Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Борисова лекции.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
108.61 Кб
Скачать

22. Классификация и характеристика конституциональных психопатий.

Показательной моделью дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое развитие личности — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Ее клинико-психологическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда социальных и биологических факторов. Систематика психопатий ив настоящее время представляет большие трудности. Это связано с рядом факторов. Основные из них — многообразие психопатических вариантов личности, их промежуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями. Большое значение имеют социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию.

Прежде всего страдает темперамент.

Конституциональные психопатии, как правило, имеют наследственное происхождение.

Сюда относятся:

  1. Шизоидные;

  2. Эпилептоидные;

  3. Циклоидные;

  4. Психастенические;

  5. Истерические психопатии;

  6. Неустойчивые психопатии.

У ребенка с шизоидной психопатией патологические черты в характере появляются рано, уже в 3—4 года. Первичное нарушение темперамента проявляется в виде малой его интенсивности, вялости реагирования, особенно на уровне инстинктов (например, чувства самосохранения), а также неловкости, плохой ритмичности, некоординированности движений, медленного формирования автоматизмов. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, не любят подвижных игр, часто наблюдаются трудности в овладении навыком письма.

В аффективной сфере дисгармония проявляется в сочетании повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с парадоксальным для детского возраста отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухостью по отношению к родным и близким. Общение с детьми ограниченно, дети плохо ориентируются в эмоциональном состоянии других, не способны к непосредственному выражению своих эмоций. В контактах с окружающими быстро нарастает напряжение, пресыщение, недостаточно сформированы автоматизмы общения. Плохая ориентировка часто приводит к насмешкам со стороны сверстников. Поэтому мальчики-шизоиды часто предпочитают общество девочек (менее агрессивная среда). Одиночество и мир фантазий эти дети предпочитают обществу сверстников. Контакты со взрослыми более активны, в беседах отдают предпочтение абстрактным темам. Дисгармония также наблюдается в интеллектуальной сфере. Плохая ориентировка в конкретных ситуациях, в житейских вопросах сочетается с хорошими, а иногда очень хорошими способностями в области логического мышления.

Преобладание абстрактного мышления над конкретно-ситуационным делает шизоидов часто внешне похожими на детей, страдающих детской шизофренией. Однако сохранность абстрактного мышления, достаточная продуктивность отличают этих детей от шизофреников.

Для многих детей с шизоидной психопатией характерны раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, природе. В школе их часто привлекают математика, физика, другие точные науки. Нередка склонность к коллекционированию. Часто обращает на себя внимание хорошая речь. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают интереса. Продуктивность в занятиях может страдать от рассеянности, связанной с сосредоточенностью на интересах, часто далеких от учебных.

При эпилептоидной психопатии нет типичных для эпилепсии судорожных расстройств, явлений слабоумия. Речь идет лишь о стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории. Малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению. Малоподвижность аффекта ведет к застреванию на негативных переживаниях, злобности, колебанию настроения по типу дисфории, резким аффективным вспышкам. Темп и ритм движений речи замедлены и соответствуют внутреннему напряжению. В исследовании А. С. Емельянова показана динамика развития эпилептоидной психопатии в детском возрасте. Уже в возрасте 2—3 лет для этих детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции, в особенности связанные с чувством физического дискомфорта. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, нередко с садистическими наклонностями, длительное состояние озлобленности при невыполнении требований, упрямство, иногда мстительность. Этим детям свойственна повышенная до педантичности аккуратность, гипертрофированное стремление к установленному порядку. В детском коллективе они трудны не только из-за силы и длительности своих аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самоутверждению, властности, жестокости.

Авторы, описывающие эпилептоидную психопатию у взрослых, отмечают полярность их эмоциональной сферы: наряду со взрывчатостью, жестокостью — склонность к угодливости и слащавости. У детей этот второй полюс практически не наблюдается, не исключено, что его формирование в более старшем возрасте связано в определенной мере с гиперкомпенсаторными механизмами.

