Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хронология важнейших событий обяз-но.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
57.43 Кб
Скачать

2. Система и органы управления краем в XVII–XVIII вв. Население

После присоединения к Русскому государству в Башкорто­стане была установлена воеводская система управления. Она была введена в 90-х гг. XVI в. и просуществовала до XVIII в. В 1590 г. в Уфу был назначен первый воевода Михаил Александрович Нагой. Всего за время существования воеводской системы управления на территории Башкортостана (с 1590 по 1708 гг.) на должность уфимского воеводы был назначен 51 человек. В их подчинении находились гражданские (дьяки, подьячие, толмачи, переводчики, таможенники, целовальники, годоваль­щики) и военные (стрелецкие головы, сотники и др.) должностные лица. Главным органом управления в этот период являлась Уфимская приказная изба, которая подчинялась Разрядному приказу и Приказу Казанского дворца. Последние назначали воевод из числа русских дворян и детей боярских сроком на 1–3 года. Основными функциями воеводы являлись: сбор ясака, поддержание порядка и спокойствия в крае, организация управления населением края, решение различных споров между представителями разных сословий и т. п. Уфимские воеводы выполняли военные (формирование военных гарнизонов, обеспечение жалованьем и провиантом стрельцов, пушкарей, казаков и т. д.) и дипломатические (организация переговоров, помощь в принятии в русское подданство кочевых народов, охрана границ и т. д.) обязанности. Эти функции в деятельности уфимских воевод были продиктованы особым пограничным положением вверенной им территории. При назначении на должность каждому воеводе вручался подробный свод инструкций, в котором указывались его основные обязанности. После 1649 г. руководство краем осуществлялось согласно статьям Соборного уложения, которые касались Башкортостана. В Соборном уложении особо отмечалось, что руководство краем необходимо осуществлять согласно условиям добровольного вхождения башкир в состав Русского государства, главными из которых являлись признание вотчинного права на землю; обещание правительства не преследовать религии, обычаи и традиции башкир; сохранение органов самоуправления башкир, за что башкиры обязывались платить ясак и нести военную службу.

В 1708 г. Петр I реорганизовал систему административного устройства, в России была введена губернская система управления.

В Башкортостане переход от воеводской системы к губерн­ской растянулся с 1708 по 1744 гг. В этот период управление краем претерпевало ряд изменений под воздействием, во-первых, преобразований центрального управления, а, во-вторых, — потребностей местного характера. Как уже отмечалось, территория Башкортостана в этот период была передана из ведомства Казанской губернии (1708–1728 гг.) в ведомство Сената (1728–1734 гг.). С 1734 г. управление Башкортостаном было сосредоточено в руках Оренбургской экспедиции. Параллельно в период с 1735 по 1742 гг. существовала Комиссия башкирских дел, целью которой являлось подавление восстаний в регионе и обеспечение стабильности для деятельности Оренбургской экспедиции. Кроме тех целей экспедиции, о которых говорилось выше, она должна была способствовать дальнейшему освоению и колонизации края. В связи с деятельностью экспедиции на территории Башкортостана начинается массовое выступление башкир против произвола и насилия, захвата земель, ограничения самоуправления, увеличения военных и трудовых повинностей. Движение башкир против политики царизма продолжалось в течение 1735–1740 гг. и охватило всю территорию Башкортостана. Именно в связи с этими событиями была организована Комиссия башкирских дел.

Таким образом, в период с 1734 по 1744 гг. на территории Башкортостана существовало два основных органа управления: Оренбургская экспедиция и Комиссия башкирских дел. Первая сосредоточивала в руках гражданские, хозяйственно-экономиче­ские, фискальные, административные функции; последняя — военные, дипломатические и политические. Верховным органом управления с 1735 г. до начала 1742 г. считалась Комиссия башкирских дел, в 1742 г. она была ликвидирована и все функции управления краем были переданы Оренбургской экспедиции.

В 1744 г. в Башкортостане утверждается и гражданская система управления — 15 марта 1744 г. и здесь вводится губернское управление. Во главе Оренбургской губернии стояли военный губернатор (генерал-губернатор) и гражданский губернатор, который находился в подчинении у первого. В функции граждан­ского губернатора входило управление Оренбургской губернией, в функции генерал-губернатора — Оренбургским краем (это территория Оренбургской губернии, земли Уральского казачьего войска, башкирские земли в Пермской, Вятской и Саратовской губерниях, приуральские кочевья внутри Казахского жуза). В целом он осуществлял военно-политическое, социально-экономическое, юридическое, административное управление краем. В ведении губернаторов находились расквартированные на территории войска (прежде всего генерал-губернатора), они координировали действия губернских и провинциальных учреждений, распоряжались денежными поступлениями. Свои функции губернатор осуществлял с помощью губернской канцелярии, которая объединяла полицейскую, судебную, финансовую и др. службы.

