Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
29-40.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
11.01.2020
Размер:
81.41 Кб
Скачать

29. Массовая литература XXI века: технология или поэтика?

Массовая литература начала ХХ1 века: технология или поэтика?

Представление сложилось к началу 20 века. Адресована тем, кому адресован медийный продукт. Массовое общество – люди, которые не объединены идеей, просто живут.

Массовая литература берет свое начало с середины 19 века. Тогда возникло предположение о делении культуры в целом на высокую и низкую. Высокая – классическая культура. Значит, нужна и низкая. Отличие: высокая литература – средство духовного развития и просвещения народа, а массовая должна развлекать. В начале 20 века сформировалась аудитория массовой литературы. Высокая лит-ра адресована образованному человеку, элитарная аудитория. Безличное скопление атомизированных людей, связанных между собой формально – массовая аудитория.

Массовые тексты:

1) очень быстро создаются. Донцова – не меньше двух романов в год.

2) Низкая себестоимость производственная. Они в мягких обложках и карманного формата

3) Продукт, адресованный определенному рыночному сектору

4) Содержание должно вызывать эмоции, которых человек лишен в повседневности. Донцова пишет детективы. Люди любят, т.к. у них самих в жизни нет приключений.

5) Эмоции и переживания подтверждают, как правило, общие места

6) Отклик, вызываемый массовым текстом, не предполагает длительной духовной работы

Признаки массового текста:

1) популярность

2) простота, банальность

3) структурно-смысловая жесткость. У Донцовой героиня на последних страницах все рассказывает, как все было на самом деле.

4) Стереотипный язык. Во всех романах все одинаково. А у Бунина, например, в разных произведениях совершенно разный язык.

Основные жанры:

1) детективы

2) роман-боевик (авантюрно-приключенческий роман, в основе которого действие агрессивного характера). Главный герой такого романа – настоящий мужчина. «Джеймс Бонд» – классика этого жанра.

3) Фантастика

4) Историко-авантюрный роман. Берет начало от Дюма «Три мушкетера». В России это Акунин Борис.

5) Дамские романы

6) Популярные песни

Литература «мидл класса» - облегченный вариант современной литературы, обращение к которой не требует от читателя особых духовных и интеллектуальных усилий, но которая отличается высоким исполнительским качеством. Массовая дифференциация – сращение жанров внутри единого произведения.

Борис Акунин мастерски умеет стилизовать. Эпоху он переживает как фон. Он использует стиль как средство создания исторического фона. Его сложно отнести как к массовой, так и к высокой литературе.

30. Постмодернизм как литературное явление. Анализ одного произведения (по выбору студентов).

Доминировало в 1990-ые годы. Противостояние реализму. Отвергали принципы, выбранные классической литературой, реалистические нормы, правила. Для постмодерна важнее форма, а не содержание. Литературный стиль характеризуется образностью. Постмодернисты выражали свое отношение к объекту, доминирует выразительное начало. Постмодернисты считали, что после них не будет никого. Пелевин – самый популярный писатель.

Содержательно декларировали идеи:

1) отрицают возможность рационального объяснения мира (философия абсурдизма, мир необъясним, абсурден)

2) полное разочарование в гуманистических ценностях и общепризнанных авторитетах

3) демонстрация неприятия идеи целостности мира. Мир – хаос. Состоит из иерархически неупорядоченных объектов. Мир децентрализован.

4) Тяготение к изображению бессознательного и случайного в поведении героев. Пример: Венедикт Ерофеев «Москва Петушки». Герой находится вечно в приподнятом состоянии и отправлялся искать Красную площадь. Для него обыденная жизнь – это не жизнь. Главный недостаток людей – спесь. Человек должен быть грустным и растерянным. Неприятие советской действительности. Только когда выпьет, видит мир таким, какой он есть.

5) Безобразное преобладает над нормативным и благообразным в современной жизни. Татьяна Толстая – мастер метафор. Может уничтожить одним словом героя.