Психастенические личности отличаются низкой активностью, слабостью психического тонуса, неспособностью к длительному напряжению. Психастения в своей выраженной форме наблюдается у взрослых. Однако отдельные психастенические черты отмечаются и в детском возрасте: склонность к тревожности, мнительность. Уже в 3—4 года у этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школьном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасения, патологическая нерешительность. Ближе к подростковому возрасту мнительность принимает нередко характер ипохондричности, навязчивые страхи часто «обрастают» защитными ритуалами. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и незнакомым, возникает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого вызывает состояние тревоги.

Истерическая психопатия не всегда имеет конституциональный характер, в части случаев она может быть обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, нередко обменно-трофического характера, перенесенными в раннем детстве. В отличие от вышеперечисленных шизоидной, эпилептоидной, психастенической психопатий, часто встречаемых у лиц мужского пола, истерическая психопатия наиболее часто наблюдается у женщин и соответственно у девочек.

Г. Е.Сухарева, отмечая психическую незрелость как основу данного варианта психопатии, указывает на дисгармоничность этого инфантилизма, подчеркивает выраженную диссоциацию отдельных его компонентов. Для темперамента истерической личности характерны высокая возбудимость, бурные аффективные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потребность в постоянной смене впечатлений. Вся эта симптоматика указывает на незрелый инфантильный характер аффективного реагирования. Повышенная возбудимость сказывается на поведении таких детей, они быстро и легко заражаются любым ярким событием и так же быстро пресыщаются. В своем поведении истерическая личность исходит из аффективной оценки ситуации. Под ее воздействием происходит искажение и отвержение всего, что противоречит собственным желаниям. Для достижения желаемого используются различные по уровню осознанности способы реагирования, от самых примитивных (истерических припадков) до психологически более сложных — косметической лжи, фантазий и т. д.

При формально сохранном интеллекте наблюдается отсутствие стойких интересов, такие дети быстрее пресыщаются любой деятельностью, непосредственно не вытекающей из аффективно значимых целей.

В подростковом возрасте особенно типичны усиленное кокетство, склонность к интригам, а иногда и вымыслам сексуального содержания. Таким образом, даже в детском и подростковом возрасте типичный для истерической психопатии конфликт между жаждой признания и инфантильной неспособностью к волевому усилию определяет сущность психической дисгармонии.

Психопатии типа неустойчивых также представляют собой вариант дисгармонического инфантилизма. Такие дети отличаются незрелостью интересов, поверхностностью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступков, действиями по первому побуждению. Малая продуктивность в занятиях и при хорошем интеллекте связана с неспособностью к длительной целенаправленной деятельности. Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является частой причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяжничеству. Безответственность, несформированность моральных запретов обусловливают выход из затруднительных ситуаций посредством обманов, вымыслов. Будучи повышенно внушаемы, эти дети легко усваивают социально-отрицательные формы поведения. В подростковом возрасте они нередко попадают в асоциальные группы, где, как правило, играют подчиненную роль.

Психопатия типа неустойчивых может быть как конституционального генеза, так и возникать под влиянием ранних вредностей, чаще — в первые годы жизни. Во втором случае ее проявления будут частично сходны с чертами конституционального инфантилизма, однако будут отличаться от него наличием более выраженной психической дисгармонии: частой аффективной возбудимостью, склонностью к расторможению влечений. Таким образом, природа синдромов психопатии очень разнообразна и может возникать по разным механизмам.

23. Систематика патохарактерологического формирования личности по В.В.Ковалеву. В систематике патохарактерологического формирования личности (В. В. Ковалев) различаются следующие основные варианты:

  1. Аффективно – возбудимый;

  2. Тормозимый;

  3. Истероидный;

  4. Неустойчивый.

Каждый из них связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно - возбудимый вариант чаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, агрессия членов семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребёнка часто развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватных вызвавшему их раздражителю, повышенная готовность к конфликтам.

Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность и деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследствии - пассивным, неуверенным в своих силах. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам.

Истероидный вариант патологического развития личности чаще наблюдается у девочек. Он может формироваться как в среде, аналогичной вышеописанной, при аффективно возбудимом варианте (в этом случае истерические реакции возникают как реакции протеста), но может возникнуть и в изнеживающей обстановке, в условиях гиперопеки, когда жажда признания культивируется в ребенке обстановкой избалованности, обожания, неправомерно завышенной оценкой его внешности, способностей и т. д. и в то же время отсутствием трудового воспитания. В этих случаях речь идет о воспитании по типу «кумира семьи».

Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости напоминает аналогичный тип психопатии. Но происхождение его чаще всего обусловлено условиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ребенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности. Поведение зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивности, повышенной внушаемости.

Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях. Развитие личности как по тормозимому, так и невротическому типу также влечет за собой вторичную инфантилизацию ребенка, так как лишает его активности, самостоятельности и инициативы.

24. Модели психологической помощи детям и подросткам. Виды помощи различаются по характеру задач, которые решают педагоги, дефектологи, социальные работники и др. специалисты. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи.

По характеру психологическая помощь состоит из:

  1. В рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием;

  2. В рекомендациях, связанных с методами обучения и воспитания;

  3. В рекомендациях по профессиональной ориентации подростков;

  4. В определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;

  5. В осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами и основаны на психологическом воздействии.

Психологическую помощь могут оказывать кроме психологов врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники.

Столин, Бодалев выделяют модели (виды) психологической помощи детям с отставанием в развитии:

  1. Педагогическая модель: оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями неблагоприятную ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

  2. Диагностическая модель: объект диагностики – дети/подростки с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Процесс диагностики комплексный, предполагает участие группы специалистов для проведения медицинской, педагогической и психологической диагностики. Диагностическая модель используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

  3. Социальная модель: применяется в семейной консультации (например, знакомство родителей детей с проблемой развития др. с. другом с целью общения; знакомство родителей с социальными службами – родительские ассоциации, семейные клубы…).

  4. Медицинская модель: предполагает убеждение родителей в необходимости лечения реабилитации детей с проблемой развития.

  5. Психологическая модель: предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка/подростка с проблемами в развитии и разработка адекватных методов психологического воздействия.

Психологическая помощь включает:

  • Психодиагностику;

  • Психологическое консультирование;

  • Психокоррекцию;

  • Психологическую поддержку.

В процессе психологической помощи необходимо учитывать сложную структуру специфичности развития, характер сочетания в картине их состояния и биологических и социальных факторов развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в вязи с заболеванием, особенности межличностного общения в семье и социуме.

25. Принципы психологической помощи. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры дефекта и его причин.

Идеи психологической коррекции базируются на следующих положениях психологии:

  1. Личность – целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и повевдения;

  2. Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми;

  3. Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности;

  4. Развитие аномального ребенка происходит по тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка.

На основании положений следующие принципы:

  1. Принцип комплексности психокоррекции. Означает единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Следует учитывать клинические и педагогические факторы.

  2. Принцип единства диагностики и коррекции (коррекция должна строится с учетом данных психодиагностики).

  3. Принцип личностного подхода (Роджерс). В процессе психокоррекции следует рассматривать не отдельную функцию, а личность в целом. В процессе коррекции необходимо ориентироваться на создание условий для развития психологических качеств ребенка.

  4. Принцип деятельностного подхода. Психокоррекцию необходимо проводить с учетом ведущего типа деятельности ребенка, а также личностно-значимого для ребенка вида деятельности. Это особенно важно при коррекции эмоциональных нарушений.

  5. Иерархический принцип. Коррекция должна строится как формирование психологических новообразований с учетом возраста ребенка.

  6. Каузальный (причинный) принцип. Нужно устранять не симптомы, а причины.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]