
- •Оглавление
- •Введение
- •Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования
- •Особенности становления эмоционально-смысловой сферы личности детей дошкольного возраста
- •Жизненные и личностные смыслы родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста
- •Глава 2. Экспериментально-психологическое изучение влияния детско-родительских отношений на становление эмоционально-смысловой сферы детей дошкольного возраста
- •2.1 Организация и методы исследования, объем выборки и ее общая характеристика
- •Кинетический рисунок семьи (р.Бернс, с.Кауфман)
- •Цветовой тест отношений (а.М. Эткинд, 1981)
- •Модифицированная проективная методика «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений (а.А. Шведовская, о.А. Карабанова).
- •Процедура проведения методики
- •2.2 Результаты изучения эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе и значимым другим
- •Результаты цветовых выборов детей
- •Ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению со значимым лицом или стимулом
- •Ранг цвета, ассоциируемого согласно стандартной раскладке м.Люшера по предпочтению со значимым лицом или стимулом
- •2.3 Результаты изучения особенностей восприятия и переживания ребенком внутрисемейных отношений
- •Особенностей восприятия и переживания детьми внутрисемейных отношений
- •2.4 Результаты изучения жизненных и личностных смыслов родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста
- •Варианты ответов родителей «жизнь ради ребенка»
- •2.5 Обсуждение результатов исследования
- •Результаты корреляционного анализа взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностей становления эмоционально-смысловой сферы детей
- •Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования
Особенности становления эмоционально-смысловой сферы личности детей дошкольного возраста
Развитие представлений об эмоционально-смысловой сфере личности тесно связано с разработкой проблематики как категории переживания, так и категории смысла.
Переживание является одним из процессов смыслопорождения личности. В процессе переживания, которое является многомерным, осуществляются механизмы смыслообразования, смыслопорождения, смыслоосознания, смыслостроительства,
Л.С. Выготским введен термин «смысловое переживание». Развитие смыслового переживания связывается им со способностью человека к развитию логики чувств, с формированием его обобщенного отношения к себе, к другим, с пониманием своей ценности, благодаря чему появляется ряд сложных личностных образований (самооценка, уровень притязаний и т.п.). Л.С. Выготский считает, что возникновение смысловых переживаний открывает новый этап в развитии личности, так как становится возможной противоречивая борьба переживаний и их осмысленный выбор.
Переживание традиционно рассматривается в психологической науке и практике как отражение сознанием личности значимых для нее событий и явлений окружающего мира, включающее не только когнитивные, но и эмоциональные компоненты.
Переживание – эмоциональная сторона психической жизни. Без изучения эмоций, как пишет О.К. Тихомиров, выхолащивается представление о сознании и познании в целом, потому что, «как только мы отделяем познание от эмоциональных процессов мы обедняем и учение о процессах познавательных. Мы обедняем и учение о деятельности, поскольку эмоции справедливо связывают с внутренней регуляцией жизнедеятельности и поведения человека» (с. 459).
Во всех зарубежных и отечественных подходах характерно безусловное признание важности и ценности эмоциональных процессов для душевной жизни человека, признание того факта, что без эмоций психическая жизнь человека, отражение внешнего мира и бытия были бы обедненными и упрощенными.
Категориальная (понятийная, терминологическая) область изучения эмоциональных процессов пока не устоялась, к сожалению приходится сталкиваться с различным содержанием одних и тех же терминов у разных авторов.
В зарубежной и отечественной психологии существует некоторая недифференцированность понятий «эмоция» и «переживание». В некоторых исследованиях переживание одновременно рассматривается и как акт сознания, и как эмоциональный процесс.
Так, например, согласно В.К. Вилюнасу переживание есть осознание отношения человека к окружающему миру, которое он выражает через свои эмоции. С.Л.Франк приходит к необходимости выделения из потока переживаний как стихии душевной жизни «чистого переживания», которое прямо связано с живым знанием и есть внутреннее бытие субъекта. Этот уровень переживания связан с глубинным самосознанием «Я», мысль об уничтожении которого повергает человека в ужас. Характер переживания определяет характер отношений человека с миром, характер его бытия в мире. Переживание – есть активность субъекта, предполагающая как пишет С.Л. Франкл «акт откровения», в ходе чего происходит понимание человеком себя и мира, в котором он существует. В.Франкл указывает на то, что «наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия».
Понятие «переживание» всходит корнями к интроспективной психологии, классической психологии сознания. При этом границы понятия размыты, что позволяет наполнять его различным содержанием, включая культурно-исторический контекст (Л.С.Выготский), предметную область психологии (С.Л.Рубинштейн), категориальный аппарат теории деятельности (Ф.Е.Василюк).
