
- •Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- •1. Основные этапы развития отечественной социологии управления в советский период
- •2. Организационная тектология а.А. Богданова
- •3. Теоретические разработки в области управления а.К. Гастева
- •4. Теоретические разработки в области управления с.Г. Струмилина
- •5. Вклад в.Г. Афанасьева и д.М. Гвишиани в развитие социологии управления
4. Теоретические разработки в области управления с.Г. Струмилина
Струмилин (Струмилло-Петрашкевич) Станислав Густавович (1877–1974) – видный советский экономист, статистик, социолог. Основная тематика научных работа – статистика, разработка методов планирования, исследование проблем экономики труда, трудовых ресурсов и др.
По мнению Струмилина, любой хозяйственной деятельности человека внутренне присуща предусмотрительность, что выражается в определении программы действий, ведущей к намеченной цели с наименьшими затратами времени и энергии. Т.е., любое индивидуальное капиталистическое хозяйство может быть признано плановым, поскольку представляет собой единство целей, в соответствии с которыми создается и функционирует данное предприятие, и средств их осуществления с учетом всей совокупности конкретных, порой очень изменчивых обстоятельств.
Однако подобный вывод, справедливый на микро-уровне (в отношении отдельного предприятия), не может быть распространен на макроэкономический уровень общества, в основе хозяйственной деятельности которого лежат принципы конкуренции и рыночной борьбы. Главным неустранимым пороком подобного общества Струмилин считал не только естественное отсутствие централизованного хозяйственного плана, но и принципиальную невозможность его разработки и осуществления. Следовательно, народное хозяйство обречено, по его мнению, на постоянный хаос и периодические кризисы. Преодолеть все эти трудности и проблемы можно лишь на путях осуществления плановой системы хозяйства.
Взгляды Струмилина на социально-экономические предпосылки установления планового хозяйства. 1) надо полностью ликвидировать «рыночную стихию», а в связи с этим и «единоличные хозяйства мелкой индивидуалистической буржуазии». 2) изжить «наследие буржуазной культуры», которая «виновата» в том, что «так часто превращает общественных деятелей в бездушных бюрократов, заслуженных инженеров – в злостных вредителей, доверенных кооператоров – в воров и растратчиков». 3) изжить товарно-денежные отношения, которые представляют собой несоциалистические элементы хозяйства, они есть зло как наследие прошлого. Хотя без них на данном этапе строительства социализма не обойтись, они будут решительно, энергично преодолены.
Размышляя над вопросом о том, является ли плановая работа наукой или искусством, Струмилин отдал предпочтение трактовке плана как искусства (плановое искусство). Он объяснял этот крен необходимостью классового, партийного подхода к планированию, т.к. не ставил перед собой задачи построения некоего абстрактного универсального плана, годного для любого хозяйственного строя. По его мнению, характер народнохозяйственного плана всегда определяется классовым стилем и социальными устремлениями «социального зодчего», который его строит.
Хотя Струмилин полностью не отвергает научное исследование в плановой работе, он все же не считает, что эта работа сводится к научному прогнозированию будущих хозяйственных процессов, а всякую конкретизацию плана в определенную программу действий с конкретными цифрами рассматривает как выход за пределы доступного познанию. Таким образом, жестким условием планирования является примат целевых установок и подчиненное им значение научных исследований действительности.
Струмилин принял участие в разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Его главную задачу он формулировал как «такое перераспределение наличных производительных сил общества, включая сюда и рабочую силу, и материальных ресурсов страны, которое в оптимальной степени обеспечивало бы бескризисное расширенное воспроизводство этих производительных сил возможно быстрым темпом в целях максимального удовлетворения текущих потребностей трудящихся масс и скорейшего приближения их к полному переустройству общества на началах социализма и коммунизма».
В процессе бесконечных пересмотров проектов первой пятилетки изменялись цифровые показатели, уточнялись пропорции, но в поле зрения проектировщиков неизменными оставались две главные целевые установки: максимальное развитие производства как основы индустриализации, решительное усиление социалистического сектора в городе и деревне. Третья же установка на «максимальное» удовлетворение потребностей людей носила чисто декларативный характер.
В концепции плановой экономики Струмилина доминирует явно выраженное централизованное, директивное начало, на что указывал и за что его критиковал постоянный оппонент Н. Кондратьев. Кондратьев писал, что постановка тех или иных задач в планах нуждается в гораздо большей осторожности и обоснованности, особенно тех из них, которые невозможно разрешить при данном уровне знаний. Он ратовал за постоянный учет конъюнктурных колебаний, кредитных ставок, рыночных цен, равновесия валютных курсов, за динамический план. Если Кондратьев усматривает в рыночном механизме достаточно действенный регулятор производства, поддерживающий пропорциональность, сбалансированность экономики, хозяйственное равновесие ее различных частей, то Струмилин видит в нем постоянный источник всех бед.
Значителен вклад Струмилина в разработку конкретной методики планирования. Он был убежден, что в основе построения планов должно лежать обеспечение пропорциональности развития важнейших отраслей народного хозяйства, сбалансированности, согласованности ресурсов с потребностями.
Струмилин, как и Гастев, подробно рассматривал социологические факторы трудового поведения работников, однако первый ориентировался скорее на макросоциологию (народнохозяйственный уровень), а второй – на микросоциологию (уровень отдельного работника и трудового коллектива).