Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
европа и америка.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
254.49 Кб
Скачать

Вопрос 38.Италия в 1980-х -90-х гг. Основные итоги деятельности правительственных кабинетов с. Берлускони, р. Проди.

В конце 80-х годов XX в. Италия продолжала наращивать темпы экономического развития и постепенно превращалась в высокоразвитое государство Европы. К этому времени она прочно заняла первое место в мире по количеству производственных и потребительских кооперативов, которые играют заметную роль в занятости населения и повышении его жизненного Уровня. Кроме того, Италии принадлежит достойное место среди производителей модных автомобилей, оргтехники и другой современной продукции («Фиат», «Альфа-Ромео»).

Что же касается политической жизни страны, то она оставалась не менее хаотичной и непредсказуемой, чем в предыдущие годы. Острые политические кризисы заканчивались, как правило, непрочными компромиссами и неустойчивыми союзами, а радикализм политического поведения итальянцев сочетался с консерватизмом в отношении проблем собственности и экономического развития.

Главной политической проблемой Италии начала 90-х годов стали попытки противопоставить более развитый в промышленном отношении север страны слаборазвитому, патриархальному, пораженному коррупцией и мафиозной преступностью югу.

Одновременно в северной части страны стали нарастать сепаратистские тенденции, усилившиеся с момента создания региональной политической партии Лига севера (возглавлял Умберто Босси). Всю страну, по мнению лидера сепаратистов, нужно разделить на Северную, Центральную и Южную Италию, и каждая из этих самостоятельных частей должна развиваться по своим собственным законам и в соответствии с имеющимися возможностями. Словом, политическое объединение страны в XIX в. было ошибкой, и сейчас настало время ее исправить.

На парламентских выборах 1992г. Лига севера не добилась сколько-нибудь заметного успеха, но в последующие годы ее влияние в северной части страны стало неуклонно возрастать, тем более что подобные настроения имели под собой определенные основания - уровень жизни северян был в несколько раз выше, чем на юге. С началом интеграции Италии в Евросоюз отставание юга стало еще более заметным. Правительство во главе с социалистом Б. Кракси пыталось всеми силами исправить положение, но коррумпированные чиновники саботировали все инициированные им реформы.

Вирус национал-регионализма поразил страну и всколыхнул деятельность давно забытых националистических организаций, включая националистов Сардинии, Альто-Адидже, Триеста и других регионов Италии. В 1997 г. У. Босси поставил перед Лигой севера конкретную задачу завоевания большинства в итальянском парламенте и образования на основе этой фракции парламента «Республики Падания», что означало бы фактическое отделение севера от остальной Италии.

В том же году Лига севера получила 59 мандатов в нижней палате итальянского парламента. Кроме того, сепаратистскую политику Лиги поддерживают 17 сенаторов и 226 мэров городов и селений Северной Италии. и мафиозный юг Италии живут за счет труда северян и на их налоги.

В 1992 г. после изнурительного политического марафона и ожесточенной борьбы президентом страны был избран Оскар Луиджи Скальфаро. В то время внутриполитическая ситуация в стране была накалена до предела. За день до избрания нового президента на Сицилии был убит выдающийся борец с мафией, следователь Д. Фальконе, а сам президент Скальфаро был избран так называемым «парламентом подследственных», большинство депутатов которого стали жертвами только что развернувшейся антикоррупционной операции «Чистые руки».

Этот драматический эпизод не мог не наложить отпечаток на весь семилетний срок правления нового президента. Уникальной чертой итальянской политической жизни стали весьма незначительные колебания электората вправо и влево. До начала 90-х годов страной правили преимущественно христианские демократы, но им зачастую приходилось привлекать на свою сторону либо социалистов, либо коммунистов. Правда, последние никогда не входили к правящие коалиции, но всегда оказывали заметное влияние на политическую жизнь в стране, так как занимали важные посты в местных органах власти.

Парламентские выборы 1992 г. настолько ослабили правящую четырехпартийную коалицию, что она не смогла сформировать дееспособное правительство. В конце концов, президент страны обратился к видному социалисту Джулиано Амато с просьбой сформировать 51-й послевоенный кабинет. Вскоре после этого последовала серия коррупционных скандалов, не пощадивших даже бывшего премьер-министра Б. Кракси.

Следует отметить, что президент Скальфаро самоотверженно пытался навести порядок в погрязшей в коррупции Первой республике. Итальянцы стали доверять президенту больше, чем парламенту, правительству и всем политическим партиям вместе взятым. Тем более что ХДП — Христианско-демократическая партия, крупнейшая политическая партия послевоенной Италии — раскололась на множество мелких групп и утратила роль политического лидера.

