- •Введение
- •Глава 1. Экономический, социальный и политический кризис на Кубани в 1990-х годах
- •Глава 2. Криминогенная обстановка на Кубани в 1990 –х годах
- •Глава 3. «20 лет, как целый век» (на примере станицы Кущевской)
- •4 Ноября, в годовщину похорон Николая Цапка, происходит массовое убийство на улице Зеленой.
- •Заключение
- •Список использованных источников и литературы
Глава 3. «20 лет, как целый век» (на примере станицы Кущевской)
Масштабы беспредела в Краснодарском крае больше, чем казалось на самом деле. Пожалуй, одним из самых громких дел за последнее время является происшествие в станице Кущевской. Но можно с уверенностью сказать, что "вся Кубань - одна большая Кущёвка, просто не везде еще грохнуло". Вымогательства, убийства, захваты собственности, жилья, земли, бизнеса, закошмаривание обычных людей, распоясавшиеся от слияния с властными структурами ОПГ - такое впечатление, что рассказывают не о тихой российской глубинке, а об итальянском непотопляемом спруте. Десятки, сотни реальных примеров, затравленных граждан, уголовных дел, прикрытых против одних и возбужденных против других, - это все, похоже, сегодняшняя Кубань.
Станица Кущевская является районным центром с населением 33 тыс. чел. и находится на севере Краснодарского края. Её история начинается с 1794 года. Кущёвская – благополучный с виду поселок со всеми приметами мирной аграрной жизни: вывески фермерских хозяйств, по улицам снуют грузовики с урожаем, трезвые граждане спешат по своим делам… Но это только на взгляд приезжего. Кущёвку, как называют станицу местные, стараются объезжать стороной.
В станице Кущевской на Кубани утром 5 ноября 2010 года в доме местного фермера были обнаружены обгоревшие тела 12 человек, включая четверых детей. Практически все жертвы были зарезаны. Среди убитых - фермер - хозяин дома, его супруга, невестка и внучка, двое соседей, а также гости из Ростова-на-Дону - финансовый директор ОАО "Астон" Владимир Мироненко, его жена, две дочери и тесть с тещей. Здесь жила семья фермера Сервера Аметова. И все вокруг знали, что его главные недруги - Цапки. Когда-то Аметовы враждовали еще с Николаем Цапком, отказываясь платить дань, а после его гибели стали "кровниками" младшего брата, Сергея.
Преступники явно хорошо подготовились к убийству - они выстрелили усыпляющим патроном в сторожевую собаку, принесли с собой канистру с бензином (правда, поджечь дом им в итоге не удалось - окна были закрыты слишком плотно, и огонь потух от недостатка кислорода). Был у преступников и травматический пистолет. Однако убийцы почему-то предпочли действовать в основном холодным оружием. Более того, они не убивали жертв одним ударом в горло, а стремились нанести им десятки ранений. Детей преступники задушили. Некоторые эксперты полагают, что убийцы по каким-то причинам сознательно предпочли кровавую резню использованию огнестрельного оружия. Удивительно, но местные жители уверены, что убийство не получило бы огласки за пределами края, если бы не случай. В тот день присутствовала съемочная группа передачи «Жди меня». В кущевском интернате нашелся пропавший ребенок, и журналисты приехали делать сюжет. Именно они передали в эфир первые кадры. В станице уверены, что если бы не случайное присутствие федеральных журналистов, массовое убийство так и не было бы расследовано, как и другие убийства в Кущевской за последние 20 лет.
Хроника цапков, по рассказам местного криминалитета и милиции уходит в глубокие 1990-е годы.
Кущевский район, центром которого является станица, традиционно считался криминальным. До Ростова около 120 километров, и чтобы не светиться в родной области, банды выезжали на разборки сюда.
В советское время почти вся земля района была поделена между колхозами, частных наделов почти не было. Кущевцы, чтобы прокормиться, «несли» с работы мясо, зерно, овощи. Так как воровали практически все, вмешиваться в чужие дела считалось дурным тоном. Криминалу способствовало традиционное кубанское кумовство. В 1990-е годы, когда раздавали колхозную землю, основные земельные паи были распределены между родственниками администрации и силовиками. Земельный бизнес здесь всегда был «элитным».
Фамилия Цапок начала звучать в Кущевке еще в 1980-х. Дядя Коля Цапок (родной дядя Николая и Сергея Цапков, младший брат их отца) организовал скупку мяса в совхозах. В 1986-м он создал кооператив, занимающийся производством молдингов — самоклеющихся резиновых накладок. Новинку закупали по всей России, так что первые деньги цапки «подняли» именно на инновациях. Кооператив выкупил небольшой участок земли на улице Черноморской. Там был построен спортзал, в котором тренировались первые боевики. В Кущевке начинаются первые массовые драки и жестокие изнасилования. В 1991-м году от дифтерии умирает сын дяди Коли, и он начинает приглядываться к племянникам — Николаю и Сергею. По рассказам кущевцев, мальчишки буквально росли в спортзале.
В 1991—1993 гг. численность «бойцов» (силовой части группировки) составляет 20-30 человек. Из «старших» — Сухой, Маф, позже — Одесса, Бык (Андрей Быков). Продолжаются драки и изнасилования, начинаются разбои и грабежи. Именно это время называют началом кущевского террора. Тогда, впрочем, никто не считал, что это продлится долго. Цапков считали обыкновенной гопотой.