Среда, согласно Л.С. Выготскому, определяет развитие ребенка через переживание среды. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Глубокий внутренний анализ переживания ребенка представляет собой изучение среды, которая переносится внутрь ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни. Л.С. Выготским проанализирован процесс постепенного развития переживаний на протяжении детства. Он отмечает, что в раннем возрасте ребенок непосредственно переживает все, что с ним происходит, но при этом не знает собственных переживаний. Существенной чертой кризиса семи лет становится начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Между переживанием и непосредственным поступком вклинивается некоторый интеллектуальный момент. «В каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент... и аффективное образование» (Л.С. Выготский). Ребенок начинает понимать свои переживания, у него возникает осмысленная ориентировка в них, переживания приобретают смысл.
С.Л. Рубинштейн, рассматривая понятие «переживание» в контексте системы отношений «Человек-Мир», полагал, что анализ переживания и его роли в отношениях человека к миру должен идти сначала в онтологическом плане, что предполагает раскрытие способа существования человека в мире – переживания человеком мира [28].
Переживание, по С.Л.Рубинштейну это любое, испытываемое субъектом, эмоционально окрашенное состояние, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие из его собственной жизни. С.Л. Рубинштейн писал, что «сознание человека включает… не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека…». Посредством переживания бытия происходит переход «вещи в себе» в «вещь для нас»; осуществляется переход объективного содержания бытия в субъективный образ (картину) мира. Кроме этого, переживание, выступая как динамический процесс, ведет к изменению, преобразованию бытия и самого человека. Посредством переживания происходит переход жизненного смысла вещей, событий объективного мира в личностный смысл и место во внутреннем мире личности. Тем самым переживание выступает своего рода «буферной зоной» и объективируется в отношениях человека, в его поведении и деятельности. Неотъемлемым моментом бытия человека в мире выступает «субъективная картина мира», как результат переживания объективных отношений, образующих ту реальность, в которой живет человек. В онтологическом аспекте различные переживания человека составляют его жизнь [28].
Л.С. Выготский считал, что «действительной динамической единицей сознания, т.е. полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание». А.Н. Леонтьев полагал, что реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле бытия.
Переживание в отечественной академической психологии представлено достаточно полно только в исследованиях Ф.Е. Василюка и в работах Л.Р.Фахрутдиновой.
По Ф.Е. Василюку, переживание – особая деятельность, направленная на перестройку психологического мира, на установление смыслового соответствия между сознанием и реальностью. Деятельность по переживанию возникает в ситуации, в которой невозможно реализовать внутренние необходимости жизни субъекта. Таким образом, можно утверждать, что переживание – «борьба против невозможности за создание возможности в ситуации жизненных мотивов» [6].
«Психология переживания» вводит понятие переживания как внутренней деятельности по принятию фактов и событий жизни, по установлению смыслового соответствия между сознанием и бытием, обретению внутренней, смысловой разрешенности действия.
Необходимость в переживании возникает у субъекта в особых, критических жизненных ситуациях, при невозможности жить как раньше, при невозможности реализовывать внутренние необходимости своей жизни, как некая восстановительная работа, задача добывания осмысленности, поиска источников смысла дальнейшей жизни.
Переживание является особой деятельностью, соотносящей субъекта с миром. Оно использует для своих целей мышление, воображение, память, эмоции человека и т.д. Эта работа не может быть проделана извне. Человек сам и только сам может пережить события, обстоятельства своей жизни, породившие кризис.
Процесс переживания и его характеристики зависят как от внешнего мира (восприятия его субъектом), так и от внутреннего мира самого субъекта, ибо процесс переживания - это работа по примирению внутреннего и внешнего в условиях их противоречия.
Обобщая вопрос об отношении субъекта к реальности в случае разных типов переживания, Ф.Е.Василюк определяет различные варианты пеерживаний:
- Гедонистическое переживание игнорирует реальность, искажает и отрицает ее, формируя иллюзию удовлетворенности и сохранности нарушенного содержания жизни;
- Реалистическое переживание принимает реальность, как она есть, приноравливая к ней динамику и содержание потребностей субъекта;
- Ценностное переживание пытается обезоружить реальность идеальными процедурами, превращая ее в предмет интерпретации и оценки. Совершившееся событие лишь идеально преображается ценностным сознанием;
- Творческое переживание отличается чувственно-практическим отношением к реальности [7].
