Кружок Станкевича: формирование, истоки, состав.
Кружок Станкевича возник в 30-е годы, в период напряженной политической ситуации, возникшей после Восстания декабристов. Мысль передовых русских людей была занята поиском выхода из сложившей ситуации, единственным вопросом, который волновал общественность – каким путем развития пойдет Россия дальше?
Но силы прогрессивно настроенных людей не были организованы. Угрозы репрессия, преследований, донесения и предательства парализовали всякую плодотворную деятельность в круге общественности.
На раскрепощение общественной мысли 30-х годов во многом повлияли события извне: Июльская революция во Франции, восстание в Польше, холерные бунты. «Вольнодумие» стало неумолимо проникать в различные сферы общества, в журналы, институты, литературы. Страх перед репрессиями начал отступать. У людей возникает потребность в более тесном общении друг с другом, в обмене мнениями по поводу сложившейся ситуации. В это время создается много разнообразных кружков, как политических, так и философских и литературных. В 1827 году была учинена расправа над кружком братьев Критских, а 1831-м году раскрыто «тайное общество Сунгурова», в 1829-м году Белинский создает так называемое «Литературное общество 11-го нумера» и так далее.
Большинство участников этих кружков составляли студенты. В 30-х годах существенно обновилась атмосфера студенческой жизни. Это было связано с изменением, произошедшими в социальном составе воспитанников университета: среди них появилась заметная прослойка детей мелких чиновников, купцов, мещан и духовенства. Они принесли вместе с собой новые интересы и запросы. В институтах, в противовес скучных лекций, набрала силу практика оживленных дискуссий и споров между студентами.
В 1831 году Н. Станкевич собирает вокруг себя группу единомышленников. В первый состав кружка входили Николай Станкевич, Януарий Неверов, Иван Клюшников, Василий Красов, Сергей Строев, Яков Почека, Иван Обеленский. Ближайшим другом Станкевича являлся Януарий Неверов, которому посвящены многие письма в его переписке.
Местом для встречи кружка Станкевича стал дом профессор М. Г. Павлова на Дмитровке, в котором поселился Станкевич по приезде в Москву. Студенты собирались в низеньких небольших комнатках, обсуждали общие интересы, играли на фортепиано, пели.
Так, например, кружки – или лучше сказать, организации – декабристов строились на конспиративных принципах. Все что происходило там, все что обсуждалось – держалось в строжайшем секрете. Тот факт, что человек становился частью организации, принимал на себя обязанности – особо подчеркивался, выделялся. Все было строго регламентировано, иерархично. Имел значения и сам процесс вхождения в организацию, из него делали чуть ли не священнодействие. Все это, конечно, обуславливалось деятельностью декабристов – революционной.
Кружок Станкевича не являлся не политической, не революционной организацией, все это не было ему присуще. Посещение свободное – приходи, кто хочешь. Скорее это было похоже на дружеские посиделки за чашкой чая. Вступление в кружок также никак не обозначалось и не фиксировалось. Кто приходил чаще всех, встречался с друзьями, тот и член кружка. Еще одна особенность кружка – минимум ритуала. Никакого ритуала, распорядка, никто не устанавливал правил, все определялось стихийно. Тут скорее царила атмосфера дружеской пирушки, впрочем, весьма условной. В отличии от подобных студенческих, молодежных собраний того времени, где царила атмосфера веселого разгульного пиршества, в кружке Станкевича царил совсем другой дух.
«Кружок этот был трезвый и по образу жизни, не любил ни вина, ни пирушек, которые если случались, то очень редко…» - Вспоминал Константин Аксаков. Зато вволю пили чай с хлебом и спорили до осиплости. 4
Ошибочно считать и то, что Станкевич был главой кружка или его председателем. Добролюбов писал: «Если бы кто-нибудь стал превозносить Станкевича выше меры, стал бы уверять, что он был главою кружка, что от него заимствовано все, что было хорошего у его друзей; если бы кто-нибудь стал приписывать великое, мировое значение его беседам с друзьями и возводить его в гении и благодетели человечества, тогда, конечно, было бы отчего в отчаянье прийти и даже, пожалуй, ожесточиться». 5
На начальном этапе существования кружка его участников объединяло стремление к изучению наук, к постижению неких отвлеченных философских мыслей, проблемы истории, не обходили вниманием и искусство. Молодые люди собирались ради того, чтобы обсудить услышанное на лекции, породить в спорах свою истину, обсудить проблемы науки. Но вместе с тем, как кружок претерпевал изменения в составе, менялись и его взгляды.
