
- •«Томский политехнический университет» о.И. Тюкульмина, р.Б. Квеско введение в специальность «социальная работа»
- •1.Введение
- •2. Социальная работа как феномен современного мира
- •3. Основные принципы социальной работы
- •4. Становление социальной работы как профессиональной деятельности. Основные концепции социальной работы
- •5. Понятие благотворительности в социальной работе. Основные ее формы
- •6. Международные аспекты социального сотрудничества
- •Центр оон по социальному развитию и гуманитарным вопросам в Вене.
- •Международная федерация социальных работников (мфср).
- •Юнеско.
- •Юнисеф.
- •Всемирная организация здравоохранения (воз).
- •Международный Красный Крест.
- •7. Международное сотрудничество в решении социальных проблем
- •7.1. Международное сотрудничество в решении проблем пожилых людей.
- •7.2. Международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов
- •7.3. Международное сотрудничество по проблемам укрепления семьи
- •7.4. Международное сотрудничество по проблемам молодежи
- •8. Социальная работа с различными группами населения
- •8.1. Многодетная семья в контексте социальной работы
- •8.2. Социальная работа с пожилыми людьми
- •8.3. Социальная работа с молодежью
- •9. Соотношение основ социальной работы, социальной педагогики и социальной политики
- •10. Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения
- •11. Этика социального работника
- •Оказание помощи отдельному человеку или группе лиц в сложной жизненной ситуации путем реабилитации, консультирования, использования других видов социальных услуг;
- •Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «союз социальных педагогов и социальных работников»
- •Раздел 1:
- •Раздел 2.
- •Раздел 3:
- •Раздел 4:
- •Раздел 5
- •Раздел 6:
- •Раздел 7:
- •Содержание
- •Введение в специальность «социальная работа»:
4. Становление социальной работы как профессиональной деятельности. Основные концепции социальной работы
С конца Х1Х – начала ХХ веков социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. В разных странах официальное признание социальной работы как профессии, введение специальности и закрепление должности социального работника в государственных правовых документах было предопределено различными временными рамками. Генезис социальной работы как профессиональной деятельности, обозначившийся в конце ХIХ века, был тесно связан с реализацией новых идей и концепции в области социальной деятельности Мэри Элен Ричмонд.
В 1898 г. была открыта первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Идея создания этого профессионального учебного заведения принадлежала М.Э. Ричмонд. В своем первом труде «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899 год) Мэри Элен Ричмонд впервые обосновала научные методы социальной работы. В 1917 году издается еще одно ее произведение – «Социальные диагнозы». В этой книге Ричмонд наиболее полно представляет свой метод социальной работы, получивший в дальнейшем название «индивидуальный метод социальной работы». Появление теоретической базы в сфере социальной работы привело к созданию первых школ по подготовке профессиональных работников, а произведения Ричмонд стали первыми учебными пособиями.
В традициях американского менталитета формировалась идеология индивидуализма, согласно которой Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, как невозможность индивида полноценно построить свою независимую самостоятельную жизнь. Она отводила клиенту специфическую роль, роль больного, полагала, что задачей социального работника является «социальное врачевание» индивида, находящегося в сложной жизненной ситуации, и формирование способности человека самостоятельно решать свои проблем.
За основу понимания социальной работы как профессионального вида деятельности она взяла медицинскую модель, согласно которой взаимодействие социального работника и клиента рассматривалось как совокупность определенных структурных элементов, представляющих собой следующую логическую цепочку: сбор фактов – социальный диагноз – социальная терапия. Ею была проведена мысль о том, что самым основным в социальной работе является постановка социального диагноза и использование его при выборе метода оказания социальной помощи индивиду или его семье.
В определенной ситуации с учетом конкретных обстоятельств установленный диагноз позволяет помочь выявить причину возникшей проблемы клиента и найти пути ее решения. Социальный диагноз предполагал оценку личности клиента и его социального положения, поэтому Ричмонд рассматривала социальную помощь как совокупность мер, результатом которых являются изменения и индивида, и социальной среды. Социальные мероприятия по оказанию социальной помощи клиенту она подразделяет на две категории, обусловливающие друг друга:
косвенный метод лечения;
непосредственный метод.
Косвенный метод проявляется в воздействии на социальную среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.
Непосредственный метод состоит в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений.
Косвенный и непосредственный методы воздействия на клиента обусловили в дальнейшем развитие двух основных направлений в теории социальной работы – психологическое и социологическое.
Идеи Ричмонд внесли не только вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.
Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.
В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента была взята медицинская модель, однако идеи Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом, противоречащим ее собственным взглядам. Среди социальных работников представители именно диагностической школы испытали сильное влияние теории З. Фрейда. Основное внимание сосредоточивалось на внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. С усилением влияния психоанализа основной акцент перемещается на сбор информации о детстве клиента, оценке его личности, оценка же ситуации становится вторичной.
Отношения между клиентом и социальным работником приобретают авторитарный характер. Задачей социального работника становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности, оказание помощи в его адаптации к окружающей среде.
Новое направление стало развиваться в Пенсильванской школе социальных работников в 1930-х гг., оно было связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы.
Функциональной школой за основу было взято желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи в ходе лечения. Представители данного течения в отличие от диагностической школы основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. В рамках функциональной школы была предложена оригинальная методика по организации аппарата помощи – ее предоставления и приема. Основной акцент при этом делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Было введено понятие самоопределения – права клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Мери Элен Ричмонд.
Теоретическим основанием функциональной школы явилась концепция В. Робинсона: клиент ставится в центр процесса оказания помощи, клиент сам выбирает тему для обсуждения своего прошлого.