В реальной жизненной ситуации человек может использовать разные виды переживания или какие-либо их комбинации. Использование разных видов переживания в одной ситуации приведет, соответственно, к разным результатам. В том, что касается развивающих возможностей процесса переживания, Ф.Е.Василюк усматривает следующие закономерности:
- Если доминантой процесса переживания является принцип удовольствия, переживание, даже в случае успеха, может привести к регрессу личности. Принцип реальности в лучшем случае удерживает личность от деградации. Только ценностное и творческое переживание превращают критические ситуации из разрушительных событий жизни в точки ее духовного роста и совершенствования. В свою очередь творческое переживание может на различных стадиях своего процесса использовать принципы удовольствия, реальности и ценности, соответствующие разным типам критических ситуаций. Существуют ситуации, для которых оптимально использование определенного вида переживания;
- Каждый человек имеет как опыт своих собственных переживаний, произведенных им в своей жизни, так и приобретает определенные «схематизмы» выхода из кризиса, являющиеся культурно-историческими формами, - через искусство, общение, обычаи, ритуалы - из культуры, которую М.Мамардашвили определял как "определенность формы", практикуя которую, культивируя, человек обретает свою внутреннюю сложность.
Л.Р. Фахрутдинова пишет: «Переживание понимается как психическое явление, данность внутренней жизни человека, посредством которой осуществляется связь осознаваемого Я с ядерными, большей частью неосознаваемыми структурами субъективного мира»; «Переживание вступает во взаимодействие с психическими процессами и состояниями, являясь для них матрицей, носителем, формой, данностью, самим бытием. Переживание может быть опосредующим звеном, психологическим механизмом, посредством которого осуществляется взаимодействие психических процессов и состояний»; «Переживание как «буферная зона», где происходит накопление изменений до некоторой «критической массы» и далее качественный переход состояния». Подчеркивается также «сквозной» характер переживания, пронизывающий все виды психических явлений, всю психическую реальность субъекта».
Переживание связано со смысловой сферой человека. В процессе переживания происходит изменение, трансформация, порождение смысла. Но может происходить и утрата смысла, порождающая у человека новую задачу – «задачу» переживания. Ф.В. Бассин говорил о «значащих переживаниях» для интеграции понятий «смысл» и «переживание». Фактически здесь идет речь о смысловом эмоциональном отражении.
Таким образом, феномен человеческого переживания представляет собой сложную и многогранную психологическую реальность, принимающую различные формы и проявляющуюся в различных психологических эффектах. Это предполагает комплексный (междисциплинарный) подход к изучению данной проблемы, в центре которой стоит раскрытие психологической природы переживания.
А. В. Петровский указывает на то, что в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное,- как. и знание, в котором воплощено его объектное начало. Вместе с тем следует отметить, что детальное феноменологическое исследование переживания как субъектного начала сознания не было произведено. Работы С. Л. Рубинштейна (1999), Л. С. Выготского (1996) и других авторов содержат описание переживания как феномена, однако не уделяют внимания его параметрам, содержанию и определению места данного феномена среди других. В работах Ф. Е. Василюка, самого известного отечественного исследователя феномена переживания, определено как место переживания в ряду других феноменов с точки зрения различных подходов, так и содержание этого феномена с точки зрения подхода самого Ф.Е. Василюка. Однако, как известно, подход школы Ф.Е. Василюка рассматривает переживание как процесс, возникающий в критических жизненных ситуациях, требующих переосмысления существования субъекта. В противоположность этой точке зрения, мы считаем, что переживание есть постоянная форма деятельности сознания субъекта, направленная на отражение эмоционально значимых для субъекта событий (как и полагали представители традиционного подхода к трактовке этого феномена), и смыслообразование представляет собой дополнительную функцию переживания, актуализирующуюся в критических ситуациях, описанных Ф. Е. Василюком (1984).
Если допустить, что переживание действует не только в критических, но и в любых ситуациях, то необходимо изучить связь этого феномена с широким кругом разнообразных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок, и особенности его функционирования в этих ситуациях. Поскольку исследование процесса переживания субъекта в любых ситуациях представляется слишком обширной проблемой в этой работе мы решили останавливаемся на изучении переживания ребенка ситуаций взаимодействия с близкими и значимыми взрослыми. Основываясь на результатах многочисленных эмпирических исследований общения, мы полагаем, что именно ситуации взаимодействия с людьми находятся на втором месте после изученных Ф. Е. Василюком критических ситуаций по интенсивности, яркости и разнообразию порождаемых ими переживаний. Таким образом, наш подход к исследованию феномена переживания можно обозначить как субъект-субъектный, поскольку содержание переживания, которое рассматривается в этом подходе, имеет отношение в основном к ситуациям взаимодействия между людьми, в настоящем исследовании между ребенком и родителями.