- •Министерство здравоохранения Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Акад.И.П.Павлова
- •Пособие для студентов VI курса
- •Психосоматические аспекты болевых синдромов
- •Эпидемиология
- •Определение понятий
- •Болевые синдромы соматогенного генеза Острый болевой синдром
- •Хронический болевой синдром
- •Дифференциальный диагноз Острая боль как проявление астерии
- •Нервная анорексия и нервная булимия (клиника, диагностика, терапия.)
- •Введение
- •Эпидемиология
- •Клиническая картина
- •Дифференциальная диагностика
- •Лечение
- •Агрессия и психосоматические заболевания
Дифференциальная диагностика
Значительные трудности представляет раз1раничение НА и эндокринных заболеваний, сопровождающихся истощением. У больных с эндокринной патологией выявляется повышенная утомляемость, вялость, пассивность. Больные НА, напротив, несмотря на выраженное истощение длительное время сохраняют двигательную активность, не обнаруживают признаков астении.
Важное значение для дифференциальной диагностики имеют симптомы. специфичные для различных эндокринных заболеваний. При болезни Симмондса самоо1раиичение питания связано с первичным угпе-гением аппетита. При осмотре выявляется оскуднсние волосяного покрова на лобке, атрофия гениталий.
Бальные диффузным токсическим зобом худеют несмотря на повышенный или сохранный аппетит. При пальпации определяется увеличение размеров щитовидной железы. Характерными для тиреотоксикоза являются глазные симптомы - Мебиуса, Грефе, экзофтальм. Большое значение в диагностике имеют лабораторные исследования: повышение
поглощения радиоактивного йода щитовидной железой и повышение базального уровня тиреоидных гормонов Тз и Т4.
Для болезни Аддиссона характерно первичное угнетение пищевого влечения. Важным клиническим признаком является усиление пигментации кожных покровов и слизистых. Для постановки диагноза из лабораторных данных наибольшее значение имеет снижение уровня 17-окси-кстостероидов и 17-кетостероияов в плазме крови и моче.
Приступы булимии наблюдаются у больных эпилепсией, а также при относительно редко встречающихся синдромах Клейн-Левина и Клавера-Бака. При эпилепсии обращает на себя внимание внезапность возникновения. стереотипичность приступов булимии. Приступ булимии эпилептической этиологии может сопровождаться сужением сознания с частичной амнезией. Кроме того его началу может предшествовать аура. В ЭЭГ выявляется эпилептическая активность.
Синдром Клейн-Левина в отличие от НБ много чаще наблюдается у мужчин. Характерным симптомом являются приступы гиперсомнии -непреодолимой сопливости.
У больных с синдромом Клавера-Бака наряду с приступами булимии выявляются гиперсексуальность, избирательное выпадение высших корковых функций - зрительная агнозия.
Синдромы НА и НБ могут наблюдаться у больных малопрогредиентной шизофренией. У таких больных, как правило, отсутствует психогенная провокация заболевания, мотивация голодания имеет нечеткий, неопределенный характер. Решающее значение для диагностики имеют осевые симптомы шизофрении: аутистическое, паралогическое, резонерское мышление, эмоциональная снижение.
Развитие" НА и НБ является результатом сложного взаимодействия биологических, психологических и социо-культуральных факторов, значимость которых меняется на различных этапах болезни.
Источником первичного психоэмоционального напряжения являются психотравмирующие переживания, связанные с негативной оценкой внешности окружающими. Обидные замечания, бестактные высказывания способствуют формированию дисморфоманических нарушений. Существенное значение имеет то обстоятельство, что негативные высказывания по поводу внешности исходят от значимых лип, к которым больные испытывают симпатию, эмоциональную привязанность.
Важную роль для развитая заболевания играют характерологические особенности больных. Психогенный фактор наносит удар по наиболее уязвимому месту лип с сенситивной и истероидной акцентуациями характера - оценке их личности окружающими. Формированию патологического стремления к изменению внешности способствуют "факультативные" черты личности, присущие больным НА и НБ - пунктуальность, ригидность и стремлением к совершенству.
