
- •«Томский политехнический университет» о.И. Тюкульмина, р.Б. Квеско введение в специальность «социальная работа»
- •1.Введение
- •2. Социальная работа как феномен современного мира
- •3. Основные принципы социальной работы
- •4. Становление социальной работы как профессиональной деятельности. Основные концепции социальной работы
- •5. Понятие благотворительности в социальной работе. Основные ее формы
- •6. Международные аспекты социального сотрудничества
- •Центр оон по социальному развитию и гуманитарным вопросам в Вене.
- •Международная федерация социальных работников (мфср).
- •Юнеско.
- •Юнисеф.
- •Всемирная организация здравоохранения (воз).
- •Международный Красный Крест.
- •7. Международное сотрудничество в решении социальных проблем
- •7.1. Международное сотрудничество в решении проблем пожилых людей.
- •7.2. Международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов
- •7.3. Международное сотрудничество по проблемам укрепления семьи
- •7.4. Международное сотрудничество по проблемам молодежи
- •8. Социальная работа с различными группами населения
- •8.1. Многодетная семья в контексте социальной работы
- •8.2. Социальная работа с пожилыми людьми
- •8.3. Социальная работа с молодежью
- •9. Соотношение основ социальной работы, социальной педагогики и социальной политики
- •10. Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения
- •11. Этика социального работника
- •Оказание помощи отдельному человеку или группе лиц в сложной жизненной ситуации путем реабилитации, консультирования, использования других видов социальных услуг;
- •Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «союз социальных педагогов и социальных работников»
- •Раздел 1:
- •Раздел 2.
- •Раздел 3:
- •Раздел 4:
- •Раздел 5
- •Раздел 6:
- •Раздел 7:
- •Содержание
- •Введение в специальность «социальная работа»:
2. Социальная работа как феномен современного мира
Социальная работа является видом социальной деятельности, направленным на осуществление помощи людям, оказания им содействия в сложных жизненных ситуациях. Истоки данной деятельности следует искать в глубокой древности, когда люди не могли объединиться в социальные группы, не выработав систему поддержки слабых и незащищенных. В основе социальной деятельности лежали религиозно-этические воззрения и способы осуществления, которые были доступны людям в конкретных исторических условиях и времени. Распределительные отношения, характерные для первобытного общества, сменились в дальнейшем такими видами деятельности как милостыня, благотворительность, общинно-традиционное и государственно-регламентированное призрение слабых, нищих, увечных и больных. Социальная работа как область общественной практики развивалась под влиянием оформления государственной системы защиты и поддержки, развития области познания о способах помощи нуждающимся. Основные направления общественного сознания о помощи и поддержке ближнего со стороны государства оформились в XIV–XVII веках. На рубеже XIX–XX веков они складываются в единый комплекс о частном и общественном призрении. В этот период формируются главные направления социальной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное, правовое, нравственное, политическое, экономическое. Начавшийся в XIX веке глобальный процесс модернизации характеризуется ускорением смены социокультурных событий и усложнением жизненной сферы людей. При таких условиях происходили закономерные изменения культурных феноменов, из которых можно выделить следующие:
во-первых, переход от общинной формы социальной жизни к более индивидуализированной форме;
во-вторых, переход от авторитарного лидерства к профессиональному менеджменту, основанному на демократических принципах, что вызвано многообразием групп интересов в обществе;
в-третьих, переход от обычного права как регулятора общинных отношений к праву, имеющему в обществе универсальное значение, обусловленное возрастанием степени открытости общества, утверждением равенства всех граждан перед законом;
в-четвертых, переход от мифологического отношения к окружающей действительности к рациональному отношению, обусловленный существенным усложнением искусственного окружения людей.
Сегодня идет формирование парадигмы социальной работы, которая развивается с учетом отечественного исторического опыта помощи и защиты. В настоящее время продолжает ощущаться потребность в единой системе и мировой инфраструктуре социальной помощи и взаимопомощи, в едином информационном пространстве. Для определения основных черт отечественной парадигмы социальной помощи необходимо сопоставить отечественный и западноевропейский опыт:
В западной модели социальной помощи идеи альтруизма находят свое развитие в идеях индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека есть высшая ценность. В основе же социальной помощи в России лежат идеи соборности, когда альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к нравственной идее народности, а поэтому индивидуальность проявляется через массовость, а коллективность становится базовым принципом помощи.
В западной модели процесс помощи рефлексируется как преображение, внутреннее изменение, обновление духа, что ведет к возрождению и превращает нарушителя в достойного члена общины (так называемый индивидуальный путь спасения отдельного человека). В отечественной модели социальной помощи определяющим является призрение (приближение, озабоченность нуждами ближнего своего), критерием является не сама реальность, а идея реальности, которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания.
Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции, носит непрерывный характер развития от добровольной помощи к профессиональной. В России это развитие носит дискретный (прерывный) характер, так как профессионалы не формируются из добровольцев.
Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Методологической базой развития социальной работы явилась психология, а в основу ее методики легла техника групповой и психотерапевтической работы. Понятийное же поле социальной помощи в России складывалось под воздействием преобладания социального обеспечения над социальной работой, а также того фактора, что призрение включало в себя просвещение, образование, медицину, политику. В России социальную работу идентифицировали с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.
Специальное изучение социальной помощи в России началось в начале XIX века. Интерес к истории помощи и социальной защиты был обусловлен развитием общественного движения социальной поддержки нуждающихся, а также рядом государственных мер в области социальной политики. В исследованиях этих лет рассматривается история процесса помощи и поддержки в России, эволюция социального призрения с позиции историко-статистического подхода. Но параллельно развивается и другой подход – с позиции христианской благотворительности: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности. Складываются определенные области истории общественной и частной помощи: история отдельных этапов социальной помощи, направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и др.), благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения.
Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. Историческое исследование деятельности благотворительных обществ было положено в 70-х годах XIX века, когда начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы, основанных царской семьей. Начинает находить свое историческое освещение и деятельность общества Красного Креста, благотворительных организаций в различных городах России. Исследуются определенные социальные группы, отражающие различные социально-исторические процессы, исторические трансформации (миграцию, урбанизацию, разрушение геополитического пространства и др.). История нравов, поведения, ценностных ориентаций, мотивов девиантных групп становится особым социальным полем и предметом исследования в контексте социальной помощи.
Проблемы историко-понятийных интерпретаций социальной работы в России связаны с неоднозначным толкованием исторической практики помощи и взаимопомощи. Общественное существование человека еще на стадии первобытной коммуны начинает формировать определенные принципы взаимодействия и защиты родового пространства. Эти принципы самоорганизации связаны, прежде всего, с витальными функциями, с выживанием рода в условиях столкновения с соседями, завоевателями. Формирующаяся этническая культура становится защитным механизмом, который имел бинарную направленность: вне родового пространства и в родовое пространство. И если внешняя функция защиты определена ее расширением, то внутренняя – защитой и поддержкой ее членов. В общности складываются социогенетические механизмы как системное единство редистрибуции и реципрокации.
Основа различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими – процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Этот феномен имеет социогенетическую обусловленность, которая представлена своей историей и генезисом индивидуального развития в социально-исторической перспективе, и в процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию в структурных сценариях и закреплен в массовом сознании в языковых формах и структурах. Он имеет исторические, вещные и деятельностные формы существования со своими субъектами помощи, объектами помощи, идеологией помощи, которые, в конечном счете, определяют его социально-генетическую типологию как явления, процесса и феномена культуры.