В отличие от сторонников диагностической школы представители функциональной считали, что поскольку клиент знает себя лучше, то он сам способен поставить диагноз своей проблеме. Задача специалиста состоит в принятии на себя ответственности за процесс оказания помощи и за формирование отношений между социальным работником и клиентом.
По утверждению функциональной школы, невозможно познать «Я» другого человека. Вместо этого необходимо создавать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. В этой связи от социального работника требуется хорошее знание самого себя. Подготовка социального работника должна заключаться в «тотальном вживании», которое способствует саморазвитию и самопознанию.
Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем – семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.
Несомненный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе. Каждый человек есть носитель двух начал – биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами – язык, ценности и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека несут определенное проявление иррациональности и независимости действий от условий среды, и в то же время находятся в зависимости от субъективных «определенных ситуаций». Вот почему социальному работнику необходимы не только специфические знания теории и методов социальной работы, но и достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных и этнических различиях потенциальных клиентов.
Вместе с тем социальный работник может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только статус и другие социальные, но и индивидуальные физические и психические характеристики, то есть биологические особенности человека, которые проявляются в его поступках. Поэтому социальная работа – это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудных жизненных ситуациях.
В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Данный тезис можно проиллюстрировать на следующем примере. Молодой человек полон сил, энергии, мечтаний о счастливой семейной жизни. Но достижение этого, оказывается, зависит от положения в обществе, источников дохода, заработной платы. Для этого, в свою очередь, необходимо получить соответствующее образование и квалификацию, а в поисках интересной и хорошо оплачиваемой работы выдержать определенную конкуренцию. Таким образом, желаемое сейчас счастье отодвигается на неопределенный срок. В этом примере социальный работник сталкивается с конфликтом, обусловленным, с одной стороны, завышенными потребностями и запросами и ограниченными возможностями их реализации, с другой.
Социальная работа в европейском измерении воспринимается в тесной взаимосвязи социальной политики и государства. На формирование современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В последующем она получила распространение практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:
самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;
привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.
Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.
Научная концепция социальной работы содержит не только новое прочтение субъектно-объектных отношений, научные идеи времени и суперпозиций различных форм темпоральности человека, темпорального аспекта культуры, но и теорию социального действия, понимание сознания человека в его эмоционально-ценностном смысловом аспекте, нравственном санкционированном осуществлении прогностической коммуникативной функции.
Человека в качестве объекта науки изучает целый комплекс фундаментальных и прикладных наук: биология, антропология, физиология, психология, культурология, этнология, исторические и социальные науки. Теория социальной работы формируется на базе обобщения данных наук о человеке, осуществляя синтез научных данных с целью получить научный продукт с возможностью его воплощения в прикладных социальных технологиях оказания помощи, поддержки, терапии.
Известный американский историк науки Томас Кун определил совокупность концепций, идей и научных сообществ, соответствующих конкретной культурно-исторической эпохе, как научную парадигму. Влияние различных сфер культуры на формирование той или иной парадигмы науки доказано всем развитием научных школ и эволюцией культуры. Так и сама научная картина мира складывается под влиянием той или иной научной парадигмы: античная, классическая, механическая, современная неклассическая, постнеклассическая.
В донаучной картине мира, по Веберу, преобладало приспособление, бегство от мира, в классической науке – овладение миром, подчинение природы, объективизация знания. Идея спасения, вносимая христианством, носила абстрактно-гуманистический и вселенский характер. И лишь в конце XIX века программа социального действия как элемента образа жизни конкретизировала и персонифицировала жизненный путь человека. Человек оказался в инвайронментальных сферах социума, космоса, биосферы, повседневной жизни и собственного «Я». Однако то, что человек включен в многообразные миры (биосферу, социум, космос, повседневность, экзистенцию), уже есть риск: он зависим и может «выпасть» из какой-либо сферы. Так, нормативно-преемственное программирование культурой, с одной стороны, и генетические программы, с другой, не всегда гармонично стыкуются, а порой создают полный дискомфорт. Творчество, мир артефактов, нравственность и смысл жизни встречают истребление культуры, жизненные и социальные катастрофы.
Кроме того, сам тип научной рациональности менялся в эволюции культуры. Чистая объективация мира в классической науке сменилась привнесением субъективности в объективный мир неклассической науки, а в нашу эпоху рациональность науки немыслима без ее ценностной ориентации. Типология научной рациональности обозначает позиции, принятые современным научным сообществом: классическое рациональное объективирование мира (Ньютон), субъектно-объектная неклассическая картина мира (Бор) и аксиологическая постнеклассическая картина мира (Пригожий). Классическая научная картина мира в форме мировой абсолютной схематики Ньютона-Гегеля включала линейные представления, лапласовский детерминизм, прозрачный рационализм объективирующего анализа природы. Человек как субъект жизни был исключен из картины мира, выступая лишь в роли познающего субъекта, стороннего наблюдателя, фиксирующего явления, процессы, закономерности. Эта техногенная европейская рациональность колыбелью своей имела античную греческую цивилизацию, зарождение научных школ, математики и философии, переход от мифоса к логосу, монетную форму денег и частную собственность на землю и рабов. Развитие античной культуры в средневековье сделало шаг в развитии стандартов образования, возникновении университетов, формировании логистики. И завершение стройной картины мира мы наблюдаем в Новое время как расцвет наук о природе, механики, математики, географии, биологии. Культурная матрица техногенной цивилизации в Европе сформировала инновационный тип науки, поляризуя субъект и объект познания и объективируя абсолютное время в форме независимой математической длительности.