Однако начало политическим реформам 90-х коммунисты. На состоявшемся в марте 1990 г. чрезвычайном XIX съезде ИКП Генеральный секретарь А. Оккето призвал сторонников покончить с прошлым и встать на путь обновления, в связи с чем предложил учредить новую организацию левых сил.

Фактически это было началом конца некогда могущественной ИКП, без участия которой не мог быть решен ни один сколько-нибудь важный вопрос в стране. В начале 1991 г. на XX съезде ИКП произошел окончательный раскол, после чего легендарная евро-коммунистическая партия Италии прекратила существование, превратившись в Демократическую партию социалистических и левых сил (ДПСЛС), которую возглавил бывший лидер молодежной секции ИКП Массимо Д'Алема. При этом оставшиеся в меньшинстве правоверные коммунисты стали называть себя «обновленцами» и перешли в оппозицию, а наиболее ортодоксальные, которых часто называли «сталинистами», создали партию Коммунистическое возрождение (KB) во главе с ветераном коммунистического движения Фаусто Бертинотти.

Трудные времена настали и для Христианско-демократической партии. Многочисленные политические скандалы, обвинения в коррупции и моральное разложение руководства партии привели к тому, что ХДП самораспустилась и на выборах выступила под названием Народной партии Италии (НПИ).

Политическая ситуация в Италии накалилась настолько, что на парламентских выборах весной 1992 г. на политической арене появились новые силы — Ломбардская лига, партия «зеленых» и Антимафиозная партия. В довершение всего в начале 1993 г. в Италии разгорелся скандал, связанный с коррупцией в высших эшелонах власти. Бывший премьер-министр страны и лидер ХДП Д. Андреотти был вынужден дать показания в суде по поводу обвинений в коррупции.

Референдум 1993 г. - большинство итальянцев высказались за полную отмену государственного финансирования политических партий. Однако, несмотря на громкие скандалы и резкую критику со стороны общественного мнения, разрушить привычную систему партократии так и не удалось. Практика государственного финансирования политических партий действует, и по сей день. Правда, в 1994 г. основа прежнего режима — пропорциональная избирательная система — была заменена на преимущественно мажоритарную, что серьезно подорвало систему партократии, но доступ к государственным финансам остался прежним.

В настоящее время в политической системе Италии осталось три основных канала получения государственных средств политическими партиями и объединениями:

1. Первый — государственные расходы на предвыборные кампании, причем не только внутри страны, но и в Европарламент. С этой целью государство формирует специальный фонд из расчета 4 тыс. лир на каждого избирателя, внесенного в списки для голосования. Таким образом, после подведения официальных итогов каждая партия получает из казны сумму, пропорциональную набранному количеству голосов.

2. Второй — добровольные отчисления от подоходного налога на физических лиц. Каждый избиратель, заполняя налоговую декларацию, может указать сумму, которую он желает отдать той или иной политической партии. Кстати, этот закон действует и в отношении финансирования католической церкви.

3. Третий — централизованное выделение средств на нужды партийных изданий. По этой статье за 1994—1999 гг. партийным выделено около 294 млрд. лир.

В конце 90-х годов руководители операции «Чистые руки» вынуждены были признать, что из сотен заведенных ими уголовных дел до конца были доведены лишь единицы.

Самое главное достижение операции «Чистые руки» заключалось в том, что в ходе ее проведения к власти в стране пришло правительство правых сил во главе с Сильвио Берлускони — крупным финансовым магнатом, владельцем трех национальных телекомпаний и миланского футбольного клуба, чей любимый победный клич «Forza!» («Вперед!»), часто звучавший на футбольных матчах в Милане, стал названием его собственной политической партии «Вперед, Италия» (1994). Сформированная всего за несколько недель до мартовских выборов 1994 г., эта партия набрала беспрецедентное для политических дебютантов количество голосов и стала центром консолидации всех правоцентристских сил страны.

Правительство С. Берлускони обещало:

  • избирателям покончить с коррупцией,

  • окончательно решить проблему безработицы

  • навести порядок в стране.

Однако вскоре после этого уголовное дел по факту взяточничества было возбуждено против самого премьер-министра, в результате чего все правительство подало в отставку. Этому способствовало:

  • решительный шаг лидера Лиги севера У. Босси, который обвинил Берлускони в диктаторских замашках вышел из состава правящей коалиции и поставил вопрос о вотуме доверия правительству.

