Глобализация и ее влияние на политико-правовые явления
Современная глобализация сопровождается множеством кризисных явлений. Но что собой представляет кризис? Кризис (crisis – суд, лат) – это, по сути точка бифуркации, возможность выбора
В современных условиях изменяется понятие государственности. Формируется «государственность новоевропейского типа».
Древний Рим практически реализовал идею глобализма в Pax Romana. Византия выступила в качестве правопреемника, но потом в противовес возник другой центр – римский первосвященник.
В основе римского права лежит учение стоицизма, впитавшего в себя естественное право. Римская юриспруденция – позиция справедливости; западный подход: юриспруденция – это интерес.
Если для греческого мироощущения характерна постановка фундаментальных вопросов (кто есть Христос?), то для римлян – практических вопросов. Из различных типов мировоззрения вытекают различные типы понимания добра и зла. У римлян (католиков) грех – это преступление. Католики воспринимают себя как армию против дьявола. В православном понимании грех – это болезнь. Если на Западе действует принцип “ora et labora”, то в Византии – нищелюбие. Римляне акцентируют внимание на право («Пусть погибнет мир, но восторжествует закон»). В Византии приоритет отдается милосердию.
В средние века в западной Европе государственность долгое время связывалась римским первосвященником. Возникновение протестантизма возродило понятие суверенитета национальных государств. Если ранее источником власти признавался Бог (Рим – высшая инстанция), то в период национальных государств – народ («чья власть, того и вера»). В этой связи Генриха IV можно назвать первым идеологом национализма («Франция там, где говорят по-французски»).
Республика у Полибия понималась как идеальная форма государства, сочетавшая в себе три формы правления.
Следует учитывать, что «самодержавный монарх» означает суверенный монарх, но не абсолютный. Самодержавный монарх не имеет над собой власти, но он ограничен тардицией и , как правило, религией. Абсолютный же монарх должен быть ограничен правом.
Если на Востоке акцент делается на людей, то на Западе – на институты.
Когда государство становится сувереном, оно начинает унифицировать общественные отношения, люди становятся его подданными. Государство вмешивается в экономику, становясь главным заказчиком и потребителем продукции. Государству становятся ненужными независимые образования. Общественные отношения начинают формализовываться, и, как следствие, возникает бюрократический аппарат. Церковь уходит на второй план, т. к. церковь составляет определенную альтернативу государству. В Новое время государству особенно необходимы деньги для финансирование армии и гос. аппарата. Отсюда следует потребность государства управлять экономикой.
Развитие капитализма и промышленности в западной Европе влечет снижение объемов производства продовольствия. Как следствие, в восточной Европе повышенный спрос на продовольствие. Это, в свою очередь влечет вторичное закрепощение крестьян. По сути, это было уже первым глобальным разделением труда.
Вначале Европа использовала колонии как источники сырья, затем колонии уже становятся рынками сбыта.
В условия кризиса перепроизводства после I мировой войны становится ясно, что война – это двигатель экономики.
«Новый курс» Рузвельта: право – это не традиция, но инструмент трансформации общества.
Современная глобализация диктует стандартизацию общемировых взаимоотношений. Но современная глобализация основана на западных ценностях.
З. Бжезинский: США – империя. Задача: не допустить появления контр-империи, ослаблять партнеров, насаждая идеи прав человека. Основным инструментом является теория управляемого хаоса.
Причинами снижения государственного суверенитета:
- появление технологий глобального уровня (ИКАО, стандарты связи, экологии);
- концепция прав человека;
неспособность государства справится с большинством социальных функций (частное образование, медицина).
