. Коллективным или трудовым договором может устанавливаться другая длительность оплачиваемого отпуска. Ежегодный отпуск оплачивается в размере обычного оклада, кроме того, коллективным или трудовым договором могут быть предусмотрены дополнительные отпускные выплаты [5; с.31].

Гарантии работнику при временной нетрудоспособности

При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% оплаты труда. Пособие выплачивается в течение 6 недель или 42 рабочих дней со дня наступления временной нетрудоспособности. Коллективным трудовым договором могут быть предусмотрены более благоприятные условия получения пособия по временной нетрудоспособности [5; с.37].

Участие работников в принятии решений на предприятии

На предприятиях, насчитывающих более 100 работников, предусмотрено создание экономической комиссии, задачей которой является информирование рабочего совета по экономическим вопросам.

В акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и кооперативах, насчитывающих свыше 500 работников, треть Наблюдательного совета должны составлять работники. В отдельных отраслях существуют и другие положения об обязательном участии работников в принятии решений на предприятии [13; с.94].

Закон о конституции предприятий в Германии

На любом частном предприятии, например, ООО или АО, где постоянно занято по меньшей мере 5 наемных работников, может быть выбран совет предприятия согласно Закону о конституции предприятия. Совет предприятия представляет интересы наемных работников предприятия в их отношениях с работодателем. При этом отношения совета предприятия и работодателя строятся на основе доверия и сотрудничества с представленными на предприятии профсоюзами и объединениями работодателей на благо наемных работников и предприятия в целом [11; с.244].

Совет предприятия избирается всеми наемными работниками предприятия независимо от их гражданства. Он контролирует исполнение существующих законодательных актов, инструкций по предотвращению аварий на производстве, тарифных договоров и внутренних соглашений, защищающих наемных работников, а также предотвращает дискриминацию работников на основании их происхождения, религии, национальности, политической или профсоюзной деятельности или убеждений, пола и сексуальной ориентации.

Другая важная обязанность совета предприятия - способствовать интеграции работников-иностранцев и содействовать возникновению отношений доверия между ними и работниками-немцами, а также предлагать работодателю меры по борьбе с расизмом и ксенофобией на предприятии. Он также имеет право требовать увольнения сотрудника не давать согласия на прием сотрудника, действия которого отмечены расизмом и ксенофобией.

Кроме того, совет предприятия вправе участвовать в решении социальных, кадровых и экономических вопросов. Например, он имеет право голоса в случае предписания работодателем сверхурочной или укороченной работы, при приеме на работу или увольнении, а также участвует в разработке планов социальной защиты в случае запланированного закрытия предприятия или других радикальных изменений. На некоторых предприятиях работодатели и совет предприятия заключили особые внутренние соглашения о равноправии и предотвращении дискриминации [12; с.303].

Прекращение трудовых отношений

Основаниями прекращения трудового договора являются [5; с.33]:

  • соглашение сторон

  • истечение срока трудового договора

  • расторжение трудового договора по инициативе работника или работодателя

На всей территории Германии действуют единые сроки предупреждения об увольнении в отношении как работника, так и работодателя. По общему правилу предупреждение об увольнении подается за четыре недели до середины (15-го числа) или конца календарного месяца. На предприятиях, персонал которых насчитывает до 20 работников на базе индивидуальных договоров может быть оговорен "простой" четырехнедельный срок предупреждения, т.е. не привязанный к определенным дням календарного месяца. В зависимости от продолжительности занятости на определенном заводе или предприятии, сроки предупреждения об увольнении со стороны работодателя могут продлеваться: при 20-летнем стаже работы в определенной фирме этот срок, например, увеличивают до семи месяцев. Стаж в фирме исчисляется, начиная с 25-летнего возраста работника. Коллективный и трудовой договор может предусматривать и более долгий срок предупреждения об увольнении.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя возможно лишь в оговоренных законом случаях. В случае массовых увольнений работодатель обязан уведомить об этом компетентную службу занятости. В этом случае, прекращение трудовых отношений вступает в силу лишь с одобрения администрации службы занятости или через месяц после регистрации упомянутого уведомления.

Прекращение трудовых отношений без предупреждения об увольнении возможно лишь при наличии серьезных для этого оснований [5; с.38].