В ноябре 1775 г. были приняты “Учреждения для укрепления губерниями Всероссийской империи”. Согласно “Учреждениям” в стране увеличивалось число губерний (или наместничеств), провинции упразднялись, губернии делились на уезды.

Реформа коснулась и Башкортостана. В декабре 1781 г. создается Уфимское наместничество, которое состояло из двух областей: Оренбургской (5 уездов — Оренбургский, Верхне­уральский, Бузулукский, Сергиевский и Троицкий) и Уфим­ской (8 уездов — Уфимский, Бирский, Мензелинский, Бугульмин­ский, Бугурусланский, Белебеевский, Стерлитамак­ский, Челябинский).

В наместничестве военная власть была отделена от граждан­ской. Главой местной администрации стал наместник или генерал-губернатор. Ему подчинялись войска, полиция, население, которое несло воинскую повинность: башкиры, служилые татары, мишари, казаки и пр. Должность губернатора сохранялась, ему подчинялось гражданское население края: государственные, экономические, дворовые и ясачные крестьяне, тептяри и бобыли. Была создана Казенная палата, которая ведала финансовыми делами, распоряжалась казенными землями, предприятиями. Были созданы суды, которые носили сословный характер. Дела дворян рассматривались в верхнем земском суде, горожан — в губернском магистрате, крестьян, тептярей и бобылей — в верхней расправе. Существовала должность губернского прокурора. В уездах были созданы нижние земские суды, выполнявшие полицейские и судебные функции. В уездах начали действовать дворянские собрания, на них избирались уездные предводители дворянства, земский исправник, уездный судья и т. д.

Таким образом, в результате реформ Екатерины II значительно расширилась местная администрация, увеличился чиновничье-бюрократический аппарат управления.

В 1796 г. Уфимское наместничество стало именоваться Оренбургской губернией. Были ликвидированы области. Сохранились должности обоих губернаторов. В дальнейшем власть Оренбургского генерал-губернатора (военного губернатора) была распространена на ряд соседних регионов, а резиденция находилась в Оренбурге. Гражданский губернатор действовал в пределах Оренбургской губернии, центром его администрации являлась Уфа.

В 1798 г. в Башкортостане была введена кантонная система управления, которая распространялась на башкир и мишарей, оренбургских и уральских казаков. Целью реформы являлось усиление эффективности внутренней и внешней политики России на юго-востоке, “умиротворение” или окончательное подчинение башкирского населения, дабы предотвратить новые вы- ступления против политики правительства в крае. Также правительство стремилось, во-первых, переложить на плечи местного населения охрану юго-восточных границ империи; во-вторых, создать в крае плацдарм для завершения присоединения Казахстана и Средней Азии. Кантонная система управления просуществовала до 1865 г.

Говоря об управлении краем, необходимо остановиться на вопросах развития органов местного самоуправления. Основным органом местного самоуправления являлись йыйыны, т. е. народные собрания, на которых рассматривались вопросы общественной жизни. На народных собраниях решались вопросы войны и мира, организации и участия в восстаниях; пересматривались или уточнялись границы родо-племенных земель, межплеменные, межродовые или внутриродовые споры и т. д. С введением волостного управления йыйыны постепенно утрачивают свое значение, к концу XVIII в. превращаются во всенародные праздники в честь каких-либо событий. С конца 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в регионах современного и исторического Башкортостана возрождается традиция проведения йыйынов (в основном они проводятся по окончании весенних полевых работ). Необходимо отметить, что родо-племенные йыйыны были запрещены правительственным указом от 1736 г., согласно которому можно было проводить только общебашкирские йыйыны один раз в год под надзором воеводы, которые также были запрещены в конце XVIII в.

Как уже отмечалось, органами сельского самоуправления в крае являлись волости. Во главе башкирских волостей стояли старосты из башкир. В своих волостях они пользовались большим влиянием и властью, на них опирались царские органы управления. В функции старост входило содействие в сборе ясака, распределение земельных угодий и повинностей внутри общины, разрешение споров между членами волости и т. д. По указу от 11 февраля 1736 г. наследственные старосты заменялись выборными старшинами. Фактически воеводы и представители власти по своему усмотрению назначали старшин. С 1741 г. на каждую дорогу назначался главный старшина, которому подчинялись волостные старшины. Обязанности старшин и их помощников (сотников, писарей) были изложены в ряде инструкций, составленных И. К. Кириловым и его преемниками. Старшины были обязаны следить за исполнением всех указов администрации, отвечать за своевременную выплату налогов и несение натуральных повинностей.