  • В падении правительства Берлускони сыграло свою роль и неумение последнего вести политический диалог с соратниками. Он пытался управлять страной так же, как управлял принадлежащей ему корпорацией «Фининвест» и многочисленными телеканалами.

Власть в стране вновь перешла к левоцентристской коалиции «Олива», которая разрушила всю послевоенную политическую систему и положила начало Второй республике в Италии. А на состоявшемся вскоре после этого референдуме итальянские избиратели однозначно высказались за отмену пропорциональной избирательной системы и переход к одномандатным округам. Таким образом, в первой половине 90-х годов закончилась эпоха Первой респ

ублики и стали формироваться основы нового политического режима.

После ухода в отставку С. Берлускони стал собирать вокруг своей партии «Вперед, Италия» новые политические силы, включая даже неофашистский Национальный альянс, во главе которого уже несколько лет стоял Джанфранко Финн.

После очередного правительственного кризиса новым премьер-министром стал Ламберто Дини, представитель независимых политических сил страны. Правительство объявило, что будет проводить политику равноудаленности от ведущих политических сил и, опираясь на беспартийных технократов, постарается придать новый импульс экономическому развитию страны. Впрочем, это правительство продержалось недолго и рухнуло под напором очередного политического кризиса.

Вторая республика в Италии. На всеобщих выборах в апреле 1996 г. итальянские избиратели отдали предпочтение не старым партиям, а недавно образованной из осколков левых партий левоцентристской коалиции «Олива». Премьер-министром стал Романо Проди, главный инициатор важнейшей политической новации 90-х гг. - беспрецедентного союза левых демократов (бывших коммунистов) и народников (левых католиков из развалившейся ХДП). Именно тогда впервые в истории Италии была опробована биполярная политическая система, в которой борьба левых и правых вылилась в противостояние мощных политических сил и персонифицировалась в схватке между харизматическими лидерами Романо Проди и Сильвио Берлускони.

Октябрьский правительственный кризис 1998г., ставший итогом титанических усилий принципиальных противников биполярной политической системы, закончился тем, что Р. Проди ушел в отставку, а место премьер-министра занял лидер левых демократов и бывший коммунист Массимо Д'Алема, сформировавший правительство по новой партийной формуле. Однако «оливковый проект» профессора Проди на этом не завершился. Вскоре выяснилось, что он является наиболее вероятной кандидатурой на более высокий пост председателя Европейской комиссии, и в течение нескольких лет будет возглавлять правительство единой Европы.

В следующем году Р. Проди объявил о создании собственной партии под названием «Демократы за Оливу», в которую вошли все левые мэры итальянских городов и знаменитый борец с коррупцией да Пьетро. Р. Проди не скрывал, что собирается создать в Италии партию по образу и подобию Демократической партии США.

В то же время бывший премьер-министр страны и лидер правой оппозиции С. Берлускони вновь предстал перед судом по обвинению в коррупции.

Таким образом, развернувшаяся в начале 90-х годов операция «Чистые руки» окончательно смела правящий режим ХДП, а вместе с ним покончила с политической карьерой Д. Андреотти, одного из патриархов политической жизни Италии послевоенного периода.

Политическая неразбериха второй половины 90-х гг. пробудила, казалось, окончательно ликвидированные экстремистские организации. Вновь дала о себе знать левоэкстремистская организация «Красные бригады». Неподалеку от своего дома был убит известный профессор Д'Антона. В начале 90-х годов «Красные бригады» были фактически разгромлены. Однако за последние годы, подросло новое поколение экстремистов.

В это время Италию потряс еще один крупный скандал, связанный с так называемым «архивом Митрохина». После его опубликования на Западе обнаружилось, что в списке получателей финансовой помощи из СССР находился 261 человек из числа бывших членов Итальянской компартии, к которой принадлежал и премьер-министр Италии Массимо Д'Алема.

В результате этого громкого «шпионского скандала» и очередного правительственного кризиса премьер-министр Италии Д'Алема вынужден был подать президенту страны прошение об отставке и сформировать, по его просьбе, новый кабинет в рамках прежней левоцентристской коалиции «Олива».

Второе правительство Д'Алемы получило вотум доверия парламента, хотя его вряд ли можно было назвать устойчивым (310 голосов против 287 при 18 воздержавшихся). Это было одно из самых слабых правительств последнего времени, не опиравшееся на большинство депутатов и запятнавшее себя отчаянной демагогией. Особое возмущение оппозиции вызвали министр юстиции и правоверный коммунист О. Дилиберто и министр обороны, вчерашний неофашист Р. Миссервилле. По сути дела, второе правительство Д'Алемы было утверждено лишь благодаря тому, что его вчерашние союзники воздержались при голосовании в парламенте. «Родовая травма», как образно окрестили формирование нового правительства, неизбежно должна была привести его к новому правительственному кризису, и к тому же незадолго до парламентских выборов 2001 года.