Использовали:

1) фрагментарность, нелинейность изложения, которая проявляется в композиции и в синтаксической разорванности предложений, формирующих текст

2) интертекстуальность – прием художественный, механизм интерпретаций, способ смыслопорождения

3) игровая карнавальная стихия

4) ирония как организующая форма для текстов разных жанров. Надо высмеять идею, чтобы она стала безопасной

5) прием «отстранения» жизни, личности великих людей

6) сознательно ориентируются на новый тип читателя. Пресыщенная десятка, сознательно презирающая реальность

7) соавтором постмодерниста всегда становится комментатор

В конце 1990-х постмодернизм распался:

1) тенденциозная ветвь = соц-арт (особое внимание к поэтике интермедиальности и игра речевыми техниками). Лев Рубинштейн поэма «Регулярное письмо», Пригов «Путешествие из Москвы в Пермь»

2) западный вариант постмодернизма – уход от социальных тем, использование коллажей. Роман Голковского «Бесконечный тупик»

3) «другая проза», «новая волна» - попытка соединить классическую традицию и постмодерн. Битов «Пушкинский дом», Татьяна Толстая. Внимание к темным сторонам жизни; маскировка авторской позиции во имя иллюзии объективности; не создание фантастических миров, а раскрытие фантастического в реальной жизни; активное использование реминисценций из классической литературы. Людмила Петрушевская – рассказ «Черное пальто»

Неоклассическая проза (неопочвенники):

1) Литературная задача – создание картины реального мира, сбережение социальных и нравственных норм;

2) Поиск смысла жизни

3) Смысл важнее формы

4) Создание активного героя, выражение авторской позиции

Алексей Варламов (род.1963). 1995 – повесть «Рождение» (психологическая проза, внимание к фактическому материалу и смысл).

Леонид Иванович – повесть «Третья правда» (Иван Рябинин, Андриян Селиванов).

Условно-метафорическая проза (конец 80-х): использование притч, легенд, сказок, чтобы показать алогичность, парадоксальность реальной будничной жизни. Представители: Фазиль Искандер, Анатолий Ким («Белка», «Радости рая»).

Анализ рассказа Людмилы Петрушевской «Черное пальто» (2002). Однако в "страшных историях" Петрушевской, как это ни парадоксально звучит, картина не столь мрачна, как во многих ее реальных рассказах. Тем не менее в сюжете "Черного пальто" многие ситуации и отдельные детали заставляют вспомнить о той самой темной стороне обыденной жизни, которая обычно является предметом изображения в реальных произведениях писательницы. Героиня, как и читатель, не сразу понимает, какие границы она пересекает. Одновременно в первой же фразе присутствуют необходимые для создания атмосферы мистического неожиданности: "вдруг", "незнакомое место", "непонятное шоссе" и, конечно, "чужое черное пальто". Затем появляется какая-то машина, и два странных человека предлагают девушке подвести ее. Петрушевская строит повествование, следуя поэтике сна, используя традиционные сюжеты сновидений: незнакомое место, поиск выхода, появление каких-то странных людей, которых вначале принимают за "помощников", а потом они оказываются "вредителями", попытки спрятаться, убежать от них. Появляется темный туннель, по которому девушка "легко бежала, почти не касаясь пола, неслась как во сне", потом - темный дом, лестница, закрытые двери квартир, которые, как по волшебству, вдруг открываются одним ключом. И при этом, в соответствии с законами жанра, героиня стремится всему странному дать рациональное объяснение: "Они ехали по совершенно пустым и раскопанным ночным улицам, народ, видимо, давно спал по домам". Писательница использует широко распространенный балладный ход - встречи с миром мертвых. Слепота героев в отношениях друг с другом связана с тем, что они находятся во мраке, где трудно различить, что ведет к гибели, а что к спасению, кто умер, а в ком еще осталось что-то живое. Черное пальто является предметом-проводником между двумя мирами. Только накинув его или, наоборот, сбросив, можно вступить в царство мертвых или покинуть его. Но загадка черного пальто разрешается только в самом конце. Размывание привычных границ реальности пробуждает воображение читателя. Такой текст способствует "романтическому мечтанию" как особому роду чтения - соучастию в "страшной" игре. Внешней формой игрового контакта с читателем-соучастником являются своеобразные "слова-заклинания", одновременно характеризующие состояние героини и настраивающие читателя на определенную эмоциональную волну, поддерживающую в нем "магию страха".

Десять спичек, свеча. Отсылка к Жуковскому (баллада «Светлана»), реминисценция на «Божественную комедию» Данте.

Сами сюжетные ситуации, проясняющие причины самоубийства героинь, очень напоминают те, с которыми мы постоянно встречаемся в реальных рассказах писательницы: разрыв отношений между близкими людьми, отчуждение как следствие равнодушия или непонимания. Но в мистических рассказах писательница дает возможность читателю и самим героям посмотреть на происходящее с другой стороны, из другого мира. В результате все в прямом смысле этого слова предстает в другом свете: "Все вдруг осветилось". "Я сейчас очень многое поняла. Я была такая дура!" - произносит одна из героинь. И после возвращения из "иной реальности" в ту, которую героини покинули по своей воле, они уже все видят по-иному. Связи, практически уже порванные, восстанавливаются. Появляется и "ангел-хранитель".