Введение кантонной системы управления в 1798 г. полностью ликвидировало все органы самоуправления в крае, башкиры из гражданского сословия были переведены в военное.

Одно из значительных мероприятий, проведенных правительством Екатерины II в крае, связано с религиозной политикой. Следует отметить, что одной из основных причин башкир- ских восстаний является насильственная христианизация населения Поволжья и Южного Урала. Поэтому в 70-е гг. XVIII в. насильственная политика сменяется веротерпимостью. Правительство не могло не учитывать, что мусульманское духовенство не только поддерживало повстанцев, но и выступало в качестве идеологов восстаний. Учитывая их авторитет среди населения и необходимость продвижения на территорию Средней Азии и Казахстана, население которых исповедовало ислам, правительство поставило перед собой цель использования официальных мусульманских институтов управления в интересах государства. Указом от 22 сентября 1788 г. в Уфе учреждается Духовное мусульманское собрание, его компетенция распространялась на всю Россию. Этим Россия официально признала ислам как одну из религий империи. Одновременно духовенство было поставлено под контроль и на государственную службу.

Таким образом, к концу XVIII в. завершается процесс инте- грации Башкортостана и башкирского народа в состав Россий­ского государства.

Достоверные сведения о численности башкир вплоть до V ревизии (1795 г.) не дошли до наших дней. Согласно различным источникам, на рубеже XVII–XVIII вв. основным населением Башкортостана являлись башкиры. Они составляли около 85% от общей численности. По подсчетам историка И. Г. Акманова, численность башкир к 20-м гг. XVIII в. составила 380 тыс. человек. Согласно данным V ревизии общее число башкир к концу XVIII в. составило, по мнению У. Х. Рахматуллина, 184– 186 тыс. чел., Р. Г. Кузеева — 250–270 тыс. чел., Р. З. Янгу­- зина — 250 тыс. чел., А. З. Асфандиярова — 200 тыс. чел. Такие разные цифры объясняются использованием исследователями различных методов при подсчете. Например, согласно Р. Г. Кузееву и Р. З. Янгузину, численный состав башкирского двора был равен 8–9 душ; А. З. Асфандияров считает, что на 1 башкирский двор в среднем приходилось 6 душ. Именно эта точка зрения представляется для нас наиболее достоверной.

Рассмотрим численность пришлого населения края. Первое появление пришлого русского и нерусского населения в Башкортостане относится к концу XVI в. Например, в Уфе (первая крепость в крае) к концу XVI в. насчитывалось до 200 человек. Вокруг крепостей возникали деревни и села русских крестьян. Массовое строительство крепостей начинается со времени организации Оренбургской экспедиции. За 1735–1756 гг. на территории Башкортостана было основано около 90 крепостей и редутов. Все это вело к увеличению численности в крае пришлого населения. По данным 40-х гг. XVIII в. в крае насчитывалось около 117 тыс. чел. пришлого населения, в т. ч. русских — 75 тыс., тептярей и бобылей — 30 тыс., мишарей — 12 тыс. чел. По материалам III ревизии (1762 г.) в Башкортостане насчитывалось русских 258 тыс., нерусского пришлого населения — 71 тыс. чел.

Согласно данным V ревизии (1795 г.) к концу XVIII в. Башкортостан превратился в многонациональный край. Чис­ленно преобладали русские (около 46,3% от общего числа). Нерусское население составляло около 32,5%; среди пришлых нерусских народов численно преобладали чуваши, татары, мордва, марийцы, удмурты.

Необходимо отметить, что до 30-х гг. XVIII в. башкиры составляли основное население и численно преобладали. Однако в связи с массовой колонизацией края, которая начинается с деятельности Оренбургской экспедиции и связана, во-первых, со строительством крепостей, во-вторых, с горнозаводским строительством, в-третьих, с вольной крестьянской колонизацией, в-четвертых, с гибелью десятков тысяч башкир в ходе восстаний XVII–XVIII вв. (по некоторым данным, до 100 тыс. чел.), башкиры теряют численное преимущество и к концу XVIII в. составляют чуть более 20% (20,2%) от общей численности населения.