Этот кризис произошел в мае 2000 г., когда после долгих и весьма болезненных консультаций и согласований в стране было сформировано 57-е послевоенное правительство левоцентристской коалиции во главе с бывшим социалистом Джулиано Амато.

В целом последние годы политического развития Италии свидетельствуют о неуклонном ослаблении и дроблении левых сил в стране, оказавшихся неспособными дать адекватный и консолидированный ответ на вызовы времени. После краха «оливкового проекта» левоцентристская коалиция во многом утратила свое политическое лицо, погрязла в раздорах и в конце концов так и не смогла выработать единую реформистскую политику, чем заметно разочаровала значительную часть своего традиционного электората. При этом правые силы во главе с Берлускони неустанно повторяли, что, начиная с отставки Р. Проди, правящая коалиция утратила большинство в стране и фактически превратилась в нелегитимный режим.

Профессор-экономист Д. Амато, получивший высшее образование в Колумбийском университете США и успевший поработать в профсоюзах, обладает огромным опытом политической борьбы и прекрасно знает все тонкости политического механизма современной Италии. Еще в 1992 г. он впервые занял пост премьер-министра и успешно провел реформы по оздоровлению финансовой системы страны, однако вскоре его кабинет пал жертвой операции «Чистые руки», хотя сам он не проходил ни по одному громкому процессу. С 1994 по 1997 г. Дж. Амато возглавлял национальный антимонопольный комитет и лишь в 1998 г. вернулся в правительство, став министром по делам социально-экономических реформ в кабинете М. Д'Алемы. Высокая профессиональная репутация и демонстративный отказ от членства в любых политических партиях укрепили его репутацию нейтрального технократа, способного предложить стране новые идеи.

Незадолго до выборов в Италии сложилась еще одна типичная для этой страны ситуация, которую сразу же назвали «президентским эндшпилем». Семилетний мандат президента Скальфаро истекал в мае 2000 г., но он выразил желание уйти в отставку досрочно, подготовиться к выборам и вновь вернуться к власти на следующие семь лет. Президент, вероятно, надеялся на то, что скоро будет проведен референдум о реформе избирательной системы, в результате которой в стране будет введена полноценная мажоритарная система и тем самым окончательно закрепится биполярная модель альтернативной демократии по американскому, а точнее, англосаксонскому образцу. Наличие в стране 49 политических партий создает невиданный хаос, разобраться в котором не под силу даже опытным специалистам.

Однако на сей раз Скальфаро ошибся в своих прогнозах. Парламент и коллегия выборщиков отдали предпочтение беспартийному «суперминистру» экономики Карло Адзелио Чампи. Впервые в истории Италии президентом стал человек, не принадлежащий ни к одной политической партии, не являющийся членом парламента, да и вообще далекий от бесконечных интриг высшей политической элиты общества.

Напомним, что осенью 1992 г. Италия погрузилась в самый глубокий за последние годы валютно-финансовый кризис, вызванный спекулятивными операциями Дж. Сороса на мировых валютных рынках. Страна оказалась на грани банкротства, и только решительные и жесткие меры могли спасти ее от катастрофы. К. Чампи блестяще справился с этой задачей и в 1996 г. после победы на выборах левоцентристской коалиции «Олива» получил пост министра казначейства и бюджета, за что журналисты и прозвали его «суперминистром» экономики. Кроме того, Чампи добился возвращения Италии в Европейскую валютную систему, а затем и в «клуб евро», что обеспечило ему высочайший авторитет в политических кругах Европейского союза.

К. Чампи был избран новым президентом Италии подавляющим большинством голосов (707 из 1010). Такое в послевоенной истории Италии случалось лишь дважды: в 1946 и 1985 гг. Характерно, что левоцентристская коалиция увидела в нем человека с безупречной репутацией, прошедшего горнило Сопротивления и пригласившего в свой технократический кабинет бывших коммунистов. А правые надеялись, что новый президент будет надежным арбитром в политических спорах и не станет вмешиваться в дела отдельных партий. Что же до простых граждан Италии, то они были убеждены, что их страна наконец-то обрела твердого и решительного лидера, имеющего высокий моральный и профессиональный авторитет и способный достойно вывести Италию в XXI век.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]