Особое значение для развития болезни имеет комплекс биологических и психологических особенностей, присущих подростковому возрасту. Возникновение недовольства внешностью совпадает с реальным изменением пропорций тела в пубертатном возрасте. Быстрый рост и увеличение массы тела, формирование вторичных половых признаков создает благоприятную почву для возникновения дисморфоманических переживаний.
Существенное значение для генеза заболевания имеет повышенная чувствительность личности в период пубертатного криза к действию определенного вида психотравм. В подростковом и юношеском возрасте самооценка внешности происходит в рамках значительно более жестких критериев маскулинности и фемининности, чем у взрослых. Исключительное значение придается тому, насколько внешность и телосложение соответствует доминирующим в обществе стереотипам маскулинности и фемининности.
Важнейший психологический процесс подросткового возраста -становление устойчивого, стабильного образа физического "Я". "Юношеское Я" неопределенно, диффузно, расплывчато. Формирование именно дисморфоманических нарушений под влиянием психотравмирующих воздействий во многом определяется незавершенностью развития, нестабильностью образа физического "Я".
Резкое преобладание среди больных НА и НБ девушек и молодых женщин связано с рядом причин. Половое созревание у девушек, сопровождающееся изменением пропорций фигуры, начинается на полтора-два года раньше и протекает более интенсивно, чем у юношей. Вследствие более раннего физического созревания телесное "Я" становится объектом повышенного внимания и интереса раньше, чем у юношей. Значительная часть девушек-подростков оказывается психологически не подготовлена к "вызову пубертата".
В подростковом возрасте часто встречаются реакции, обусловленные и опережением сверстников по физическому развитию и недоразвитием вторичных половых признаков. У девушек, в отличие от юношей, преобладает первый тип реакций.
При опенке внешней привлекательности важную роль играет степень соответствия оцениваемой внешности доминирующему в данной культуре стандарту красоты. Социально одобряемый тип телосложения для женщин – эктоформный, для мужчин - мезоформный. Поэтому, диета и похудание для женщин это приближение к идеалу, тогда как для мужчин удаление от идеала.
Для девушек характерна более высокая значимость внешности в иерархии ценностей, внешние данные играют особую роль в поддержании высокой и устойчивой самооценки. При этом женщины в более высокой степени, чем мужчины, ориентируются на мнение окружающих, нуждаются в одобрении и эмоциональной поддержке.
Предрасполагающим фактором к развитию заболевания является органическая диэнцефальная недостаточность. Изменения диэнцефальной области могут иметь врожденный или приобретенный характер. Конституциональная недостаточность, по-видимому, имеет наследственный характер. Приобретенная диэнцефальная недостаточность связана с приобретенными инфекциями и черепно-мозговыми травмами.
Существенное значение для развития НА и КБ имеет нарушение семейных взаимоотношений. Нарушение отношений в семье оказывает двоякое патогенное воздействие па развитие и течение заболевания. С одной стороны, неблагоприятный психологический климат в семье играет роль самостоятельного патогенного фактора. С другой стороны, нарушение семейных отношений определяет формирование характерологических особенностей больных, выполняющих важную роль в генезе болезни.
Формирование личности большинства больных НА и НБ происходит в условиях воспитания по типу доминирующей или потворствующей гиперпротекции. Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции способствует развитию и фиксации черт характера астенического круга - повышенной впечатлительности, сенситивности, тревожной мнительности. В случае воспитания по типу потворствующей гиперпротекции родители стремятся оградить детей от любых трудностей, неприятностей, обязанностей. Формирование личности происходило в атмосфере похвал, восторгов, обожания. Воспитание данного типа способствовало развитию и фиксации истероидных черт характера - эгоизма, эгоцентризма, претенциозности.
Для многих семей больных НА и НБ характерно особое отношение к внешности и вопросам питания. Часть больных воспитывается в обстановке своеобразного культа красоты, при котором формируется представление о хрупком, худощавом телосложении как о признаке утонченности, изысканности потребностей. Наклонность к полноте ассоциируется с приземленностью, вульгарностью.
В других семьях, напротив, полнота и дородность считаются признаком здоровья, красоты и социального благополучия. В представлениях родителей хороший аппетит, достаточная упитанность являются основными критериями здоровья и благополучия детей. В детском возрасте в таких семьях прием или лишение пищи является средством поощрения и наказания.
