Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Народовольцы и Тихомиров.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
127.49 Кб
Скачать

Глава II Если перестать быть революционером

§1. Поворотный момент.

В последние годы «Народной воли» Тихомиров все больше тяготел к публицистике. Потом, еще до убийства Александра II, Лев Александрович попросил у народовольцев отставки, сознавая бесполезность революционной деятельности. Те лишь согласились дать ему отпуск в августе 1880 г33.

1 марта 1881 года состоялось седьмое и последнее покушение на императора. Царь, наконец, был убит. Однако после этого не последовало каких-то волнений со стороны народа, предвещавшие скорую революцию. Даже наоборот, народ не понимал ни целей, ни методов народовольцев и глубоко скорбел об Александре-освободителе. По этой причине в самой партии произошел идейный и организационный кризис. «Народная воля» также ослабела сразу, как только полиция по-настоящему усилила меры и стала преследовать революционеров.

Накануне своей эмиграции, Тихомиров совершает поездку по России в 1882 г., после которой приходит к выводу о том, что между революционеров и простого народа лежит непреодолимая пропасть34.

По настоянию жены Тихомиров отправляется через Вену и Женеву в Париж. Позже он перевозит туда свою семью. Начинается период эмиграции в его жизни и период тяжелого переосмысления своих убеждений. Первые годы заграницей он еще тесно сотрудничал с радикалами (остатками народовольцев и членами «Черного передела»), однако в 1888 году порывает и с ними. Происходит полное перерождение Тихомирова. Он переходит на позиции сторонника самодержавия и критика революции35.

§2. Критика народовольцев.

Как мы помним, в 1888 г. Лев Тихомиров публикует брошюру «Почему я перестал быть революционером», где выступает уже в качестве обличителя своих бывших единомышленников36. Но в работе присутствовала не только критика. Тихомиров пытался понять, по каким причинам революция в России пока невозможна и вредна. Бывший народоволец пишет, что когда он был еще молод, то не имея «никаких самостоятельных наблюдений жизни, никакой самостоятельной критики, оставался компилятором чужих мыслей, воспринятых на веру, потому что все так думают»37. Та же проблема виделась Тихомирову и в русском либеральном движении: политические программы были «слишком теоретичны, слишком мало национальны, слишком мало сообразованы с условиями нашей страны»; Россия еще не накопила политических и социальных знаний, полученных на личном опыте38.

Что касается непосредственно революционеров, то Тихомиров счел, что они были не способны перенимать у предшественников ничего, кроме техники, а революционная Россия вообще не существовала как реальная сила. Программа «Народной воли» была лишь попыткой к настоящей революционной программе, ее нужно было постоянно пересматривать и обновлять. Сама партия была также лишена «творящей силы». Тихомиров понял это, по его словам, уже к 1880 г39.

Терроризм стал отдельной темой в критике бывшего народовольца. Если даже в революции необходимо иметь идею созидательную, а не разрушительную, то террор (как идея разрушительная) с самого начала ненужный и бессильный метод, а политические убийства показывают полное непонимание общественных законов. Идея террора «обесплодила идею революции», унесла жизни или подорвала силы многих народовольцев40. Революционеры напрасно считали террор полезным в дезорганизации правительства. Да, мы видели, что вначале власть действительно испугалась и пошла на уступки. Но когда меры по безопасности были усилены, а правительство осознало, что народники (как ни парадоксально) далеки от народа, а горстка революционеров больше ни на что не способна, как на политические убийства, оно начало действовать совершенно без колебаний. Поэтому Тихомиров считал применение террора чуть более чем полностью бесполезным41.

Так или иначе, Лев Тихомиров в своем полном переосмыслении революционной деятельности пришел к следующим выводам.

  1. Суть революции не в созидании, а в разрушении42.

  2. С идеей революции прочно связана идея террора43.

  3. Истинный русский идеал (созидание) несопоставим с идеалом революционным (разрушение)44.

  4. Русская революция – движение не столь политическое и экономическое, а «возмущение против действительной жизни»45.

  5. Истоки революционности интеллигенции – в слабости ее образования и в отрыве от российских реалий46.

Разумеется, прийти к таким выводам было для Тихомирова как бывшего революционера нелегко. И переосмысление его происходило не месяцы, а годы, возможно, почти десятилетие.

Разумеется, бывшие соратники восприняли переосмысление Тихомирова как ренегатство и предательство. Разумеется, они искали причину в его измене, находя ее в безвольной жизни или даже в сумасшествии Льва Александровича. Но, возможно, бывший народоволец был в чем-то прав, раз после убийства Александра II долгожданной революции не случилось. И даже более того, вскоре распалась сама «Народная воля», терзаемая как внутренними противоречиями, так и силами ужесточившегося правительства.