В 1993 году Николаю Цапку исполняется 18, и Дядя Коля решает его «продвигать». Николай амбициозен и жаден до власти, но кресло чиновника или силовика его не интересует, он мечтает стать вором в законе. Цапки «расширяются» — их уже 50-70 человек. Начинаются первые аферы с землей, запугивание коммерсантов и фермеров не только Кущевского, но и Крыловского, Павловского, Каневкого, Березанского района. Убиты несколько мелких фермеров. У группировки появляются завязки с ростовскими и краснодарскими ворами. Также группировка начинает контролировать потоки легких наркотиков через район и крышевать спиртных барыг. Николай фактически становится лидером группировки. «Жестокий, в отличной форме и абсолютно без мозгов».
В апреле 1998-го при активной поддержке краснодарского вора в законе Волчка и ростовской группировки «волковские» Николай Цапок поставлен «смотрящим» за Кущевским районом. Именно апрель 1998 года считается датой создания ОПГ. К этому моменту костяк цапков уже сложился. Количество бойцов достигает 150 человек.
Банда продолжает захват земельных участков. Но первым шагом «смотрящего» Николая Цапка становится назначение маленьких «смотрящих» за общественными местами — бар, медучилище, парк, туалет… Так даже те, кто далек от криминала, начинают осознавать, кто истинный хозяин Кущевки.
У группировки уже есть свой стиль и своя идеология: здоровый образ жизни, спорт, дисциплина, православие, национализм. Член группировки не может пить и курить. Это строго запрещено, исключений нет. Ежедневные тренировки в спортзале на «базе» цапков обязательны для каждого. Инструкторы из Ростова обучают членов банды рукопашному бою. «Бойцы» должны быть всегда доступны по телефону, должны быть готовы выехать в любое место без промедлений, приказы «старших» исполнять четко. Любой выезд по личным делам за пределы района нужно согласовывать. На церковные праздники, особенно на Пасху, явка обязательна. Передвигаются младшие цапки на мотоциклах, старшие — на отечественном автопроме. Продолжаются изнасилования. Уличные драки быстро мутируют в нападения — цапки предпочитают разбираться с недругами в условиях значительного численного перевеса.
В качестве «смотрящего» Коля устанавливает связи с главами администраций районов, юстиций, налоговой. Для членов банды в «семейной психушке цапков» — психиатрической больнице на хуторе Цукерова Балка — выписываются «желтые билеты». Цапки не отвечают за свои действия перед законом.
С 1998 по 2002 год происходит активный захват фермерских земель. Главой Кущевского района становится Борис Москвич под лозунгом: «Ни пяди земли бандитам». Начинает аудиторскую проверку Степнянского совхоза, который в тот момент активно окучивали цапки. В январе 2002-го Москвича убивают. Здание администрации совхоза сгорает вместе со всеми документами, земли отходят цапкам.
В октябре 2002-го Николай объявляет, что скоро будет коронован вором в законе. Через пять дней его расстреливает неизвестный киллер. 4 ноября состоялись похороны Николая. Слишком многим он изуродовал жизнь.
«Покойный Коля был настоящий бандит. А Сережа — лишь бы выйти на коммерческие структуры. Человека купить для своего дела». Первое, что он делает, — пересаживает банду с «Жигулей» на иномарки и начинает активно «делиться». Банда растет — количество бойцов достигает уже 200 человек. Под главенством Цапчихи процветает семейная фирма «Артекс -Агро».
Сергей, в отличие от покойного Николая, понимает силу официальной власти. Сначала Сергей Цапок становится районным депутатом. Когда на этом посту его сменяет давний друг Цеповяз, Цапок становится членом Совета молодых депутатов Краснодарского края. На территории комплекса «Артекс-Агро» проводится выездное заседание совета. Вообще Сергей Цапок начинает активно участвовать в публичных мероприятиях… Среди легенд Кущевской: вернувшись, по его словам, с инаугурации президента России, Цапок гнул пальцы уже с державным изяществом. Бригада страшно гордилась этим фактом.
Последние годы жизни цапков можно назвать роскошными. Кущевцы говорят, что перед ними в принципе не было закрытых дверей. Начальник РОВД называл Цапчиху «мамой» и отдавал ей честь при встрече.
В ноябре 2008-го на пороге собственного дома был зарезан фермер Анатолий Смольников, десять лет назад посмевший во время стрелки на стадионе выйти против цапков. Смольников по кличке Бобон был богатым фермером и давно отошедшим от дел криминальным авторитетом «старых понятий»: находился в оппозиции к беспредельщикам Цапкам. В Кущевке говорят, что убийство Смольникова было скорее актом устрашения станицы. Могила Смольникова несколько раз поджигалась. Затем гроб с телом фермера был вырыт и выброшен на трассу неподалеку. Ни убийц Богачевых и Смольникова, ни кладбищенских вандалов кущевская милиция не нашла, и последние недовольные в Кущевке замолкают. В 2009 году Сергей Цапок создает агентство «Центурион Плюс», По сути, это было легальное прикрытие "братвы": стерегли все то, что нажито Цапками, как говорится, "непосильным трудом", а в свободное от основной работы время занимались привычным делом - рэкетом, грабежами, насилием. Для тренировок обустроили спортивную базу - с тренажерами, щитами для метания ножей. Оперативники считают: именно здесь молодняк "бригады" проходил обучение. По месту дислокации вели себя тихо, зато в райцентре - громко.
