- •Все авторские права защищены . Свидетельство n 34882 от 8,09,2010.
- •Глава 5. Приводится полная трактовка каждого закона системы и их составляющих.
- •Глава 6. Концепции построения
- •Глава 7. Решение формы
- •Глава 8. Человеческий фактор
- •Глава 9. Наставления всеобщего педагога по вопросом обучения рисованию
- •Наследие всеобщего педагога Литературное источники
- •Педагогическая деятельность Чистякова п. П.
- •Посвящение в основы изобразительной грамоты
- •Глава 1 Способ восприятия
Педагогическая деятельность Чистякова п. П.
В истории изобразительного искусства Павел Петрович Чистяков известен больше как педагог, чем как художник. Он был учителем, воспитавшим элиту русских живописцев второй половины 19-го века.
Как педагог, он интересовался не только профессиональным обучением рисунка, но и постановкой этого предмета в средне образовательных школах. Понимая значимость изучения рисунка в изобразительном искусстве, и рассматривая его изучение как полноценный воспитательный процесс, Чистякова волновал вопрос нравственного и духовного воспитания молодого поколения. Он видел рисунок как средство изучения и познания окружающей действительности. Вопрос о воспитании, пожалуй, один из самых актуальных вопросов “всех времен и народов”, встающий с каждым годом особенно остро. Вот что по этому вопросу писал бывший ученик П.П.Чистякова И.Е. Репин педагогу и лектору по вопросам воспитания С.Н. Полякову. “ Воспитание человека – великое дело. Все наши отравы жизни, бедствия, разноголосицы, развращенность более всего происходят от нашей невоспитанности. Все это не ново. Не ново и то, что благовоспитанность и есть исключительная принадлежность людей духовно богатых, ученых, художников, изобретателей и всякого рода талантом выдающихся людей. Люди большей частью испорчены жизнью – односторонни, страстны, нервны до невменяемости, бесхарактерны… Невежество, бедность, униженность положения так же не действуют благотворно на развитие нравственных отношений между людьми и чаще развращают характер людей, ведут к преступности.
Школа наша, почти не занята воспитанием детей. Они [педагоги] стараются дать им [детям] только теоретические знания из некоторых предметов науки и потому сухи, односторонни, схоластичны трудны. Дети выносят из школ малопригодные в их жизни знания, и почти ни какого понятия: об обязанностях гражданина к отечеству, о самодеятельности, об уважении к личности ближнего, о долге чести, о соблюдении и развитии собственной совести, о важном значении в жизни труда, религии долга. Следовало бы составить разумный катехизис добрых правил жизни и начать его преподавать, с толком, еще до грамоты – вести параллельно, но весь курс школы чтением о подвигах выдающихся по нравственности людей, начиная с житий святых. Биографии выдающихся исторических личностей – героев, мудрых правителей, воспитателей, философов, изобретателей, и особенно скромных, честных но безукоризненных по отношению к своей стране граждан, – ведь это богатейший материал (особенно в наше время так разросшийся) [время Репина] дает могучее средство умным наставникам занять разумно и с пользой молодые умы – это сторона духовная.” (Петербург 1891год). Это письмо, вызвано запросом Полякова о задачах воспитания молодежи в связи с предложением, издать сборник “Влияние школы на жизнь по воспоминаниям русских писателей и общественных деятелей”.
Ежегодно, с 1870 года, в Санкт-Петербургской Академии Художеств, проводились конкурсы детского творчества, где Чистяков участвовал в комиссиях по присуждению премий за лучшие рисунки учащихся средних учебных заведений. Во время просмотра им не только оценивались работа, но и обсуждались вопросы методики преподавания в этих учебных заведениях. По итогам конкурсов комиссия составляла отчеты, в которых делался анализ существующего состояния преподавания, давались рекомендации к решению задач вставших перед учителями. Отчеты рассылались по школам участников конкурса и с успехом использовались преподавателями в практической деятельности.
В 1872 году с целью выработать программы и способ контролирования успехов по рисованию общеобразовательных школах была создана специальная комиссия при Академии Художеств. В числе других профессоров в нее входил и П.П. Чистяков. В том же году комиссия составила программу, официально предложенную для преподавания рисования в гимназиях и училищах. К вопросам, поставленным комиссией, П.П.Чистяков обратился с предложением о внесении в учебную программу раздельное преподавание черчения и рисования, что вызвало разногласия среди преподавателей. Дело в том, что многие педагоги не проводили разграничения между этими предметами, что вносило путаницу в цели и задачи преподавания. Чистяков указывает на разницу между задачами, входившими в обучение рисунка и черчения, навыками и умениями, которыми учащиеся приобретают на занятиях этих предметов. Одной из проблем послужившей предметом споров был метод копирования повсеместно применявшийся в школах, но считавшимся многими методистами устаревшим. Чистяков выступает за рациональное и органическое использование этого метода в сочетании с натурным рисованием, которому уделяется значительная часть учебного времени.
Система Чистякова, о которой так много говорилось преподавателями, резко отличается то их представления, и в целом от школы художественного образования, где к миру изобразительного искусства приобщают путем визуальных и технических приемов. Чистяков рассматривает изобразительное искусство в его целостности. Он был единственным из русских художников-педагогов, кто рассматривал изучение рисунка и живописи в единстве, в тоже время, определяя их различие. Он нашел такой метод, с помощью которого можно было работать ''не разрывая'' живописи и рисунка, связывая их понятия о форме в пространстве. Кроме того, П. П. Чистяковым был разработан собственный план обучающих программ по изобразительному искусству для гимназий и уездных училищ, включающих в себя рисование с натуры геометрических тел, орнаментов и гипсовых моделей. Пройдя весь курс обучающей программы, ученик мог получить достаточную подготовку для того, чтобы при наличии определенных способностей можно было продолжить обучение в среднем, а за тем и в высшем художественном учебном заведении. Чистяков рассматривал начальную общеобразовательную школу, среднее художественное и высшее учебное заведение как части одной системы, различные ступени которой представляют последовательные стадии овладения едиными в своей основе изобразительными методами.
Изучить и расшифровать идеи Чистякова, можно только при практической работе. Шаг за шагом, входя в их гармонию, не останавливаясь на теоретизировании и на привязке отдельных Чистяковских упражнений и к существующим курсам по рисунку и живописи.
* * *
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
