
Действие уголовного закона в пространстве
Действие уголовного закона в пространстве определяется пятью основными принципами, зафиксированными в ст. ст. 11, 12 и 13 УК. Это принципы территориальности, гражданства, реальный, универсальный и международный принцип о выдаче преступников.
Суть принципа территориальности получившего детальную регламентацию в положениях статьи 11 УК заключается в том, что все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат ответственности по российским уголовным законам, т.е. законам места совершения преступления.
Пpеступление считается совершенным на территории РФ, если на теp-pитоpии РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пpеделами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ (ст.ст. 30,33-36 УК).
Под территорией Российской Федерации понимаются сухопутная территория, водная территория и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ; континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ; судно, приписанное к порту РФ, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации; военный корабль или военное воздушное судно РФ независимо от места их нахождения.
Круг лиц, пользующихся иммунитетом от действия российского уголовного закона (ч. 4 ст.11) в случае совершения ими преступления на территории РФ, определяется на основе взаимности Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г., Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, многочисленными консульскими конвенциями и соглашениями о правовом статусе торговых представительств, заключаемыми между государствами.
Пpавовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать пpеступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания и могут нести ответственность за совершение уголовного пpеступления или в своей стране, или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушения законов РФ, например, совершения шпионажа, объявляются персоной "нон грата" и выдворяются за пределы России.
Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства, заключающимся в том, что как граждане Российской Федерации, так и проживающие постоянно в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат ответственности по УК РФ (ч. 1ст. 12 УК).
Эта статья внесла существенные изменения в практику применения УК РФ в отношении действий, совершенных вне пределов РФ. Здесь сформулирован принцип non bis in idem (не дважды за одно и тоже), уточнены пределы назначения наказания судом РФ за пpеступления, совершенные вне пределов РФ, уточнена уголовная ответственность лица без гражданства, расширены основания уголовной ответственности иностранных граждан за пpеступления, совершенные вне пределов РФ.
По российским уголовным законам подлежат ответственности граждане России, совершившие преступления за границей, если они привлечены к ответственности или преданы суду на российской территории. При этом следует иметь в виду, что это распространяется на те случаи, когда указанные лица совершили за границей деяние, которое является преступлением не только в соответствии с УК РФ, но и в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве. При их осуждении наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренного законом иностранного государства.
Универсальный принцип исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том, что каждое государство вправе применить свой закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями. В первую очередь данный принцип имеет отношение к преступлениям против мира и безопасности человечества (ст. 353-360 УК), но применим он и к ряду других, так называемых "конвенционных преступлений" (ст. 206, 227 УК).
Реальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие вне ее пределов преступления, преследуются по российскому уголовному закону, если эти деяния были направлены против интересов Российской Федерации и сами эти лица не были осуждены за них в иностранном государстве. Под интересами Российской Федерации применительно к проблеме определения пределов действия реального принципа принято рассматривать не только государственные интересы в узком значении данного понятия, но и интересы личности российских граждан.
Например, на основании Соглашения между Правительством РФ и Республикой Казахстан от 4 октября 1997 г. о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур",7 подписанного после заключения Договора аренды комплекса "Байконур" от 10 декабря 1994 г., к юрисдикции РФ относятся все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса "Байконур", в том числе и гражданами Республики Казахстан, против Российской Федерации.
Иностранные граждане, оказавшиеся на территории России после совершения ими за границей преступления, не подлежат уголовной ответственности по российским законам. Однако, в соответствии с международным договором, они могут быть выданы заинтересованному государству, на территории которого совершено преступление, государству, гражданином которого является преступник, или государству, против интересов которого было совершено преступление.
Так, например, государства-участники СНГ приняли 22 января 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств
Исключением из международных договоров о выдаче преступников является право политического убежища гарантированное статьей 63 Конституции России.
Как сказано в Положении "О порядке предоставления РФ политического убежища" (утверждено Указом Президента РФ от 21.07.97 N 746 (в ред. от 01.12.03)), Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.